Особенности изучения эпических произведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: выявить особенности изучения эпического произведения в школе. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
* выявить сходные и отличительные особенности изучения эпических произведений в средних и старших классах;
* познакомиться с методической литературой по анализу эпического произведения;
* дать характеристику методам и приемам анализа эпического произведения;
* выяснить специфику методики изучения эпических произведений в школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
§ 1.1. Анализ образа-персонажа как путь изучения эпического произведения…………………………………………………………...…4
§ 1.2. Компоненты образной системы эпического произведения…………………………………………………………….10
§ 1.3. Работа над эпизодом как основа анализа эпического произведения…………………………………………………...………..16
Глава 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОЗАИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
§ 2.1. Общие задачи работы над эпическим произведением ..…….....20
§ 2.2. Анализ сюжетно-композиционной основы произведения и работы над эпизодом……………………………………………………23
§ 2.3. Методы и приемы анализа эпического произведения…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….35.

Файлы: 1 файл

особенности изучения эпических произведений.doc

— 370.00 Кб (Скачать)
 
 
 
     
  1. Методика  преподавания литературы. Учебное пособие  для студентов пед. институтов./ под  ред. З.Я.Рез. М., «Просвещение», 1977. – 384 с.
  2. Белинский В.Г. Сочинения. т.1.  . – М., 1948.
  3. Н.А.Добролюбов. Собрание сочинений в трех томах. Т.2., М., 1952.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Конспект  урока по литературе студентки –  практикантки

Николаевой  И.А.      школа № 9  6 «а»  класс (06.03.2007 г.) 

     Тема  урока: Изображение быта и жизни сибирской деревни в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.

     Цель  урока: показать автобиографический характер рассказа; отметить особенности его композиции, своеобразие языка; постановка нравственных вопросов: честность, доброта, долг; попытаться вызвать у учеников отклик на эти вопросы; раскрыть особенности характеров героев.

     Задачи:

     Воспитательная: воспитание нравственности и гуманности личности ребенка; обогащение духовного мира школьников; воспитание положительных черт личности ребенка;

     Развивающая: развить навыки выразительного чтения; развить логическое мышление; развить устную и письменную речь учащихся; научить приемам ведения диалога; научить умению выслушивать мнение собеседника; научить умению отстаивать свою точку зрения; научить умению вести дискуссию; способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышлении, речи и памяти;

     Образовательная: анализ рассказа, «Конь с розовой гривой»; характеристика образов; отметить особенности композиции рассказа, своеобразия языка.

     Методические  приемы: рассказ учителя; выразительное чтение: беседа по вопросам; пересказ эпизодов; комментированное чтение; цитирование текста.

     Оборудование  урока: портрет В.П.Астафьева, сборники рассказов Астафьева, учебник – хрестоматия, рисунки учащихся.

     План  урока:

  1. Орг. момент – 3 мин.
  2. Ответы на вопросы по тексту – 3 мин.
  3. Слово учителя – 4 мин.
  4. Анализ рассказа (беседа по вопросам, пересказ, цитирование текста, комментарий учителя,  выразительное чтение) – 19 мин.
  5. Просмотр рисунков и их анализ – 4 мин.
  6. Подведение итогов урока – 4 мин.
  7. Заключительное слово учителя – 4 мин.
  8. Выставление оценок – 2 мин.
  9. Постановка Д/З – 2 мин.
 
 

     Тип урока: комбинированный урок

     Отрывки из хода урока:  

     - Сегодня, ребята, мы с вами приступаем к изучению рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Вы должны были дома прочитать этот рассказ. Сейчас мы с вами, ребята, ответим на вопросы, для того, чтобы вспомнить содержание рассказа:

  1. Кто из героев рассказа «в сердцах или в насмешку» называл бабушку «генералом»?
  2. Какую ягоду собирал Витя, чтобы «трудом своим заработать пряник»?
  3. Почему все жалели Витю?
  4. На берегу какой реки находилась деревня, в которой жил мальчик?
  5. Как звали бабушку Вити?
  6. О ком из героев рассказа Витя говорил: «Он любил море, а я любил его?
  7. Какой пряник пообещала купить бабушка, если мальчик наберет земляники?

Ответы  учащихся:

  1. Дедушка
  2. Землянику
  3. Т.к. он был сиротой
  4. Енисей
  5. Катерина Петровна
  6. Левонтий
  7. «Пряник конем» - конь с розовой гривой

 - Молодцы, ребята! Правильно ответили на вопросы.

- Рассказ  В.П.Астафьева «Конь с розовой  гривой» - это, ребята, как мы  с вами уже говорили на прошлом  уроке, повествование писателя  о собственном детстве, в котором  действительно были и походы  за земляникой, и купание в  своенравной сибирской реке, и его друг Санька из многодетной семьи Левонтия, и бабушка с дедушкой, о которых автор пишет с особой теплотой и любовью.

- Ребята, основная тема рассказов В.П.Астафьева – тема детства, тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человек старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

- А сейчас, ребята, давайте ответим с вами на несколько вопросов, попытаемся проанализировать рассказ.

- Скажите,  пожалуйста, от чьего лица ведется  повествование?

- От первого лица. Это воспоминание  писателя о собственном  детстве.

- Ребята, что является завязкой рассказа? 
 

- Эпизод, в котором  рассказывается, как  бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем».

- В какой  семье растет герой, ребята?

- Герой рассказа  – сирота. Живет  он с бабушкой, дедушка приезжает  с «заимки» время  от времени. Для  мальчика приезд  дедушки – радость.  Бабушка строгая,  воспитывает внука в труде. «Пряник конем» нужно еще заработать: набрать земляники для продажи.

- Почему  «пряник конем» такая желанная  мечта?

- Действие рассказа  происходит в первые  годы после войны.  Это было очень  трудное время.  Страна была разорена, утомлена войной. Люди жили очень скудно, бедно, часто не хватало самого необходимого – пищи, одежды, того, к чему мы привыкли, как к само собой разумеющемуся. Дети не избалованы вкусной едой, они не всегда и едят досыта. Соседские ребятишки постоянно голодные. Пряник кажется сказочно красивым, это и лакомство, и удовольствие, которое хочется растянуть, и игрушка.

- А как  описана семья Левонтьевых?

- В семье Левонтьевых  ребятишек не сосчитать.  Рассказчик называет  нам несколько  имен, но понятно,  что их было  много: в доме Левонтьевых «были одни ребятишки, и ничего больше».

- В каком  доме жили Левонтьевы? (цитирование  текста)

- Дом их стоял  «сам с собою,  на просторе»:  «ничего-то ему  не мешало смотреть  на свет белый  кое-как застекленными  окнами – ни  забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни». Даже изгороди постоянной вокруг дома не было, а крыльцо заменил «истюканный топором чурбак».

- Ребята, автор с легкой иронией описывает  жилище Левонтьевых.

- А что  такое ирония?

- Насмешка.

- Он  пишет: «ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый» - на самом деле это означает крайнюю бедность.

- А печка,  как мы с вами на прошлом  уроке говорили, о которой обычно  пишут уважительно, как о центре  деревенского дома, «раскорячилась посреди избы» - слово явно неуважительное.

- Ребята, а почему Левонтьевы так плохо жили?

- Они были бедными,  было много детей,  на всех не хватало  денег. Левонтий  сильно пил, пропивал  деньги, да и работать  не любил. Последствия  войны.

- Ребята, а люди от хорошей жизни  начинают пить? Пьют потому что  им легко жить на свете?

- Нет, им тяжело. Не от легкой  жизни они пьют.

- Ребята, а что за человек был Левонтий  сам по себе?

- Бабушка Вити корила  его за безделье, на что Левонтий  отвечал: «Я, Петровна, слободу люблю!».  Пьяный Левонтий  мог расколотить  стекла,  

«ругался, гремел, плакал». Однако был он человеком  добрым и благодушным.

- А что  привлекало главного героя в  семье Левонтьевых?

- Мальчик жил один  с бабушкой, а в  семье соседей  было много ребятишек,  было шумно и  весело. С получки  покупались пряники и конфеты. Поэтому рассказчик пишет: «Главная цель моей жизни была – прорваться в дом Левонтия после его получки…»

- А почему  бабушка запрещала Вите ходить  к Левонтьевым? (цитирование текста)

- Бабушка пыталась  остановить внука:  « Нечего куски  выглядывать! Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане – вошь на аркане». Тетка Васеня постоянно занимала у соседей деньги, муку, картошку до зарплаты мужа.

- Ребята, а как жила семья главного  героя? Так же как семья Левонтьевых?  Или по-другому?

- Семья Вити жила немного лучше семьи Левонтьевых. У них всегда был кусок хлеба на «черный день», деньги. В избе было опрятно, уютно и тепло, чисто.

- Обратите  внимание, ребята, на то, что описание  быта и жизни героя и семьи  Левонтьевых противопоставляется.

- А как этот прием противопоставления называется?

- Антитеза.

- Для  чего его использует автор?

- Для усиления выразительности  речи, для передачи  мысли и чувства.

- Ребята, какую роль в композиции рассказа  играет описание семьи?

- Описание семьи  является своеобразной экспозицией, объясняет характеры героев, описывает время, место, обстоятельства действия.

- Скажите,  пожалуйста, из чего состоит композиция?

- Пролог, экспозиция, завязка, развитие  действия, кульминация,  развязка, эпилог.

- А у  нас есть здесь пролог?

- Нет.

- Ребята, обычно экспозиция предшествует  завязке рассказа. В ней говорится  о времени, месте действия. А  здесь завязка предшествует экспозиции. Как вы думаете почему?

- Для того чтобы  с первых строк  рассказа заинтересовать  учащихся, читателя.

- А сейчас, ребята, мы с вами проследим, как Витя с левонтьевскими ребятишками отправился за земляникой?

 - Скажите, какую посуду несли с собой левонтьевские ребята и Витя? Есть разница? (цитирование текста) 
 

- Соседские ребята  «несли бокалы  с отбитыми краями, старые, наполовину  изодранные на  растопку берестяные  туески…ковшики  без ручек».

Пересказ эпизода.

- Витя трудится  старательно, даже  не потому, что  ему хочется пряника  – он по-другому  не умеет. Он  не решается идти  на речку, пока  не собраны ягоды.  Левонтьевские же  хитры, ленивы, к  тому же ябеды.  Здесь опять они  прославляют лень.

- Битая  посуда не только признак бедности, а и признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудой идет за земляникой герой-рассказчик: «Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска». В этой семье знают цену труду.

- Как  ведут себя по дороге соседские  дети?

- Санька поддразнивает  Витю: «Скажи уж  лучше – боишься  ее, и еще жадный!».  Тут герой и  попадается на  Санькину «удочку»: «А хочешь все  ягоды съем?». И  отступить было  поздно. И вот все левонтьевские дети съели землянику, с таким трудом собранную мальчиком.

Информация о работе Особенности изучения эпических произведений