Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: выявить особенности изучения эпического произведения в школе. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
* выявить сходные и отличительные особенности изучения эпических произведений в средних и старших классах;
* познакомиться с методической литературой по анализу эпического произведения;
* дать характеристику методам и приемам анализа эпического произведения;
* выяснить специфику методики изучения эпических произведений в школе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
§ 1.1. Анализ образа-персонажа как путь изучения эпического произведения…………………………………………………………...…4
§ 1.2. Компоненты образной системы эпического произведения…………………………………………………………….10
§ 1.3. Работа над эпизодом как основа анализа эпического произведения…………………………………………………...………..16
Глава 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОЗАИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
§ 2.1. Общие задачи работы над эпическим произведением ..…….....20
§ 2.2. Анализ сюжетно-композиционной основы произведения и работы над эпизодом……………………………………………………23
§ 2.3. Методы и приемы анализа эпического произведения…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….35.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект урока по литературе студентки – практикантки
Николаевой
И.А. школа № 9 6 «а»
класс (06.03.2007 г.)
Тема урока: Изображение быта и жизни сибирской деревни в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.
Цель урока: показать автобиографический характер рассказа; отметить особенности его композиции, своеобразие языка; постановка нравственных вопросов: честность, доброта, долг; попытаться вызвать у учеников отклик на эти вопросы; раскрыть особенности характеров героев.
Задачи:
Воспитательная: воспитание нравственности и гуманности личности ребенка; обогащение духовного мира школьников; воспитание положительных черт личности ребенка;
Развивающая: развить навыки выразительного чтения; развить логическое мышление; развить устную и письменную речь учащихся; научить приемам ведения диалога; научить умению выслушивать мнение собеседника; научить умению отстаивать свою точку зрения; научить умению вести дискуссию; способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышлении, речи и памяти;
Образовательная: анализ рассказа, «Конь с розовой гривой»; характеристика образов; отметить особенности композиции рассказа, своеобразия языка.
Методические приемы: рассказ учителя; выразительное чтение: беседа по вопросам; пересказ эпизодов; комментированное чтение; цитирование текста.
Оборудование урока: портрет В.П.Астафьева, сборники рассказов Астафьева, учебник – хрестоматия, рисунки учащихся.
План урока:
Тип урока: комбинированный урок
Отрывки
из хода урока:
- Сегодня, ребята, мы с вами приступаем к изучению рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Вы должны были дома прочитать этот рассказ. Сейчас мы с вами, ребята, ответим на вопросы, для того, чтобы вспомнить содержание рассказа:
Ответы учащихся:
- Молодцы, ребята! Правильно ответили на вопросы.
- Рассказ
В.П.Астафьева «Конь с розовой
гривой» - это, ребята, как мы
с вами уже говорили на
- Ребята, основная тема рассказов В.П.Астафьева – тема детства, тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человек старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.
- А сейчас, ребята, давайте ответим с вами на несколько вопросов, попытаемся проанализировать рассказ.
- Скажите, пожалуйста, от чьего лица ведется повествование?
- От первого лица. Это воспоминание писателя о собственном детстве.
- Ребята,
что является завязкой
- Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем».
- В какой семье растет герой, ребята?
- Герой рассказа – сирота. Живет он с бабушкой, дедушка приезжает с «заимки» время от времени. Для мальчика приезд дедушки – радость. Бабушка строгая, воспитывает внука в труде. «Пряник конем» нужно еще заработать: набрать земляники для продажи.
- Почему «пряник конем» такая желанная мечта?
- Действие рассказа происходит в первые годы после войны. Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной. Люди жили очень скудно, бедно, часто не хватало самого необходимого – пищи, одежды, того, к чему мы привыкли, как к само собой разумеющемуся. Дети не избалованы вкусной едой, они не всегда и едят досыта. Соседские ребятишки постоянно голодные. Пряник кажется сказочно красивым, это и лакомство, и удовольствие, которое хочется растянуть, и игрушка.
- А как описана семья Левонтьевых?
- В семье Левонтьевых ребятишек не сосчитать. Рассказчик называет нам несколько имен, но понятно, что их было много: в доме Левонтьевых «были одни ребятишки, и ничего больше».
- В каком доме жили Левонтьевы? (цитирование текста)
- Дом их стоял «сам с собою, на просторе»: «ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни». Даже изгороди постоянной вокруг дома не было, а крыльцо заменил «истюканный топором чурбак».
- Ребята,
автор с легкой иронией
- А что такое ирония?
- Насмешка.
- Он
пишет: «ничего-то ему не
- А печка,
как мы с вами на прошлом
уроке говорили, о которой обычно
пишут уважительно, как о
- Ребята, а почему Левонтьевы так плохо жили?
- Они были бедными, было много детей, на всех не хватало денег. Левонтий сильно пил, пропивал деньги, да и работать не любил. Последствия войны.
- Ребята, а люди от хорошей жизни начинают пить? Пьют потому что им легко жить на свете?
- Нет, им тяжело. Не от легкой жизни они пьют.
- Ребята, а что за человек был Левонтий сам по себе?
-
Бабушка Вити корила
его за безделье,
на что Левонтий
отвечал: «Я, Петровна,
слободу люблю!».
Пьяный Левонтий
мог расколотить
стекла,
«ругался, гремел, плакал». Однако был он человеком добрым и благодушным.
- А что привлекало главного героя в семье Левонтьевых?
- Мальчик жил один с бабушкой, а в семье соседей было много ребятишек, было шумно и весело. С получки покупались пряники и конфеты. Поэтому рассказчик пишет: «Главная цель моей жизни была – прорваться в дом Левонтия после его получки…»
- А почему бабушка запрещала Вите ходить к Левонтьевым? (цитирование текста)
- Бабушка пыталась остановить внука: « Нечего куски выглядывать! Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане – вошь на аркане». Тетка Васеня постоянно занимала у соседей деньги, муку, картошку до зарплаты мужа.
- Ребята,
а как жила семья главного
героя? Так же как семья
- Семья Вити жила немного лучше семьи Левонтьевых. У них всегда был кусок хлеба на «черный день», деньги. В избе было опрятно, уютно и тепло, чисто.
- Обратите
внимание, ребята, на то, что описание
быта и жизни героя и семьи
Левонтьевых
- А как этот прием противопоставления называется?
- Антитеза.
- Для чего его использует автор?
- Для усиления выразительности речи, для передачи мысли и чувства.
- Ребята,
какую роль в композиции
- Описание семьи является своеобразной экспозицией, объясняет характеры героев, описывает время, место, обстоятельства действия.
- Скажите, пожалуйста, из чего состоит композиция?
- Пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
- А у нас есть здесь пролог?
- Нет.
- Ребята,
обычно экспозиция
- Для того чтобы с первых строк рассказа заинтересовать учащихся, читателя.
- А сейчас, ребята, мы с вами проследим, как Витя с левонтьевскими ребятишками отправился за земляникой?
- Скажите,
какую посуду несли с собой левонтьевские
ребята и Витя? Есть разница? (цитирование
текста)
- Соседские ребята «несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшики без ручек».
Пересказ эпизода.
- Витя трудится старательно, даже не потому, что ему хочется пряника – он по-другому не умеет. Он не решается идти на речку, пока не собраны ягоды. Левонтьевские же хитры, ленивы, к тому же ябеды. Здесь опять они прославляют лень.
- Битая посуда не только признак бедности, а и признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудой идет за земляникой герой-рассказчик: «Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска». В этой семье знают цену труду.
- Как
ведут себя по дороге
- Санька поддразнивает Витю: «Скажи уж лучше – боишься ее, и еще жадный!». Тут герой и попадается на Санькину «удочку»: «А хочешь все ягоды съем?». И отступить было поздно. И вот все левонтьевские дети съели землянику, с таким трудом собранную мальчиком.
Информация о работе Особенности изучения эпических произведений