Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:48, курсовая работа
Поэтому цель моей работы: показать специфику изучения эпических произведений в 5 – 6 классах на примере повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Предмет исследования- методика изучения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Задачи:
- познакомиться с теоретическим материалом по теме;
- изучить методику преподавания эпических произведений;
- описать методику изучения повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Введение…………………………………………………………..3
Изучение эпических произведений в 5-6 классах.
Глава 1.Особенности изучения эпического произведения
1.Основные жанры эпических произведений…………….....6
1.2.Специфика изучения эпических произведений на уроках литературы………………………………………………………...8
1.3.Чтение и вступительные занятия……………………………9
1.4.Вопросы теории литературы………………………………..10
1.5.Завершающие уроки…………………………………………15
1.6.Изучение эпических произведений в 5-6 классах………….16
1.7.Выводы по главе……………………………………………..18
Глава 2. Конспекты уроков по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»…………………………………………………………………..20
Глава 3. Конспекты уроков по рассказу В. П . Астафьева «Васюткино озеро»………………………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………...35
Глава 1.Особенности изучения эпического произведения
1.2.Специфика
изучения эпических произведений на уроках
литературы……………………………………………………
1.3.Чтение и вступительные занятия……………………………9
1.4.Вопросы теории литературы………………………………..10
1.5.Завершающие уроки…………………………………………15
1.6.Изучение эпических произведений в 5-6 классах………….16
1.7.Выводы по главе……………………………
Глава 2. Конспекты
уроков по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед
Рождеством»…………………………………………………
Глава 3. Конспекты
уроков по рассказу В. П . Астафьева
«Васюткино озеро»………………………………………………………………
Введение
Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе,—это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой.
Захватит ли книга ученика погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным, а то и вызовут внутреннее неприятие—об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьника с произведением. Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого чтения они думали над определенными вопросами, делали выписки и пометки, или лучше сделать эту первую встречу с книгой свободной, не осложнять ее аналитической работой? На первый взгляд кажется заманчивым прослаивать чтение пересказами, составлением планов, беседой в аналитическую работу, экономится время, а значит, открываются дополнительные возможности для более глубокого анализа.
Реформа
общеобразовательной и
Комплексное решение образовательно-воспитательных
задач каждого урока литературы требует
системного подхода, который заключается
прежде всего в изучении литературных
явлений в различных взаимосвязях и взаимообусловленности:
историко-литературной, тематической,
родовой, жанровой. Теоретико-литературные
понятия, связанные с родовой и жанровой
природой произведения, должны способствовать
сознательному усвоению системы знаний
и активизировать умения ученики.
Анализ литературного произведения с
учетом его родовой и жанровой специфики
позволяет познакомить учащихся с различными
способами выражения авторской позиции,
авторского отношения к миру и человеку,
помогает более глубокому восприятию
содержания и формы произведения, способствует
развитию читательских умений, пробуждает
интерес к самому процессу анализа художественного
текста.
Изучение литературных
Центральное место в программе по литературе занимают эпические произведения, причем больше всего изучается проза: рассказ, очерк, повесть, роман, роман-эпопея. Широкие рамки повествовательной формы, которую представляет эпос позволяют поместить в него и историю человеческой жизни, и картину общественных нравов, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение огромного многообразия человеческих характеров. Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Жанр произведения выступает как одно из средств раскрытия его содержания.
Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой — все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей.
Сама
по себе проза чрезвычайно
Писатель не просто описывает жизнь. Литературный образ и художественное произведение в целом — сложный акт отражения действительности. Жизнь в литературном произведении—это жизнь, осмысленная художником, пережитая и прочувствованная им. Отсюда обязательное внимание к взглядам художника, его личности.
Прозаические произведения занимают большое место в школьной программе и по числу названий, и по количеству часов, которое на их изучение отводится. Работа с прозой, на первый взгляд, легче, чем разбор произведений других жанров, особенно поэзии: более доступен язык, проще вести беседу.
Но
в связи с изучением прозы
возникают и некоторые
Методика работы с эпическим произведением широко разработана в литературоведении. Она включает большой комплекс вопросов, связывающих проблемы содержания и формы, раскрывающих роль каждого элемента художественного произведения и их тесную взаимосвязь в создании художественного целого. Работать с эпическим произведением — это значит не только понять характеры отдельных героев и взаимосвязь между ними, раскрыть механизм сюжета и композицию, увидеть роль отдельной детали и особенности языка писателя, но самое главное—выяснить, как все это определяется идеей писателя, тем, что Белинский называл «пафосом произведения». Чем значительнее художественное произведение, тем неисчерпаемее возможности работы над ним.
Поэтому цель моей работы: показать специфику изучения эпических произведений в 5 – 6 классах на примере повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Предмет исследования- методика изучения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Задачи:
- познакомиться с теоретическим материалом
по теме;
- изучить методику преподавания эпических
произведений;
- описать методику изучения повести Н.В.Гоголя
«Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П.
Астафьева «Васюткино озеро».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и литературы.
Практическая значимость заключается в использовании материала при работе в школе.
В работе использовались труды известных
литературоведов.
Глава
1. Особенности изучения
эпического произведения
1.1.Основные
жанры эпических произведений
ЭПОС (от греч. - слово, повествование, рассказ) — термин, употребляющийся в двух значениях. 1) Один из трех литературных родов (наряду с лирикой и драмой), представленный такими жанрами, как эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, эпическая поэма, отдельные виды очерка, сказка, предание и т.п. Эпос воспроизводит действие (происходящие события в жизни персонажей), разворачивающееся в пространстве и времени. Главная черта эпоса заключается в организующей роли повествования. Повествование в эпосе ведется от лица, называемого повествователем, который выступает своеобразным посредником между автором и читателем. 2) В специфическом понятии употребляется словосочетание «героический эпос», т.е. героическое повествование о прошлом, изображающее подробную картину народной жизни и представляющее, по определению Е.М. Мелетинского, «в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей».
В зависимости от протяженности изображаемого времени, охвата событий, в которых раскрываются человеческие характеры, различаются крупные, средние и малые формы (жанры) эпоса.
Крупные формы: эпопея, героический эпос , эпопея – монументальное по охвату изображаемых событий прозаическое произведение, роман – изображение истории нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени.
Средние формы: повесть — эпический прозаический жанр, занимающий серединное положение между романом и рассказом. Повесть может быть «почти романом» (например, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Вешние воды» И.С. Тургенева, «Фома Гордеев» и «Жизнь Клима Самгина. Сорок лет» М. Горького), а может оказаться и «почти рассказом» («Сорока-воровка» А.И. Герцена, «Ася» И.С. Тургенева, «Моя жизнь» А.П. Чехова). В статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» В.Г. Белинский писал о повести: «Ее форма может вместить в себе все, что хотите - и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь на мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни». Во второй половине XX века именно в жанре повести созданы лучшие произведения Ю.В. Трифонова, В.В. Быкова, С.А. Крутилина, А.И. Солженицына, Д.А. Гранина, В.Г. Распутина, В.И. Лихоносова, B.C. Маканина.
Примечательно,
что некоторые поэты назвали
свои поэмы повестями. В.А. Жуковский
как повесть определил «
Малые формы: новелла, рассказ — малый прозаический эпический жанр, имеющий значение «повествование», «история какого-нибудь события». В русской литературе признак объема как жанровый утвердил А.П. Чехов, у которого рассказ четко отделяется по объему от повести, хотя многие его рассказы могут охватить по сути историю целой жизни («Человек в футляре», «Ионыч», «Душечка» и др.). В послечеховский период в отечественной литературе были попытки создания произведения небольшого объема с установкой на самое широкое содержание. Яркий пример тому - рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», который нередко называют «рассказ-эпопея». Среди выдающихся рассказчиков XX века - И.А. Бунин, М.М. Зощенко, Ю.М. Нагибин, П.С. Романов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, Ю.П. Казаков, И.И. Катаев, Г.В. Семенов, В.М. Шукшин, В.П. Аксенов, Е.А. Попов...
Малый объем рассказа диктует свои образные принципы поэтики, конкретные художественные приемы. Прежде всего это отражается на свойствах литературной изобразительности. Для рассказа в высшей степени характерен «режим экономии», в нем не может быть длинных описаний, поэтому для него; характерны не детали-подробности, а детали-символы, особенно в описании пейзажа, портрета, интерьера. Такая деталь приобретает повышенную выразительность и, как правило, обращается к творческой фантазии читателя, предполагает сотворчество, домысливание. По такому принципу строил свои описания, в частности, мастер художественной детали А. П. Чехов. Он отмечал, что в описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении даже при закрытых глазах представлялась картина изображаемого. В пример он приводил описание лунной ночи: «У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилось шаром черная тень собаки или волка».1 Здесь подробности пейзажа домысливаются читателем на основании впечатления от одной-двух доминирующих деталей-символов. То же происходит и в области психологизма: для писателя здесь важно не столько отразить душевней процесс во всей его полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героя в данный момент. Мастерами такого психологического рассказа были Мопассан, Чехов, Горький, Бунин, Хемингуэй и др.
Информация о работе Методика изучения эпических произведений в 5-6 классах