Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:48, курсовая работа
Поэтому цель моей работы: показать специфику изучения эпических произведений в 5 – 6 классах на примере повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Предмет исследования- методика изучения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Задачи:
- познакомиться с теоретическим материалом по теме;
- изучить методику преподавания эпических произведений;
- описать методику изучения повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Введение…………………………………………………………..3
Изучение эпических произведений в 5-6 классах.
Глава 1.Особенности изучения эпического произведения
1.Основные жанры эпических произведений…………….....6
1.2.Специфика изучения эпических произведений на уроках литературы………………………………………………………...8
1.3.Чтение и вступительные занятия……………………………9
1.4.Вопросы теории литературы………………………………..10
1.5.Завершающие уроки…………………………………………15
1.6.Изучение эпических произведений в 5-6 классах………….16
1.7.Выводы по главе……………………………………………..18
Глава 2. Конспекты уроков по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»…………………………………………………………………..20
Глава 3. Конспекты уроков по рассказу В. П . Астафьева «Васюткино озеро»………………………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………...35
Как правило, анализ художественного произведения в 5 — 6 классах, сводится к характеристике действующих лиц. Вопросы композиции и языка рассматриваются как средство создания образа. В самой структуре образа, представляющего собой, как известно, конкретную картину индивидуальной человеческой жизни, имеющей вместе с тем типическое, обобщенное значение, созданной при помощи творческого вымысла и несущей в себе эстетическую оценку изображаемого автором, учителей интересует прежде всего именно его индивидуальная сторона и эстетическая оценка, называемая обычно идеей произведения.
1.7.Вывод по главе
Итак, эпос, как и любой другой поэтический род, всегда находится в движении. Он исторически изменчив (от «Илиады» до современной прозы) и, в сущности, как бы заново рождается в каждом эпическом произведении большого художника..
Для изучения эпических произведений существуют вступительные занятия, цель которых сводится к тому, чтобы вызвать у детей интерес к изучаемому материалу и создать условия, благоприятствующие пониманию его. То и другое призвано способствовать активному и эффективному восприятию изучаемого.
Вступительные занятия могут иметь различные виды и формы и занимать разное количество времени, от нескольких минут до одного-двух часов (в старших классах).
На вступительных занятиях учащиеся получают общее представление о том, чем они будут заниматься, либо сведения справочного характера. Но и в том и в другом случае важно увлечь, заинтересовать детей.
Конечно, не все произведения можно прочитать ,в классе: в программе по литературе для старших классов значится много крупных произведений, которые прочитать в классе нет возможности. Но тогда возникает вопрос об отборе каких-то отрывков, которые обязательно должны быть прочитаны в классе. Чем слабее класс, тем больше оснований к тому, чтобы в этом классе читать и комментировать как можно больше текста.
Учет
родовой специфики
Нельзя
не учитывать и теоретические
знания учащихся по литературоведению.
Усилиями многих ученых произведен отбор
литературоведческих терминов для школьной
программы, понятия распределены по годам
обучения, соотнесены с художественными
произведениями, при изучении которых
они вводятся.
Глава
2. Конспекты уроков
по повести Н. В. Гоголя
«Ночь перед Рождеством».
Урок
№1
Тема урока: История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Работа с I частью повести : Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Цели урока:
воспитательные:
• формировать любовь и уважение к литературным произведениям как к ценностям отечественной культуры;
обучающие :
развивающие:
• развивать устную речь учащихся,
читательскую наблюдательность;
• расширить кругозор учащихся.
• развивать умение учащихся работать в группе, осознавая личную ответственность за коллективные результаты деятельности;
Ход
урока :
ІІ.
Постановка учебной
задачи и формулировка
темы урока.
Учитель. Писатель, с чьим творчеством мы начинаем знакомство, известен широкому кругу читателей. Интересно, что родился он на Украине, но большую часть своей жизни прожил в России, несколько лет находился за границей. Особый след в жизни этого писателя оставило знакомство с В. А. Жуковским и дружба с А. С. Пушкиным. (Обращение к соответствующим портретам.)
Находясь
далеко от родного украинского села,
он собирает интересный материал о
традициях веселого, озорного, трудолюбивого
и смелого украинского народа.
Замечательный сборник его
ІІІ. Решение учебной
задачи.
Сделать сообщение о Н. В. Гоголе на основе статьи учебника.
1 группа. Эпиграфом к творчеству Н. Гоголя служат слова Н.Г.Чернышевского. Как вы их понимаете?
2 группа. Что интересного вы для себя открыли в биографии писателя?
3 группа. Кто из писателей, так же как Н. Гоголь, в своем творчестве использует такой же прием: представляет произведения сборника от имени вымышленного героя? (А. С. Пушкин «Повести Белкина»).
4 группа.
Как Гоголь работал над
олицетворения: глянули звезды; месяц заглядывал в окна хат; звезды одна за другою пропадали; месяц танцевал на небе;
эпитеты: добрым людям; скрипучий снег;
метафоры: скрип мороза слышался; дым пошел тучею).
IV. Подведение итогов урока
По методу «Микрофон»: справились ли мы с поставленной задачей на уроке?
V. Домашнее задание
Прочитать повесть Гоголя «Ночь перед
Рождеством». Озаглавить каждую часть.
Урок
2
Тема
урока: Картины
народной жизни
в повести Н.В.Гоголя
«Ночь перед Рождеством»
Цели урока:
воспитательные :
обучающие:
развивающие:
Ход
урока :
1.Изображение зимней ночи представляет собой:
а) рассуждение;
б) повествование;
в) восторженное восклицание;
г) описание.
2. Черт украл месяц, чтобы:
а) отомстить кузнецу;
б) посмеяться над селянами;
в) помешать отпраздновать
г) испортить всем настроение.
3. Вакула был:
а) колдуном;
б) очень набожным;
в) нерелигиозным;
г) священником.
4. Оксана пообещала кузнецу, что выйдет за него замуж, если он принесет ей:
а) царские серьги;
б) царские бусы;
в) много денег;
г) царские черевички.
5. Испугавшись, Чуб залез в тот же мешок, в котором уже сидел:
а) черт;
б) дьяк;
в) голова;
г) кузнец.
6. Вакула смог победить черта, потому что:
а) он был хорошо развит
б) ему помогла мать-ведьма;
в) он перекрестился;
г) черт был еще молодым и неопытным.
7. Вакула на черте верхом
а) в Киев;
б) в Запорожскую Сечь;
в) в Москву;
г) в Петербург.
ІІІ. Постановка учебной задачи (вместе с учащимися).
IV.
Решение учебной
задачи.
Информация о работе Методика изучения эпических произведений в 5-6 классах