Методика изучения эпических произведений в 5-6 классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому цель моей работы: показать специфику изучения эпических произведений в 5 – 6 классах на примере повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Предмет исследования- методика изучения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Задачи:
- познакомиться с теоретическим материалом по теме;
- изучить методику преподавания эпических произведений;
- описать методику изучения повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Оглавление

Введение…………………………………………………………..3
Изучение эпических произведений в 5-6 классах.
Глава 1.Особенности изучения эпического произведения

1.Основные жанры эпических произведений…………….....6
1.2.Специфика изучения эпических произведений на уроках литературы………………………………………………………...8

1.3.Чтение и вступительные занятия……………………………9

1.4.Вопросы теории литературы………………………………..10

1.5.Завершающие уроки…………………………………………15

1.6.Изучение эпических произведений в 5-6 классах………….16

1.7.Выводы по главе……………………………………………..18

Глава 2. Конспекты уроков по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»…………………………………………………………………..20

Глава 3. Конспекты уроков по рассказу В. П . Астафьева «Васюткино озеро»………………………………………………………………………….28


Заключение…………………………………………………………34


Список литературы………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 88.06 Кб (Скачать)

      Как правило, анализ художественного произведения в 5 — 6 классах, сводится к характеристике действующих лиц. Вопросы композиции и языка рассматриваются как средство создания образа. В самой структуре образа, представляющего собой, как известно, конкретную картину индивидуальной человеческой жизни, имеющей вместе с тем типическое, обобщенное значение, созданной при помощи творческого вымысла и несущей в себе эстетическую оценку изображаемого автором, учителей интересует прежде всего именно его индивидуальная сторона и эстетическая оценка, называемая обычно идеей произведения.

      

        1.7.Вывод по главе

    Итак,  эпос, как и любой другой поэтический  род, всегда находится в движении. Он исторически изменчив (от «Илиады» до современной прозы) и, в сущности, как бы заново рождается в каждом эпическом произведении большого художника..

    Для изучения эпических произведений существуют вступительные занятия, цель которых  сводится к тому, чтобы вызвать  у детей интерес к изучаемому материалу и создать условия, благоприятствующие пониманию его. То и другое призвано способствовать активному и эффективному восприятию изучаемого.

    Вступительные занятия могут иметь различные  виды и формы и занимать разное количество времени, от нескольких минут до одного-двух часов (в старших классах).

    На  вступительных занятиях учащиеся получают общее представление о том, чем они будут заниматься, либо сведения справочного характера. Но и в том и в другом случае важно увлечь, заинтересовать детей.

    Конечно, не все произведения можно прочитать ,в классе: в программе по литературе для старших классов значится много крупных произведений, которые  прочитать в классе нет возможности. Но тогда возникает вопрос об отборе каких-то отрывков, которые обязательно  должны быть прочитаны в классе. Чем слабее класс, тем больше оснований  к тому, чтобы в этом классе читать и комментировать как можно больше текста.

    Учет  родовой специфики художественных произведений при изучении их в школе  поможет школьникам понять литературу как вид искусства и создаст  нужную установку на восприятие эпоса, лирики, драмы. Каждый из этих родов  искусства отличается и по манере отражения действительности, и по способу выражения авторского сознания, и по характеру воздействия на читателя. Поэтому при единстве методологических принципов в их изучении методика работы над эпосом, лирикой и драмой различна.

    Нельзя  не учитывать и теоретические  знания учащихся по литературоведению. Усилиями многих ученых произведен отбор литературоведческих терминов для школьной программы, понятия распределены по годам обучения, соотнесены с художественными произведениями, при изучении которых они вводятся. 

  Глава 2. Конспекты уроков по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». 

  Урок  №1 

  Тема  урока: История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Работа  с I частью  повести : Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». 

  Цели  урока:

                 воспитательные

       • формировать любовь и уважение к литературным  произведениям как к ценностям отечественной культуры;

                  обучающие :

  • познакомить с творчеством Н.В. Гоголя,  историей создания сборника «Вечера на хуторе   близ Диканьки»

                развивающие
   • развивать устную речь учащихся, читательскую наблюдательность;

      • расширить кругозор учащихся.

       • развивать умение учащихся работать в группе, осознавая личную ответственность за коллективные результаты деятельности;

  Ход урока : 
 

    1. Организация класса к работе (приготовить  необходимые принадлежности).
 

              ІІ.        Постановка учебной задачи и формулировка темы урока. 

  Учитель. Писатель, с чьим творчеством мы начинаем знакомство, известен широкому кругу читателей. Интересно, что родился он на Украине, но большую часть своей жизни прожил в России, несколько лет находился за границей. Особый след в жизни этого писателя оставило знакомство с В. А. Жуковским и дружба с А. С. Пушкиным. (Обращение к соответствующим портретам.)

  Находясь  далеко от родного украинского села, он собирает интересный материал о  традициях веселого, озорного, трудолюбивого  и смелого украинского народа. Замечательный сборник его произведений вышел еще в 1831 г. Высокую оценку этим творениям дает великий русский  писатель А. С. Пушкин. Этот сборник назван «Вечера на хуторе близ Диканьки» и произведение, которое нам предстоит изучать,— «Ночь перед Рождеством». Теперь, надеюсь, вы с уверенностью назовете имя этого замечательного писателя… Это Николай Васильевич Гоголь (обращение к портрету). 

               ІІІ. Решение учебной задачи. 

  1. Работа  с учебником (групповые задания)
 

  Сделать сообщение о Н. В. Гоголе на основе статьи учебника.

     

1 группа. Эпиграфом к творчеству Н. Гоголя служат слова  Н.Г.Чернышевского. Как вы их понимаете?

2 группа. Что интересного вы для себя открыли в биографии писателя?

3 группа. Кто из писателей, так же как Н. Гоголь, в своем творчестве использует такой же прием: представляет произведения сборника от имени вымышленного героя? (А. С. Пушкин «Повести Белкина»).

4 группа. Как Гоголь работал над сборником  «Вечера на хуторе близ Диканьки»? 

  1. Ознакомление  с содержанием  сборника «Вечера  на хуторе близ Диканьки»  и беседа по первоначальному восприятию «Ночи перед Рождеством».
 
  • Какие произведения вошли в него?
  • Какие из них вами уже прочитаны?
  • Какие чувства и настроения передает автор в «Ночи перед Рождеством»?
  • Каков жанр произведения? Что вы о нем можете рассказать?
 
  1. Чтение  начала «Ночи перед  Рождеством» (сначала  «цепочкой», потом самостоятельно) и беседа
 
  • В чем выражается поэтичность описания? (В наличии следующих художественных средств:

  олицетворения: глянули звезды; месяц  заглядывал в окна хат; звезды одна за другою пропадали; месяц  танцевал на небе;

  эпитеты: добрым людям; скрипучий  снег;

  метафоры: скрип мороза слышался; дым пошел тучею).

  • Какую роль играет пейзаж в развитии действия? ( Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне великого христианского праздника – Рождения Иисуса Христа. Вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, смело, стараются навредить добрым людям. Ночной пейзаж – место действия этих злых сил)
  • Почему черт украл месяц? Докажите текстом.
  • За что черт злился на Вакулу?

              IV. Подведение итогов урока

  По  методу «Микрофон»: справились ли мы с  поставленной задачей на уроке?

              V. Домашнее задание

       Прочитать повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством».  Озаглавить каждую часть. 

  Урок 2 

  Тема  урокаКартины народной  жизни в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» 

Цели  урока:

          

           воспитательные  :

  • воспитывать любовь к слову, к родной природе, Родине;

           обучающие:

  • познакомить с картинами народной жизни в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»;
  • дать понятие «юмор»;
 

      развивающие:

  • развивать устную монологическую  речь.
 

      Ход урока : 
     

    1. Организация класса к работе (приготовить  необходимые принадлежности).
    2. Проверка домашнего задания ( письменный опрос в виде теста).

               1.Изображение зимней ночи представляет собой:

      а) рассуждение;

      б) повествование;

      в) восторженное восклицание;

      г) описание.

            2. Черт украл месяц, чтобы:

                    а) отомстить кузнецу;

                    б) посмеяться над селянами;

                    в) помешать отпраздновать Рождество;

                    г) испортить всем настроение.

            3.  Вакула был:

                   а) колдуном;

                   б) очень набожным;

                   в) нерелигиозным;

                   г) священником.

           4. Оксана пообещала кузнецу, что  выйдет за него замуж, если  он принесет ей:

                   а) царские серьги;

                   б) царские бусы;

                   в) много денег;

                   г) царские черевички.

           5. Испугавшись, Чуб залез в  тот же мешок, в котором уже  сидел:

                   а) черт;

                   б) дьяк;

                   в) голова;

                   г) кузнец.

            6. Вакула смог победить черта,  потому что:

                  а) он был хорошо развит физически;

                  б) ему помогла мать-ведьма;

                  в) он перекрестился;

                  г) черт был еще молодым и  неопытным.

             7. Вакула на черте верхом отправился :

                  а) в Киев;

                  б) в Запорожскую Сечь;

                  в) в Москву;

                  г) в Петербург. 

  ІІІ. Постановка учебной задачи (вместе с учащимися).

   

  IV. Решение учебной  задачи. 

  1. Беседа.
    • Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана, любующаяся перед зеркалом?
    • Почему Солоху считают ведьмой?
    • Почему Солоха ссорила своего сына Вакулу с казаком Чубом?
 
  1. Чтение  эпизода по ролям   со слов « Немного  пройдя, увидел он свою хату…» до слов «  Больно поколотил  проклятый кузнец!».
    • Почему вы смеялись, когда читали этот отрывок?
     

Информация о работе Методика изучения эпических произведений в 5-6 классах