Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:48, курсовая работа
Поэтому цель моей работы: показать специфику изучения эпических произведений в 5 – 6 классах на примере повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Предмет исследования- методика изучения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Задачи:
- познакомиться с теоретическим материалом по теме;
- изучить методику преподавания эпических произведений;
- описать методику изучения повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Введение…………………………………………………………..3
Изучение эпических произведений в 5-6 классах.
Глава 1.Особенности изучения эпического произведения
1.Основные жанры эпических произведений…………….....6
1.2.Специфика изучения эпических произведений на уроках литературы………………………………………………………...8
1.3.Чтение и вступительные занятия……………………………9
1.4.Вопросы теории литературы………………………………..10
1.5.Завершающие уроки…………………………………………15
1.6.Изучение эпических произведений в 5-6 классах………….16
1.7.Выводы по главе……………………………………………..18
Глава 2. Конспекты уроков по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»…………………………………………………………………..20
Глава 3. Конспекты уроков по рассказу В. П . Астафьева «Васюткино озеро»………………………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………...35
Анализ эпического произведения должен быть содержательным. В V—VI классах главным обычно оказывается осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных эпизодах произведения.
Категория
жанра в анализе
Методика преподавания литературы во всей полноте поставила проблему воспитания читателя, разбирающегося в сущности художественного творчества. Умение воспринимать и оценивать ппоизведение появляется лишь на основе систематизированных знаний, умений использовать основные литературоведческие понятия в рецептивной деятельности. Усилиями многих ученых произведен отбор литературоведческих терминов для школьной программы, понятия распределены по годам обучения, соотнесены с художественными произведениями, при изучении которых они вводятся.
Постепенно вырабатывается единый подход к усвоению теоретико-литературных понятий, в результате чего сегодня можно говорить о единой системе работы над ними. По словам М. А. Рыбниковой, «теория литерату-ры — это прежде всего принципиальные установки, диктующие и научно разработанные точки зрения на литературу. Вместе с тем изучение вопросов теории литературы соотносит школьное преподавание с эстетикой, социологией, философией»3.
В школьной методике преподавания утвердилось (с точки зрения теории литературы основополагающее) представление о художественном произведении как о единой идейно-образной и речевой системе. Средства художественной выразительности могут быть поняты и оценены в их взаимной связи и обусловленности, в их эстетической целостности. Забвение этого положения неминуемо ведет к неполному или даже искаженному представлению о жизненно-эстетическом содержании литературного текста.
Проблема целостности восприятия многогранна в своей литературной и психологической сущности, характер восприятия зависит от жизненного и читательского опыта школьника, его общеэстетической подготовки. Как заметил Л. И. Тимофеев, «...эстетическое восприятие искусства целостно, неразложимо... но — в то же время — оно тем глубже и значительнее, чем полнее опирается на предшествующее аналитическое изучение строения художественного произведения, во всей сложности слагающих его элементов, на ту культуру восприятия»4.
Произведение литературы — целый мир со своими страстями, событиями, законами, героями. Мы соглашаемся и спорим с автором, сопереживаем с его героями, прочитанная книга обогащает нас интеллектуально и эмоционально, становится близкой для нас. Но читатель не может на основе одного произведения составить представление о художественной литературе, об искусстве слова, о творчестве писателя. Художественные произведения живут не изолированной, независимой одно от другого жизнью. Все созданное одним автором образует единое целое, составляет его творческое наследие. В свою очередь, труд писателя связан с работой современных ему литераторов, восходит к традициям предшественников, продолжает их, подготавливает успехи преемников.
Познание литературного процесса предполагает знакомство с такими понятиями, как «направление», «течение», «стиль». К этой группе понятий относятся литературные роды (эпос, лирика, драма, лиро-эпический жанр) и виды (роман, повесть, рассказ, поэма, баллада, сонет, элегия и т. д.). Представления о творчестве писателя конкретизируются в программе по русской литературе следующими теоретико-литературными проблемами: мировоззрение и творчество писателя, идейность и мастерство, стиль, жизненно-эстетическая и общественная позиции писателя.
Анализ литературного произведения нельзя вести без опоры на знания о теме и идее — с их помощью раскрывается многообразие художественного текста, его проблематики, взаимосвязь и взаимообусловленность темы и идеи, их органическое единство с жизненной основой. Разбирая композицию и сюжет, учащиеся получают представления о структуре произведения, что в конечном итоге способствует его целостному восприятию. Изучение языка художественной литературы охватывает широкий круг проблем: индивидуализация и типизация языка в произведении, интонация и речевая характеристика, поэтический синтаксис и стихосложение, средства выразительности, тропы (эпитеты, сравнения, метафоры).
Сведения по теории литературы распределяются по классам (годам обучения) с учетом возрастных возможностей учащихся, характера изучаемых художественных произведений, их жанрового своеобразия, словесно-образной и интонационной .структуры. Введение этих знаний строится на основе практических наблюдений над художественным произведением. На базе изучаемых художественных текстов даются отдельные теоретические понятия, которыми учащиеся должны не только овладеть, но и уметь использовать их на практике — и в анализе художественного произведения, и в простейших работах творческого характера.
Основной круг литературоведческих знаний в средних классах связан со структурой художественного произведения (понятия о герое произведения, портрете, пейзаже, и др.). Учащиеся обогащаются знаниями, важными для осмысленного чтения текста.
На
этапе обобщения ранее
Таким
образом, учащиеся от класса к классу
овладевают теоретико-литературными
знаниями, позволяющими все глубже
разбираться в эстетической сущности
искусства слова, самостоятельно анализировать
и оценивать прочитанные художественные
произведения.
1.5.Завершающие
уроки
На последнем этапе работы ученикам предстоит столкнуться с новыми трудностями, требующими от них активной и напряженной деятельности. На заключительных занятиях необходимо создавать ситуацию, в которой школьникам требуется не просто повторить изученное, но и осмыслить его заново. Надо убедить некоторых из них в справедливости сложившегося в классе мнения, защитить выводы, к которым привел совместный анализ. На заключительных занятиях нельзя повторять предыдущий ход разбора произведения. Здесь должен выявиться новый для учащихся угол зрения на произведение. Только в этом случае ученики придут к углубленному осмыслению литературной темы в целом.
Активное применение
Как же избежать этого? Присмотримся к организации заключительных занятий и попробуем сделать нашим учителем само искусство.
Часто чувства и образы, которые владели нами при прощании с произведением искусства, надолго определяют наше отношение к нему. Финал произведения проясняет те волнения и размышления, которые мы испытываем в процессе чтения. Завершающий аккорд произведения - важнейшее звено в оценке героев читателем, окончательное выражение
идеи , поэтому он заново освещает все происшедшее на наших глазах.
Итак, заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач. Во-первых, после анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом.
Введением нового материала, созданием на заключительных занятиях новой проблемной ситуации мы вовлекаем учеников в решение более сложных задач, чем те, которые разрешались на предыдущих этапах изучения.
Во-вторых, заключительные занятия призваны не только суммировать знания, но и синтезировать их, привести учащихся к более обобщенным выводам.
В-третьих,
заключительные занятия призваны «проверить»
прочность сложившихся в ходе
анализа убеждений учеников. в
классе должна быть создана ситуация,
когда школьники самостоятельно
защищают определенное мнение о произведении,
применяют накопленные в процессе анализа
знания.
1.6.Изучение эпических произведений в 5-6 классах.
Итак, еще раз хочется подчеркнуть, что эпические произведения составляют значительную часть школьной программы от V до XI класса. Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: сказка, рассказ, басня, былина, баллада, повесть, роман, эпопея. Но жанровые различия не должны снимать при изучении того общего, что составляет существо эпического рода литературы — способности охватить жизнь в ее объективной полноте. В современной теории литературы говорится о том, что эпос изображает событие, предстающее как отдельное проявление многостороннего, целого бытия. Эта особенность эпических произведений сказывается на целях, путях и способах работы над ними в школе.
Еще раз хочется подчеркнуть, что при анализе эпических произведений необходимо обратить внимание на следующие компоненты художественного текста: 1) тема, проблематика, сюжет (рассматривая их, ученики осмысливают отраженные в произведении жизненные события); 2) образы героев (знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов) и 3) образ автора, индивидуальность авторского видения, которая сказывается в композиции произведения, его стиле, характере отбора материала и т. д.
На уроках, посвященных анализу повести, нет необходимости истолковывать все поставленные автором проблемы, останавливаться на всех важнейших эпизодах, главах, героях. В действительности, школьники, если их последовательно приучать к работе с текстом, способны к самостоятельным наблюдениям и к оценке прочитанного. Все богатство художественных впечатлений они должны получить сами от личного и непосредственного контакта с произведением, а задача учителя — помочь осознать эти впечатления, прояснить идейно-художественный смысл произведения и авторскую концепцию жизни (нравственно-эстетический идеал автора). Все это проще сделать при изучении рассказа, где невелик объем текста и характеры действующих лиц раскрываются в каком-либо одном событии, столкновении, проявлении. Когда же речь идет о повести, особое значение приобретает отбор материала и акцентировка в его интерпретации. Какие эпизоды рассмотреть подробно, какие опустить совсем, что в характерах героев выделить как главное, а что оставить без внимания и оценки, на каких сторонах авторского идеала сделать основной акцент — все эти вопросы постоянно приходится решать, когда обдумывается система уроков по изучению эпического произведения.
Обычно учитель опирается на
объективную
Независимо от того, какой путь разбора будет принят словесником в качестве основного, работа над эпическим произведением потребует рассмотрения его образной системы. Вычленение образов из единой художественной ткани — процесс трудный, при этой операции легко нарушить целостность восприятия и впечатления, но совершать ее в той или иной мере приходится — из-за невозможности полностью перечитать произведение в классе, из-за ограниченности времени, из-за необходимости систематизировать знания и представления школьников и т. д. Чтобы у школьников сформировались обобщенные законченные представления об отдельных элементах образной структуры произведения, сохранилось целостное представление о произведении, необходимо соблюдать следующие условия. Во-первых, нужно стремиться попеременно фокусировать внимание школьников на отдельных элементах образной системы (персонаже, сюжете, композиции и т. д.) в процессе постепенного «движения в тексте». Во-вторых, необходимо избегать схематизма, отвлеченности, «анатомирования» текста. Анализ должен постоянно сопровождаться синтезом, и важно в каждый момент работы не ограничиваться логически-понятийными выводами, а оживлять конкретно-образные представления учащихся. В-третьих, надо создавать условия для появления и сохранения эмоциональных реакций школьников в процессе разбора.
В V—VI классах при изучении рассказов и повестей главным обычно оказывается осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных сценах (эпизодах) произведения. Наблюдения же за композицией, жанровыми особенностями, языком, авторским отношением к изображаемому накапливаются пока в виде конкретных представлений, но не становятся предметом обобщения.
Большинство
учителей и методистов утверждают,
что нужно учить вдумчивому анализу
как образов, так и всего произведения
в целом.
Очень часто первое чтение не может вызвать
полных и верных впечатлений и эмоций,
даже чтение лирических стихотворений.
Последующий краткий анализ нужен для
того, чтобы все оттенки и детали картины,
рисуемой автором, стали понятны и зримы
учащимся. Лишь усвоив эти детали, ученики
смогут эстетически верно и глубоко воспринять
художественное произведение.
Основной задачей беседы,
комментирующей текст художественного
произведения в 5 — 6 классах, является
приобщение учащихся к тем образам, к той
образной системе, которые даны художником
слова в читаемом рассказе или стихотворении.
Надо помочь детям увидеть то, что нарисовал
писатель, надо сделать его картины близкими
и понятными маленьким чтецам. Тогда слово
учителя как бы явится подступом к чтению-видению,
о котором так страстно и убедительно
говорила М. А. Рыбникова. Такое чтение
возможно лишь в том случае, когда школьники
заинтересуются содержанием произведения,
предлагаемого их вниманию. Увлеченность,
заинтересованность учеников той жизнью,
теми событиями, теми чувствами, о которых
рассказывает писатель, помогут им стать
не только слушателями, но и активными
читателями, выразительно и убежденно
передающими художественный текст.
Следовательно, для лучшего понимания
и усвоения художественного произведения
совершенно необходима беседа по прочитанному
тексту, комментирующая и даже анализирующая
его. Этим и объясняется наличие в методике
вступительных или вводных занятий, обычно,
даже предшествующих чтению текста.
Информация о работе Методика изучения эпических произведений в 5-6 классах