Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:48, курсовая работа
Поэтому цель моей работы: показать специфику изучения эпических произведений в 5 – 6 классах на примере повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Предмет исследования- методика изучения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Задачи:
- познакомиться с теоретическим материалом по теме;
- изучить методику преподавания эпических произведений;
- описать методику изучения повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Введение…………………………………………………………..3
Изучение эпических произведений в 5-6 классах.
Глава 1.Особенности изучения эпического произведения
1.Основные жанры эпических произведений…………….....6
1.2.Специфика изучения эпических произведений на уроках литературы………………………………………………………...8
1.3.Чтение и вступительные занятия……………………………9
1.4.Вопросы теории литературы………………………………..10
1.5.Завершающие уроки…………………………………………15
1.6.Изучение эпических произведений в 5-6 классах………….16
1.7.Выводы по главе……………………………………………..18
Глава 2. Конспекты уроков по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»…………………………………………………………………..20
Глава 3. Конспекты уроков по рассказу В. П . Астафьева «Васюткино озеро»………………………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………...35
2.
Проверка домашнего
задания: рассказ о детстве
писателя.
3. Слово учителя. «Самостоятельную жизнь я начал сразу безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В.П.Астафьев. Детству посвящены многие книги писателя. Вспоминая о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении его характера. Автобиографичность – свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора. Детские воспоминания дороги Астафьеву потому, что именно в те годы, в трудных обстоятельствах, складывалась личность, начинался человек. Тема произведения – человек и природа. Из неё следует и идея рассказа – с природой нужно жить в гармонии, находить общий язык, и тогда он оплатит сторицей.
Мальчиком Виктор Петрович
Тема
произведения – человек и природа.
Из неё следует и идея
рассказа – с природой нужно жить
в гармонии, находить общий язык, и тогда
он оплатит сторицей.
3. Чтение рассказа «Васюткино озеро».
4. Составление
и запись композиционного
плана рассказа.
Экспозиция:
1. Рассуждение об озерах и их названиях.
2. Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.
Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.
Развитие действия:
1. Страх и отчаяние Васютки.
2. Решительные действия по своему спасению.
3. Просвет в пути.
Кульминация. Появление бота и возвращение героя.
Развязка:
1. Васютка дома.
2. Путь к озеру и его освоение.
Эпилог. Пятнышко
на карте – «Васюткино оз.».
IV. Подведение итогов
урока.
V. Домашнее задание:
выбрать в тексте эпизоды, описывающие
общение Васютки с миром природы.
Урок
2
Тема
урока: Становление
характера Васютки через
преодоление испытаний,
сложных жизненных ситуаций
Цели урока:
воспитательные:
образовательные:
развивающие:
Ход урока:
ІІ. Постановка учебной задачи и формулировка темы урока.
ІІІ. Решение учебной
задачи.
-
Почему рассказ называется «
Рассказ
называется «Васюткино озеро», потому
что в нем заблудившийся
-Что рассказывает
Писатель рассказывает много интересного
о рыбной ловле на Енисее. Рыбная
ловля ведется бригадами. Бригада
либо движется по реке вниз по течению
и ловит сетями, либо живет на
одном месте и ведет промысел
паромами и переметами. В ловушки
попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь,
таймень, налим.
— Как заблудился Васютка? Какие качества
помогли Васютке выжить? Запишите ответ
на этот вопрос в тетрадь.
Васютка заблудился, погнавшись за глухарем.
Васютке помогли выжить и выйти
из леса его смелость, решительность,
смекалка, знание законов тайги, мужество,
терпение и упорство.
— Как поступил мальчик, когда понял, что
заблудился? Как он вел себя в лесу?
Когда Васютка понял, что заблудился,
он стал вспоминать рассказы рыбаков
и охотников о том, что нужно
делать, чтобы спастись. Вспоминал
слова дедушки и отца: «Тайга,
наша кормилица, хлипких не любит!»
В первую ночь в тайге Васютка особенно
внимательно прислушивался к различным
звукам. Он услышал таинственный шорох,
после которого вскрикнул и бросился бежать.
Потом, когда он устроил себе постель и
лег, то почувствовал, что к нему кто-то
крадется. Затем он принял за человека
огромный корень-выворотень.
Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем,
думая, что это кто-то притаился, затем
укорял себя за трусость. Утром мальчик
разговаривал с белкой. Он рассказал ей
о своей беде. Постепенно мальчик начал
думать вслух. Наверное, от этого ему было
не так одиноко. Он показал кукиш второму
встреченному глухарю и обругал дождь.
— Почему мать настаивала, чтобы Васютка
взял с собой краюшку хлеба?
Мать настаивала, чтобы Васютка
взял с собой краюшку хлеба, потому
что «спокон веку так заведено».
Васютка понимал, что таков старинный
порядок: «идешь в лес — бери еду, бери
спички».
Мать привычно строго говорит: «На вот
краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку
так заведено, мал еще таежные законы переиначивать».
Мать понимает, что в тайге с человеком
может случиться много разных неприятностей,
и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой
запас еды. Краюшка хлеба весит немного,
но в беде, когда нечего будет есть, она
спасет человека. Таежные законы сложились
из опыта многих поколений охотников и
рыбаков, а к человеческому опыту надо
относиться с уважением.
— Как вы понимаете слова: «Трепет перед
драгоценным „припасом“ (так охотники
называли порох и дробь) крепко вбит в
сибиряков отроду»?
«Трепет перед драгоценным „припасом“»
возник оттого, что тайга огромная,
тянется на тысячи километров, а
города и поселки, где можно было
бы пополнить запас патронов, встречаются
редко. Если бездумно истратить весь
«припас», то в нужный момент его
может не хватить.
— Какой день, по-вашему, оказался для Васютки
самым трудным: день, когда он заблудился,
или день, когда начался дождь?
Самым трудным для Васютки был
день, когда поднялся ветер и начался
дождь. Мальчик хотел есть, его
начинало тошнить. Он съел остатки горбушки.
Не было сил даже развести костер. Он
боялся поверить, что речка, которую
он увидел, впадает в Енисей. Силы
мальчика были на исходе.
-
Какие ощущения вызывает этот
отрывок?
-Почему взрослые рыбаки
Васютка
нашел озеро, когда заблудился. Но
мальчик рассказал рыбакам не
только о своем несчастье. Он думал
в первую очередь, как помочь бригаде.
Рыбаки сумели оценить смелость и
наблюдательность мальчика.
- Как начинается и как
Рассказ «Васюткино озеро» начинается
и заканчивается взглядом автора
на карту. В начале рассказа автор
говорит: «Это озеро не сыщешь на карте».
В конце рассказа мы читаем: «На
районной карте появилось еще
одно голубое пятнышко, с ноготь
величиной, под словами „Васюткино
оз.“. На краевой карте это пятнышко всего
с булавочную головку, уже без названия.
На карте же нашей страны озеро это сумеет
найти разве сам Васютка». Обращение к
карте словно бы окольцовывает рассказ
(кольцевая композиция). Такое построение
придает рассказу завершенность.
- Рассмотрим иллюстрации,
«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок
Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На
самой вершине старой взлохмаченной ели
увидел кедровку. Птица держала в когтях
кедровую шишку и орала во все горло».
«Васютка у костра». Рисунок
Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка
неожиданно уловил что-то похожее на комариный
писк и замер. Через секунду звук повторился,
вначале протяжно, потом несколько раз
коротко».
- Как вы думаете, почему к этому рассказу
можно сделать много различных иллюстраций?
В рассказе много действия, которое сочетается
с описаниями природы.
IV. Подведение
итогов урока.
V. Домашнее задание:
подготовиться к сочинению на тему « Становление
характера Васютки»
Заключение
Из всего выше написанного можно сделать выводы о том, что анализ эпического произведения в школе — сложный творческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дисциплин. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.
Раскрывая основные вопросы методики анализа повести или рассказа , я пришла к выводу, что, работая с эпическим текстом, нужно не забывать о главной задаче — задаче формирования у учащихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может воздействовать на читателя, воспитывая и формируя «человека в человеке».
Особенно
важно определить верную педагогическую
концепцию анализа, наиболее действенный
в учебно-воспитательном отношении подход
к произведению.
Информация о работе Методика изучения эпических произведений в 5-6 классах