Методика изучения эпических произведений в 5-6 классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому цель моей работы: показать специфику изучения эпических произведений в 5 – 6 классах на примере повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Предмет исследования- методика изучения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Задачи:
- познакомиться с теоретическим материалом по теме;
- изучить методику преподавания эпических произведений;
- описать методику изучения повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Оглавление

Введение…………………………………………………………..3
Изучение эпических произведений в 5-6 классах.
Глава 1.Особенности изучения эпического произведения

1.Основные жанры эпических произведений…………….....6
1.2.Специфика изучения эпических произведений на уроках литературы………………………………………………………...8

1.3.Чтение и вступительные занятия……………………………9

1.4.Вопросы теории литературы………………………………..10

1.5.Завершающие уроки…………………………………………15

1.6.Изучение эпических произведений в 5-6 классах………….16

1.7.Выводы по главе……………………………………………..18

Глава 2. Конспекты уроков по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»…………………………………………………………………..20

Глава 3. Конспекты уроков по рассказу В. П . Астафьева «Васюткино озеро»………………………………………………………………………….28


Заключение…………………………………………………………34


Список литературы………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 88.06 Кб (Скачать)

  2. Проверка домашнего задания: рассказ о детстве писателя. 

  3. Слово учителя. «Самостоятельную жизнь я начал сразу безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В.П.Астафьев.      Детству посвящены многие книги писателя. Вспоминая о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении его характера.     Автобиографичность – свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора. Детские воспоминания дороги Астафьеву потому, что именно в те годы, в трудных обстоятельствах, складывалась личность, начинался человек.     Тема произведения – человек и природа. Из неё следует и идея рассказа – с природой нужно жить в гармонии, находить общий язык, и тогда он оплатит сторицей.                 

    Мальчиком Виктор Петрович рыбачил  на озере, но кончились рыбацкие  дни Астафьева, он оказался  в детдоме. Ему хотелось рассказать  об озере, «открыть его таким,  каким видел когда-то, чтобы написанное  и не чувствовалось вовсе, а  душа читателя таяла, знобило  бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему  перецеловать… каждое деревце  в лесу, каждый лист… И был  бы он счастлив тем, что есть  мир прекрасный вокруг него  и он в этом мире есть..»     Природа в произведениях писателя оживает, выступает как мера гармонии, становится активным участником повествования. Природа и человек, человек и природа – эта тема многих произведений Астафьева. Он писал: «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте… Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери-земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».  

  Тема  произведения – человек и природа. Из неё следует и идея рассказа – с природой нужно жить в гармонии, находить общий язык, и тогда он оплатит сторицей.    

   3. Чтение   рассказа «Васюткино озеро».

  4.   Составление и запись композиционного плана рассказа.        

    Экспозиция:

    1.      Рассуждение об озерах и их названиях.

    2.      Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки. 

   Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря. 

  Развитие  действия:

    1.      Страх и отчаяние Васютки.

    2.      Решительные действия по своему спасению.

    3.      Просвет в пути. 

   Кульминация. Появление бота и возвращение героя.  

    Развязка:

    1.      Васютка дома.

    2.      Путь к озеру и его освоение. 

   Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.». 

    IV. Подведение итогов  урока. 

   V. Домашнее задание:  выбрать в тексте эпизоды, описывающие общение Васютки с миром природы. 

  Урок 2 
 

  Тема  урокаСтановление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций 
 

  Цели  урока:

  воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;

  образовательные:

  • познакомить  с основными способами выживания в незнакомой местности на примерах из  рассказа;
  • рассказать об иллюстрациях, написанных по мотивам произведения.

  развивающие:

  • развивать навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения художественного текста.

      Ход урока:

    1. Организация класса к работе (приготовить необходимые принадлежности).

      ІІ.        Постановка учебной задачи и формулировка темы урока.

            ІІІ. Решение учебной задачи. 

    1. Беседа.

      - Почему рассказ называется «Васюткино  озеро»?

  Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нем заблудившийся мальчик  Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени  этого мальчика и называют это  озеро.

   
       -Что рассказывает писатель о  рыбной ловле?

   
      Писатель рассказывает много интересного  о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада  либо движется по реке вниз по течению  и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки  попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим.

   
      — Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить? Запишите ответ на этот вопрос в тетрадь.

   
      Васютка заблудился, погнавшись за глухарем. Васютке помогли выжить и выйти  из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.

   
      — Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?

   
      Когда Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков  и охотников о том, что нужно  делать, чтобы спастись. Вспоминал  слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» 
      В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень. 
      Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, затем укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.

   
      — Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?

   
      Мать настаивала, чтобы Васютка  взял с собой краюшку хлеба, потому что «спокон веку так заведено». Васютка понимал, что таков старинный  порядок: «идешь в лес — бери еду, бери спички». 
      Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Мать понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Таежные законы сложились из опыта многих поколений охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.

   
      — Как вы понимаете слова: «Трепет перед драгоценным „припасом“ (так охотники называли порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду»?

   
      «Трепет перед драгоценным „припасом“»  возник оттого, что тайга огромная, тянется на тысячи километров, а  города и поселки, где можно было бы пополнить запас патронов, встречаются  редко. Если бездумно истратить весь «припас», то в нужный момент его  может не хватить.

   
      — Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?

   
      Самым трудным для Васютки был  день, когда поднялся ветер и начался  дождь. Мальчик хотел есть, его  начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую  он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.
 

      
  1. Выразительное чтение и обсуждение  отрывка «Встреча Васютки с Енисеем  и возвращение  домой».
 

      - Какие ощущения вызывает этот  отрывок? 

               -Почему взрослые рыбаки решили  назвать озеро Васюткиным именем? 

  Васютка нашел озеро, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не только о своем несчастье. Он думал  в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки сумели оценить смелость и  наблюдательность мальчика. 

             - Как начинается и как заканчивается  рассказ «Васюткино озеро»?

   
      Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается взглядом автора на карту. В начале рассказа автор  говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На  районной карте появилось еще  одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами „Васюткино оз.“. На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка». Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ (кольцевая композиция). Такое построение придает рассказу завершенность.
 

      
  1. Работа  с иллюстрациями  к рассказу.

   
      - Рассмотрим иллюстрации, данные  в учебнике. Подберем к ним  строки из текста . 
      «Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло». 
      «Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко». 
       
     -  Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций? 
      В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы. 
 
  IV. Подведение итогов урока.

   V. Домашнее задание:  подготовиться к сочинению на тему « Становление характера Васютки»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

    Из  всего выше написанного можно  сделать выводы о том, что анализ эпического произведения в школе — сложный творческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дисциплин. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.

    Раскрывая основные вопросы методики анализа повести или рассказа , я пришла к выводу, что, работая с эпическим текстом, нужно  не забывать о главной задаче — задаче формирования у учащихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может воздействовать на читателя, воспитывая и формируя «человека в человеке».

    Особенно  важно определить верную педагогическую концепцию анализа, наиболее действенный в учебно-воспитательном отношении подход к произведению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методика изучения эпических произведений в 5-6 классах