Методика изучения эпических произведений в 5-6 классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому цель моей работы: показать специфику изучения эпических произведений в 5 – 6 классах на примере повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Предмет исследования- методика изучения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Задачи:
- познакомиться с теоретическим материалом по теме;
- изучить методику преподавания эпических произведений;
- описать методику изучения повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Оглавление

Введение…………………………………………………………..3
Изучение эпических произведений в 5-6 классах.
Глава 1.Особенности изучения эпического произведения

1.Основные жанры эпических произведений…………….....6
1.2.Специфика изучения эпических произведений на уроках литературы………………………………………………………...8

1.3.Чтение и вступительные занятия……………………………9

1.4.Вопросы теории литературы………………………………..10

1.5.Завершающие уроки…………………………………………15

1.6.Изучение эпических произведений в 5-6 классах………….16

1.7.Выводы по главе……………………………………………..18

Глава 2. Конспекты уроков по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»…………………………………………………………………..20

Глава 3. Конспекты уроков по рассказу В. П . Астафьева «Васюткино озеро»………………………………………………………………………….28


Заключение…………………………………………………………34


Список литературы………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 88.06 Кб (Скачать)
  1. Работа  с понятием «Юмор».
 

  Гоголь  заставляет нас смеяться. Как он это делает? Изображает героев с  юмором, в смешном виде.  Юмор –  это изображение героев в смешном  виде. Смех помогает человеку освобождаться  от всего дурного, мелкого, пошлого.

  Юмор  – это смех веселый, доброжелательный. 

    • Каким способом достигается юмористический эффект в эпизоде, который мы только что  прочитали?
    • Какую роль сыграл пейзаж в этих событиях?
  1. В повести смешное находится рядом с печальным. Давайте вспомним  эпизод «Кузнец у Оксаны».
    • Как герои относятся друг к другу?
    • Любит ли кого-нибудь. Кроме себя, красавица Оксана?
    • Какими словами она особенно обижает Кузнеца?
    • Какое условие ставит ему Оксана?  Свой ответ докажите текстом.
 

  V. Подведение итогов  урока 

    • Что нового узнали вы о героях?
    • С каким литературным понятием сегодня познакомились?
 

   VI. Домашнее задание:  ответить на вопросы:

     - К кому из героев повести  относится пословица: «Что имеем  – не храним, потерявши – плачем»?

     - Как кузнецу удалось победить  черта?

     -  Какие приключения ждали  Вакулу в Петербурге?

     - Подготовить рассказ о Пузатом  Пацюке. 

  Урок 3 

  Тема  урока: Приключения кузнеца в поисках царских черевичек. 

Цели  урока:

      воспитательные:

  • формировать   любовь к  литературным произведения;
 

      обучающие:

  • научить распознавать юмористические приемы, анализировать поступки героев;

   

           развивающие:

  • развивать умение выразительного чтения текста; анализировать эпизод.
 

  Ход урока : 

    1. Организация класса к работе (приготовить  необходимые принадлежности).
    2. Проверка домашнего задания ( беседа по вопросам):
 
  • Что задумал  кузнец Вакула после встречи с  Оксаной?
  • Зачем кузнец отправился к Пацюку?
  • Что мы узнаем от автора о Пацюке?
  • Какие чудеса увидел Вакула у Пацюка? Что смешного вы увидели в эпизоде?
  • К кому из героев повести относится пословица: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»?
 
 

  ІІІ. Постановка учебной задачи.

   

  IV. Решение учебной  задачи. 

  1.   Беседа по вопросам:
 
  • Почему  черт так радовался, что Вакула готов  погубить свою душу?
  • Как Вакула победил черта?  Докажите ответ текстом.
  • Страшной ли изображается в повести нечистая сила?
 
  1. Работа  с эпизодом «Вакула в Петербурге»
    • Как  кузнец добрался до Петербурга?
    • Что он видит, чувствует, летя на черте? Докажите свои ответы текстом.
    • Каким увидел Вакула Петербург?
    • Как изображен путь во дворец?
    • Чьими глазами мы смотрим на дворец?
    • Как соотносятся реалистическое и фантастическое в сцене во дворце? Приведите примеры.
    • Какие реальные исторические лица есть в повести?
    • Выполнил ли  кузнец мечту Оксаны? Давайте прочитаем этот эпизод  по ролям.
 

  V. Подведение итогов  урока. 

  VI. Домашнее задание:  подготовиться  к игре по повести «Ночь перед Рождеством». 
 

  Урок 4 
 

  Тема  урока:     Заключительный  урок-игра по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Цели  урока:

             воспитательные:

  • воспитывать любовь к русской литературе;

      развивающие:

  • формировать у учащихся способность к внимательному прочтению произведения
 

      Ход урока : 

  1. Вступительное слово учителя.
 

            Ребята, сегодня мы заканчиваем изучение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»: цель нашего урока, проверить, насколько внимательными  читателями вы можете быть. Для начала мы должны разделиться на две команды, дать им название и выбрать капитана каждой команды. Наша игра будет делиться на несколько туров.

      Итак, тур первый «Кроссворд».

      (ребята  выполняют кроссворды – 5 мин.)

                                                        Кроссворд

  По  горизонтали:4.Блюдо, которое смаковал Пацюк. 7. Так звали мать кузнеца.  8. Что хотел заключить черт с кузнецом?    

  По  вертикали: 1. Так называют украинских юношей. 2. Имя кузнеца. 3. Имя возлюбленной кузнеца. 5. Украшение на шее матери кузнеца. 6. Глава села на Украине. 

  2-й  тур«Подбери определение»

  Выпишите  определения, которые характеризуют  героев повести.  (Ребята выбирают персонажей - 5мин.)

  3-й  тур «Иллюстрация»

      (задания  для ребят – описать иллюстрацию)-5 мин.

      4-й  тур «Проблемный»

      Ответить  на вопросы учебника.

  5-й  тур «Викторина.»

  1. Должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве. (Сотник)
  2. Предмет домашнего обихода, в котором хранили добро. (сундук)
  3. Казак, который, согласно молве, был «немного сродни черту». (Пацюк)
  4. Вторая специальность кузнеца Вакулы. (маляр)
  5. Что спрятал черт в карман? (месяц)
  6. Имя одного из поклонников Солохи, отца Оксаны.(Корний Чуб)
  7. Человек, вторым заглянувший  в гости к Солохе. (дьяк)
  8. Круглый хлеб.(паляница)
  9. За чем отправился Вакула к царице? (за черевичками)
  10. Песни, которые распевали в канун Рождества. (колядки)
  11. Название трубки для курения (люлька)
  12. Что означает выражение строить «куры» ?(ухаживать)
  13. Фамилия придворного царицы, полководца, гетмана Украины. (Потемкин).
  14. Кто проезжал через Диканьку и хвалил место, на котором стоит село? (архиерей.)
 

      Подведение  итогов. 
     
     

  
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
  11

  1

 
   
 
   
 
   
                                                       
                               22               23    
                          44                        
                                                   
                                                   
              55       56                            
          7                                        
                                                   
                                                   
                                                   
  88                                                
                                                   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

  Глава 3. Конспекты уроков по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». 

  Урок 1

  Тема  урока:  В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Знакомство с текстом.

  Цели  урока:

  воспитательные:

  • пробудить интерес к личности, произведениям писателя, местам, которые он изображает.

    образовательные:

  • познакомить учащихся  с жизнью и творчеством В.П.Астафьева

  развивающие:

  • совершенствовать речевые умения путем  чтения художественного произведения;
  • развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.
 

      Ход урока:

    1. Организация класса к работе (приготовить необходимые принадлежности).
 

      ІІ.        Постановка учебной задачи и формулировка темы урока. 

            ІІІ. Решение учебной задачи. 

  1. Слово учителя о В.П.Астафьеве ( С использованием презентации)       Виктор Петрович Астафьев – предельно искренний и правдивый современный писатель. Он родился 1 мая 1924 года в Сибири, на Енисее,  в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Детские и юношеские годы прошли в родном селе, в труде и недетских заботах.      Жизнь его сложилась так, что в детстве ему пришлось беспризорничать, а потом он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Позже он окончил железнодорожное училище и работал составителем поездов.     Великая Отечественная война призвала Астафьева на фронт. Он был тяжело ранен. После войны он работает слесарем, подсобным рабочим в Чусове Пермской области. Начинает писать небольшие заметки, которые печатались в газете «Чусовский рабочий».       В 1959–1961 Астафьев учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. С этого времени в журналах Урала, Перми и Свердловска регулярно появляются остропроблемные, психологически углубленные произведения Астафьева: повести «Кража» (1966), «Где-то гремит война» (1967), цикл автобиографических рассказов и повестей о детстве «Последний поклон» (1968–1992), завершающие главы «Забубенная головушка», «Вечерние раздумья») и др.      В центре внимания писателя – жизнь современной сибирской деревни.      Ежегодные поездки Астафьева по родным местам послужили основой для написания широкого прозаического полотна «Царь-рыба» (1972–1975), одного из самых значительных произведений писателя.      В 1969–1979 Астафьев жил в Вологде, в 1980 вернулся в родное село под Красноярском. Здесь он работал над такими произведениями, как «Печальный детектив» (1986), рассказ «Людочка» (1989), публицистические – «Всему свой час» (1985), «Зрячий посох» (1988). В 1980 была написана драма «Прости меня».      Последние годы Астафьев жил и работал в Красноярске.       

Информация о работе Методика изучения эпических произведений в 5-6 классах