Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:39, контрольная работа
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы.
Введение
1.Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности.
2. Взаимоотношение личности и общества
2.1. Социализация личности
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1.Понятие «личность». Особенности социологического
2. Взаимоотношение личности и общества
2.1. Социализация личности
Заключение
Список литературы
Введение.
Личность является объектом изучения
ряда гуманитарных наук, прежде всего,
философии, психологии, социологии. Философия
рассматривают личность с точки
зрения её положения в мире как
субъекта деятельности, познания и
творчества. Психология изучает личность
в качестве устойчивой целостности
психических процессов, свойств
и отношений: темперамента, характера,
способностей, волевых качеств. Социологический
же подход выделяет в личности социально-типическое.
Основная проблематика социологической
теории личности связана с процессом формирования
личности и развитием её потребностей
в неразрывной связи с функционированием
и развитием социальных общностей, регуляции
и само регуляции социального поведения
личности, изучением закономерной связи
личности и общества, личности и группы.
Понятие личность показывает, как в каждой
личности индивидуально отражаются социально-значимые
черты, и проявляется её сущность как совокупность
всех общественных отношений. Социология
стремится выявить социальные основы
формирования личностных качеств, социальное
содержание и социальные функции, существующих
в обществе типов личностей, то есть изучить
личность как источник общественной жизни
и её реальный носитель. Личность с точки
зрения социологии, обозначает единичного
человека, проявляющего социально-значимые
черты индивидуальной жизнедеятельности
благодаря взаимодействию с другими людьми
и тем самым способствующего стабилизации
и развитию общественных отношений. Кроме
того, если рассматривать личность как
систему, то можно выделить в ней две основные
подсистемы, или два мира личности: ð один
- внутренний, мир сознания, скрытый от
других и зачастую непонятный и неосознанно
" живущий " для самой личности; ð
второй - деятельностный, открытый для
людей, позволяющий им не только наблюдать
внешние проявления личности, но и проникать
в ее внутреннюю жизнь, догадываться о
том, какие страсти и их борения овладевают
человеком. Понятие личность помогает
охарактеризовать в человеке социальное
начало его жизнедеятельности, то есть
свойства и качества, которые человек
реализует в социальных связях, культуре,
то есть в общественной жизни в процессе
взаимодействия с другими людьми. Социологическая
структура личности включает совокупность
объективных и субъективных свойств индивида,
возникающих и функционирующих в процессе
его разнообразной деятельности, под влиянием
тех общностей и объединений, в которые
входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой
социальной структуры личности является
ее деятельность как самостоятельность
и как взаимодействие с другими людьми,
что фиксируется понятием субъекта деятельности.
Анализ структуры личности без анализа
форм ее деятельности невозможен.
Понятие «личность». Особенности социологического
Личность – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли. Существует 4 концепции понимания личности:
1. Ролевая концепция. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Шибутани вводит 2 понятия: "играние роли" и "принятие роли". Играние роли - это организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а принятие роли - требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека. Например, лектор и аудитория, начальник и подчиненный, врач и пациент, продавец и покупатель. Способность человека понимать жизнь, отличную от его жизни, - один из показателей его социальной зрелости, что особенно важно для детей и юношества. Некоторые роли, а их большинство, являются личностно незначимыми для человека, например, пешеход, пациент, покупатель и т.д. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно, не вкладывая в них частичку души и своего Я. Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются, как часть Я. Их потеря может переживаться как внутренняя трагедия.
В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:
1. Описание типа поведения,
2. Предписание (требования), связанные
с данным поведением. Человек
занимает в обществе
3. Оценка выполнения предписанной роли. От человека требуют определенных действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью. 4. Санкции, т.е. социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Такие санкции могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл санкции - побудить человека к определенному типу поведения. Т. Парсонсом была впервые предпринята попытка систематизации ролей. Любая из ролей описывается пятью основными характеристиками:
1) эмоциональной - одни роли
требуют эмоциональной
2) способом получения - одни роли предписываются, другие завоевываются;
3) масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;
4) формализацией - одни роли представляют
собой действие в строго
5) мотивацией - одни направлены на личную прибыль, другие на общее благо и т.д. И.С. Кон выделяет 3 понимания роли: в обыденном сознании, где «быть в роли», значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения; в социальной психологии, которая использует это понятие для «описания повторяющихся, стандартизированных форм поведения», и, наконец, в социологии, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию. Действительно, в поведении человека всегда есть нечто заданное, стандартизированное. Человек, сознающий себя «в роли», становится не только актером, но и зрителем собственных поступков. Это вносит в его поведение элементы отчужденности. Он ведет себя так, как если бы он был не самим собой, а кем-то другим, и это порождает у него внутреннюю напряженность, чувство неестественности своего поведения (даже если окружающие его не видят). И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли. Также. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает ее вживание в различные социальные роли и составление своей ролевой системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями. С одними - личностно значимыми - больше, с другими - второстепенными - меньше. Однако абсолютизация значения социальной роли может привести к признанию отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой линии, что ведет к ограничению творческой активности личности, порождая конформизм. Если степень идентификации личности с ролью высока, то они могут срастись, и роль может стать неотъемлемой частью личности. Если нет, то роль становится для личности совершенно чуждой, что часто и бывает.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – соответствующая её система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариантный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функций руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает Никах ограничений.
Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить конфликт профессиональной и семейной ролью женщины. Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определённое место и в соответствии с ним выполняет определённые функции. Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль.
Как и социальные роли, межличностные
роли тоже могут быть различными и
даже совершенно противоположными в
разных малых группах: друг, враг, доверенное
лицо. Зачастую человек вынужден учитывать
в своём поведении эту
Социальные роли различаются
по степени из важности для
нормального функционирования
2. Концепция личности Фрейда. Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют её потенциал и основной источник активности, задают мотивацию её действия. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.
Модель личности, созданная
Фрейдом, представляет собой
3. Поведенческая концепция Ещё один образ
Информация о работе Особенности социологического изучения личности