Особенности социологического изучения личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:39, контрольная работа

Краткое описание

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы.

Оглавление

Введение
1.Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности.
2. Взаимоотношение личности и общества
2.1. Социализация личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

особенности социологического изучения личности.docx

— 37.78 Кб (Скачать)

 
Содержание

 

Введение

1.Понятие «личность». Особенности социологического изучения  личности.

2. Взаимоотношение  личности и общества

2.1. Социализация личности

Заключение

Список литературы 
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  
  
  
  
  
  
  
  

 

 

Введение.

 

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия  рассматривают личность с точки  зрения её положения в мире как  субъекта деятельности, познания и  творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности  психических процессов, свойств  и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический  же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы. Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений. Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности: ð один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности; ð второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком. Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми. Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «личность». Особенности социологического изучения  личности.

 

Личность –  выражение социальной сущности и  содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли. Существует 4 концепции понимания личности:

1. Ролевая концепция. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т.  Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Шибутани вводит 2 понятия: "играние роли" и "принятие роли". Играние роли - это организация поведения в  соответствии с групповыми нормами, а принятие роли - требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как  оно само выглядело бы с точки  зрения другого человека. Например, лектор и аудитория, начальник и  подчиненный, врач и пациент, продавец и покупатель. Способность человека понимать жизнь, отличную от его жизни, - один из показателей его социальной зрелости, что особенно важно для  детей и юношества. Некоторые  роли, а их большинство, являются личностно  незначимыми для человека, например, пешеход, пациент, покупатель и т.д. Их отсутствие или наличие человек  воспринимает незаметно, не вкладывая  в них частичку души и своего Я. Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны  с главным статусом, воспринимаются, как часть Я. Их потеря может переживаться как внутренняя трагедия.

В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:

1. Описание типа поведения, соответствующего  данной роли.

2. Предписание (требования), связанные  с данным поведением. Человек  занимает в обществе определенную  позицию или должность, а с  ней непременно связана совокупность  прав и обязанностей (позиция  учителя и ученика, отца и  сына). Исходя из этого, общество  можно представить как систему  взаимодействующих должностей и  позиций, а позицию как структурно  оформленную единицу общества. Роль  в такой интерпретации означает  совокупность действий, которые  производит субъект для реализации  занимаемой им позиции (требований  должности). Позиция связана не  только с системой действий, но  и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту или иную позицию,  окружающие ждут соответствующих  действий. И сам человек рассчитывает  на определенное к себе отношение.

3. Оценка выполнения  предписанной роли. От человека  требуют определенных действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью. 4. Санкции, т.е. социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Такие санкции могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл санкции - побудить человека к определенному типу поведения. Т. Парсонсом была впервые предпринята попытка систематизации ролей. Любая из ролей описывается пятью основными характеристиками:

1) эмоциональной - одни роли  требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности; 

2) способом получения - одни роли  предписываются, другие завоевываются; 

3) масштабом - часть ролей сформулирована  и строго ограничена, другая - размыта; 

4) формализацией - одни роли представляют  собой действие в строго установленных  правилах, другие - произвольное;

5) мотивацией - одни направлены  на личную прибыль, другие на  общее благо и т.д. И.С. Кон выделяет 3 понимания роли: в обыденном сознании, где «быть в роли», значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения; в социальной психологии, которая использует это понятие для «описания повторяющихся, стандартизированных форм поведения», и, наконец, в социологии, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию. Действительно, в поведении человека всегда есть нечто заданное, стандартизированное. Человек, сознающий себя «в роли», становится не только актером, но и зрителем собственных поступков. Это вносит в его поведение элементы отчужденности. Он ведет себя так, как если бы он был не самим собой, а кем-то другим, и это порождает у него внутреннюю напряженность, чувство неестественности своего поведения (даже если окружающие его не видят). И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли. Также. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает ее вживание в различные социальные роли и составление своей ролевой системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями. С одними - личностно значимыми - больше, с другими - второстепенными - меньше. Однако абсолютизация значения социальной роли может привести к признанию отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой линии, что ведет к ограничению творческой активности личности, порождая конформизм. Если степень идентификации личности с ролью высока, то они могут срастись, и роль может стать неотъемлемой частью личности. Если нет, то роль становится для личности совершенно чуждой, что часто и бывает.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или  иной роли, на ролевое поведение  – то, что человек реально выполняет  в рамках своей роли.  Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – соответствующая её система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариантный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функций руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает Никах ограничений.

Один и тот же человек выполняет  множество ролей, которые могут  противоречить, не согласовываться  друг с другом, что приводит к  возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить конфликт профессиональной и семейной ролью женщины. Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определённое место  и в соответствии с ним выполняет определённые функции. Этот слой отношений описывается понятием  межличностная роль.

Как и социальные роли, межличностные  роли тоже могут быть различными и  даже совершенно противоположными в  разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо. Зачастую человек вынужден учитывать  в своём поведении эту разнообразную  палитру ожиданий, предъявляемых  к нему, ориентироваться не на одну,  а на несколько групп сразу.

 Социальные роли различаются  по степени из важности для  нормального функционирования всего  общественного организма. Это  связано с местом той или  иной группы в социальной структуре,  с их значимостью для поддержания  её стабильности. Интегративным  показателем положения социальной  группы и отдельной личности  в системе общественных отношений  является социальный статус. В  любом обществе и в любой  сфере общественной жизни существует  пирамида статусов, определяющая  и закрепляющая социальное неравенство.  Теория ролей хорошо описывает  адаптационную сторону процесса  социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое и личностное начало.

2. Концепция личности Фрейда. Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют её потенциал и основной источник активности, задают мотивацию её действия. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

 Модель личности, созданная  Фрейдом, представляет собой трёхуровневое  образование: низший слой (Оно  или Ид), представленный бессознательными  импульсами и «родовыми воспоминаниями»,  средний слой (Я или Эго) и  верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго)  – нормы общества, воспринятые  человеком. Наиболее жёсткие,  агрессивные и воинственные слои  – Оно и Сверх-Я. Они с  обеих сторон «атакуют» психику  человека, порождая невротический  тип поведения. Эта модель личности,  постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжёлым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

3. Поведенческая  концепция Ещё один образ личности  – личность как система реакций  на различные стимулы (Б.Скиннер,  Дж. Хоманс,  К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через языки, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдёт» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то он и будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно. Но каждый человек стремится избежать наказаний и получать поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Поведение человека составляет совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих мотивы; реакция на ее социальный статус. Своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений с социальной общностью, которой он принадлежит. Неотъемлемый элемент поведения личности - общение. Личность предпринимает социальные действия тогда, когда нарушается равновесие между потребителями и социальной средой. Конечно же, определением социальной деятельности и социального поведения личности выступают объективные условия ее жизни, порождающие у человека объективные потребности и интересы. Потребности выражают зависимость человека от внешнего мира, от социальной среды. Выделяют 2 вида потребностей: естественные и социальные.

Информация о работе Особенности социологического изучения личности