Особенности социологического изучения личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:39, контрольная работа

Краткое описание

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы.

Оглавление

Введение
1.Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности.
2. Взаимоотношение личности и общества
2.1. Социализация личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

особенности социологического изучения личности.docx

— 37.78 Кб (Скачать)

1) Естественные - это нужды человека  как биологического существа (потребность  в одежде, питье, еде и т.д.).

2) Социальные - это продукты общественной  жизни уровня развития личности (потребности в духовной культуре, общении, трудовой деятельности  и т.д.). Потребности характеризуют  условия жизнедеятельности. Неудовлетворенность  условиями жизни определяет деятельность  человека, который стремится изменить  условия жизни, используя имеющиеся  у него возможности. Здесь проявляется  и интерес личности, который складывается  из следующих элементов:

1. положение человека в обществе;

2. содержательная характеристика  его зависимости от деятельности других людей;

3. пути и способы использования  сложившихся социальных отношений  (институтов) для удовлетворения  возникших потребностей. Интерес  реализуется вследствие осознания  личностью своих потребностей  и возможных путей их удовлетворения  в соответствии с положением  личности в обществе. Потребности  и интересы личности выступают  объективной основой ее деятельности  и поведения. Для того чтобы  человек предпринял конкретные  действия, он должен осознать  потребности и интересы, сделав  их внутренними побудительными  мотивами. Однако осознание потребностей  и интересов личностью никогда  не бывает абсолютно адекватным  их объективному содержанию.

 

Мотивы - это конкретные внутренние побудители к действию, которые непосредственно, ситуационно определяют поведение  людей. Мотивы - отражения в сознании людей их объективных благ и желаний, условий деятельности, внутренние побуждения активности индивидов. Они отличаются от внешних побуждений - стимулов, являющихся результатом воздействия на человека внешних объективных условий. Стимул может превратиться в мотив деятельности человека, если станет субъективно  значимым для нее. Мотивы бывают материальные и духовные, а также в зависимости  от значимости - доминирующие и фоновые. Наиболее распространенными мотивами являются материальная заинтересованность, желание сделать карьеру, стремление самореализовать себя в творчестве, чувство долга, боязнь наказания  и т.д. Мотивы обуславливают выработку  человеком целей деятельности, в  результате чего осуществляется переход  интересов через деятельность, опирающуюся  на ценностные ориентации. Это понятие  ввели в 20-е годы У. Томас (американский социолог), и Ф. Знанецкий (польский социолог). Ценностные ориентации выступают  социальными установками личности, регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются  как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы.

Целостные ориентации формируются  при усвоении индивидом социального  опыта, освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов  и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену  социальной общности. Иными словами, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определённым образом  реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную  роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя аналогию между человеком  и животным. Отсюда и изменения  личностного поведения выводятся  из процесса научения, понимаемого  как стимуляция желаемых действий. В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и распоряжается общество. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В тоже время, чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал вознаграждающее воздействие со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие. При переносе этого принципа на уровень межличностных отношений делается вывод, что добровольное воздействие между партнёрами существует лишь до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, то есть что его «вклад» в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.

4. Деятельностный подход В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чьё поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Социальную деятельность составляет система проявления поведения личности, в пределах которой осуществляется целесообразное изменение и преобразование его социальной сферы. Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих её элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность. Итак, изучение личности опосредуется изучением её деятельности и, по сути, сводится к: определению системообразующего звена, доминантного вида деятельности; выяснению принципа осуществления деятельности – вынужденная или свободная, отчуждённая или неотчуждённая; изучению характера связи между различными видами деятельности, степени их иерархизированности; исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности. Ни один из вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные её проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих.  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Взаимоотношение  личности и общества.

 

2.1. Социализация личности.

 

Социология личности оперирует категориями, которые  нередко  рассматриваются как синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа.  

Когда употребляется  понятие “формирование личности”, то имеется в виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния  всей  совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных  организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.

Понятие “развитие личности” характеризует  последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного  представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, однако, оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты.  Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим  о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.  

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс  формирования, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

1) стадии подражания и копирования  детьми поведения взрослых;

2) игровой стадии, когда дети  осознают поведение как исполнение  роли;

3) стадии групповых игр, на  которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа  людей.  Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии  познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от  рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12  до 15).

 Многие психологи и социологи  подчеркивают, что процесс социализации  продолжается в течение всей  жизни человека, и утверждают, что  социализация взрослых отличается  от социализации детей несколькими  моментами. Социализация взрослых  скорее изменяет внешнее поведение,  в то время как социализация  детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве  в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.

Психолог Р.Гарольд предложил  теорию, в которой социализация взрослых  рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов.

Каковы же механизмы  социализации?

Уже З.Фрейд выделил  психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда  и вины.

Имитацией называется осознанная попытка  ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.

 Идентификация — способ осознания  принадлежности  к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.  

 Имитация и идентификация  являются позитивными механизмами,  поскольку они нацелены на  усвоение определенного типа  поведения. 

Стыд и вина представляют собой  негативные механизмы, так как они  подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда, и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд  обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.  

 Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с “моделью”.  Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального наущения. Степень идентификации определяется характером привязанности к “другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку она считается основной формой социализации. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, но которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-социальной  жизни.  Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга  совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательной системы знаний. Так, в детстве ребенок, подросток учится понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу? Мощным  инструментам   социализации  личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.  И, наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями. Необходимо обратить их в убеждения, которые проявляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий и образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным  типам личности.  

 В современных условиях процесс  социализации предъявляет новые  требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей.  Это обусловлено, во-первых, тем,  что кардинальные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения  могут быть посильны людям  высокообразованным, высококвалифицированным  и сознательно участвующим в  претворении их в жизнь. Только  человек, глубоко убежденный в  необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной  силой исторического процесса.  Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности  требует постоянного  совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем. В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.  В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами? Почему часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.? Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами? И, наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей оказывается решающим фактором, который во многом  определяет облик общественных и политических движений. Феномен национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических мотивов признания его особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и национальности и каждого отдельного их представителя. Социализация личности предполагает, что объектом исследования является не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку, и т.д. Важное значение имеет преодоление пережитков прошлого в сознании и поведении людей.  В целом социология пропаганды, фиксируя происшедшие (или происходящие) изменения в сознании и деятельности различных групп населения, стремилась выявить наиболее действенные из них, определить их эффективность и степени влияния и на этой основе высказать соответствующие рекомендации. И как бы ни критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и в настоящее время пропаганда продолжает активно участвовать в процессе социализации личности вне зависимости от того, насколько она поддерживается или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.

Информация о работе Особенности социологического изучения личности