Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:39, контрольная работа
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы.
Введение
1.Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности.
2. Взаимоотношение личности и общества
2.1. Социализация личности
Заключение
Список литературы
1) Естественные - это нужды человека как биологического существа (потребность в одежде, питье, еде и т.д.).
2) Социальные - это продукты общественной
жизни уровня развития личности
(потребности в духовной
1. положение человека в обществе;
2. содержательная характеристика его зависимости от деятельности других людей;
3. пути и способы использования
сложившихся социальных
Мотивы - это конкретные внутренние
побудители к действию, которые непосредственно,
ситуационно определяют поведение
людей. Мотивы - отражения в сознании
людей их объективных благ и желаний,
условий деятельности, внутренние побуждения
активности индивидов. Они отличаются
от внешних побуждений - стимулов, являющихся
результатом воздействия на человека
внешних объективных условий. Стимул
может превратиться в мотив деятельности
человека, если станет субъективно
значимым для нее. Мотивы бывают материальные
и духовные, а также в зависимости
от значимости - доминирующие и фоновые.
Наиболее распространенными мотивами
являются материальная заинтересованность,
желание сделать карьеру, стремление
самореализовать себя в творчестве,
чувство долга, боязнь наказания
и т.д. Мотивы обуславливают выработку
человеком целей деятельности, в
результате чего осуществляется переход
интересов через деятельность, опирающуюся
на ценностные ориентации. Это понятие
ввели в 20-е годы У. Томас (американский
социолог), и Ф. Знанецкий (польский
социолог). Ценностные ориентации выступают
социальными установками
Целостные ориентации формируются
при усвоении индивидом социального
опыта, освоении им общественных, политических,
нравственных, эстетических идеалов
и непреложных нормативных
4. Деятельностный подход В рамках
культурно-исторической школы Л.С.Выготского
сложилось понимание человека как деятельного
существа, преследующего свои цели, задачи,
чьё поведение и поступки невозможно объяснить
только с точки зрения рациональности.
В основе личности лежит богатство связей
человека с миром, проявляющееся в предметной
деятельности, общении, познании. Центральной
категорией анализа, дающей ключ к пониманию
личности, является категория «деятельность».
Социальную деятельность составляет система
проявления поведения личности, в пределах
которой осуществляется целесообразное
изменение и преобразование его социальной
сферы. Деятельность рассматривается
при этом в структурном и функциональном
аспектах. Структурный аспект предполагает
выяснение строения самой деятельности
и определение составляющих её элементов.
Функциональный аспект концентрирует
внимание на том, как, каким образом осуществляется
деятельность. Итак, изучение личности
опосредуется изучением её деятельности
и, по сути, сводится к: определению системообразующего
звена, доминантного вида деятельности;
выяснению принципа осуществления деятельности
– вынужденная или свободная, отчуждённая
или неотчуждённая; изучению характера
связи между различными видами деятельности,
степени их иерархизированности; исследованию
уровня осуществления каждого из видов
деятельности. Ни один из вариантов понимания
личности не исчерпывает этого феномена
целиком, каждый из них рассматривает
отдельные её проявления, возводя их в
ранг наиболее важных, основополагающих.
2. Взаимоотношение личности и общества.
2.1. Социализация личности.
Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа.
Когда употребляется понятие “формирование личности”, то имеется в виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.
Понятие “развитие личности”
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру,
необходимо действие трех фактов: ожидания,
изменения поведения и
1) стадии подражания и
2) игровой стадии, когда дети
осознают поведение как
3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).
Многие психологи и социологи
подчеркивают, что процесс социализации
продолжается в течение всей
жизни человека, и утверждают, что
социализация взрослых
Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов.
Каковы же механизмы социализации?
Уже З.Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.
Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.
Идентификация — способ
Имитация и идентификация
являются позитивными
Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда, и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.
Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с “моделью”. Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального наущения. Степень идентификации определяется характером привязанности к “другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку она считается основной формой социализации. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, но которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-социальной жизни. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательной системы знаний. Так, в детстве ребенок, подросток учится понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу? Мощным инструментам социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. И, наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями. Необходимо обратить их в убеждения, которые проявляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий и образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.
В современных условиях
Информация о работе Особенности социологического изучения личности