Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа
Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и, соответственно, связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо как база для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышления знания не остаются формальными и поверхностными, а входят в личный опыт ребенка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его [10, с. 379].
ВВЕДЕНИЕ 3
I. РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 5-7
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологические основания мыслительных процессов 5
1.2. Развитие понятийно – интуитивного мышления
у детей в старшем дошкольном возрасте 9
1.3. Развитие понятийно – логического мышления
у детей в старшем дошкольном возрасте 12
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 15-20
2.1. Методы, процедура и объект исследования 15
2.2. Анализ результатов исследования 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 5-7
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.2. Развитие понятийно – интуитивного мышления
у детей в старшем дошкольном возрасте 9
1.3. Развитие понятийно – логического мышления
у детей в старшем дошкольном возрасте 12
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 15-20
2.1.
Методы, процедура и объект
2.2. Анализ результатов исследования 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.
Как указывает Л. А. Ясюкова, понятийно - логического мышление – это умение выделять объективные закономерности, связи между явлениями окружающего мира, способность видеть внутреннюю логику в последовательности событий, происходящих изменениях, вычленять алгоритмы деятельности, умение обобщать и частично трансформировать собственные знания и опыт, переносить их, использовать их в других жизненных или учебных ситуациях [21, с. 31].
Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и, соответственно, связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо как база для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышления знания не остаются формальными и поверхностными, а входят в личный опыт ребенка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его [10, с. 379].
Предмет исследования: развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза
исследования: в той группе, в которой
используется развивающая программа Л.
Г. Петерсона, развитие понятийно – интуитивного
мышления происходит быстрее, чем в группе,
где такая программа не используется.
Задачи исследования:
Методы исследования: основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и методики эмпирического исследования, такие как методика «Аналогии» и методика «Найди лишний предмет».
Объект исследования: объектом исследования выступили воспитанники МОУ ДОУ №4 «Светлячок» г. Минеральные Воды Ставропольского края в количестве 20 человек, из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Структура
работы: работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы
и двух приложений. Список литературы
содержит 21 наименование. Основное
содержание работы изложено на 22 страницах,
включает таблицу и диаграммы.
I. РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Мысль, осуществленная в языке, имеет свои законы, это законы логики. Традиционно логику называют наукою о мышлении, логика исследует способы образования понятий - инструментов мысли, их взаимодействия, формирование при помощи понятий научных теорий - высших форм мыслительной деятельности человека.
Возможность психологического объяснения мышления зависит от того, как интерпретируются логические операции: как отражение уже готовой реальности или как выражение подлинной деятельности. Избежать этой альтернативы позволяет лишь аксиоматика: реальным операциям мышления можно дать генетическую интерпретацию, только в том случае, если они анализируются аксиоматически. Логик выступает как геометр, дедуктивно конструирующий пространство, а психолога можно уподобить физику, измеряющего саму реальную действительность. Иными словами, психолог изучает, каким образом устанавливается фактическое равновесие действий и операций, тогда как логик анализирует само равновесие в его идеальной форме.
В
интерпретации Б.Рассела
Гипотеза непосредственного постижения мышлением универсалий, существующих независимо от него несостоятельна с генетической точки зрения. Если зарегистрировать за одними только истинными идеями вечное существование, то в каком возрасте начинается их постижение? И если этапы интеллектуального развития просто показывают степень приближения мысли к истинным идеям, то где доказательства того, что какому-нибудь нормальному взрослому или логику из школы Рассела уже удалось постичь эти идеи, и что последующие поколения не будут постоянно превосходить их в этом постижении.
Сходные с расселовскими идеи встречаются в работах школы “психологии мышления” (К.Бюлер и О.Зельц). Правда с точки зрения этой школы, логика вносится в сознание не извне, а изнутри. Как метод “психология мышления зародилась одновременно в Германии и во Франции. Представители этой школы отказываются от ассоцианизма и возвращаются к вопросу о взаимодействии образов и мышления. Ими на основе использования процесса провоцируемой интроспекции был открыт факт существования безобразного мышления: оказалось, что отношения суждения, занимаемые позиции и т.п. выходят за рамки системы образов, и тогда процесс мышления уже не может быть сведен к созерцанию образов. Констатируя близость между интеллектуальными и моторными позициями они приходят к выводу о том, что мышление есть неосознанная деятельность сознания.
К.Бюлер анализировал, каким образом испытуемые осуществляют решение мыслительных задач самих по себе и выделил три основные элемента мышления: образы, интеллектуальные чувства и сами мысли. О.Зельц утверждал, что решение интеллектуальных задач не сводится к схеме стимул-реакция, а состоит в том, чтобы заполнить пробелы, существующие внутри комплексов, понятий и отношений. Когда проблема поставлена, может иметь место один из двух случаев. Либо речь будет идти о восстановлении в памяти, не требующей новой конструкции (эрудиционные задачи) ; либо о подлинной проблеме, обнаруживающей наличие пробелов в ранее установленных комплексах. Во втором случае необходимо актуализировать уже не знания на методы решения задачи или вычленять и строить новые методы (творческое решение). В двух последних случаях речь идет о продуктивном мышлении, которое собственно в том и состоит, чтобы дополнять существующие целостности и комплексы, иными словами приобретать новые знания. Одним словом “психология мышления” превращает психологию в зеркало логики [цит. по 20, с. 37].
Логика
- это аксиоматика разума, по отношению
к которой психология - соответствующая
экспериментальная наука. Аксиоматика
- это наука исключительно
Основное свойство логического мышления состоит в том, что оно операционально, т.е. продолжает действие, интериоризируя его. Операцию разума можно сравнить с простым действием только при условии, что она рассматривается изолировано. Но единичная операция не является операцией, а остается просто на уровне интуитивного представления. Специфическая особенность операций, если их сравнивать с эмпирическими действиями, заключается в том, что они никогда не существуют в дискретном состоянии. Чтобы осознать операциональный характер мышления, надо достичь систем как таковых, и если обычные логические схемы не позволяют увидеть такие системы, то нужно построить логику целостностей [17, с. 207].
Психология, как и классическая логика, рассматривает понятие как единицу мышления. Сам по себе один класс понятий не может существовать независимо от того, что его определение требует обращение к другим понятиям. В качестве инструмента реального мышления, абстрагированный от своего логического определения класс представляет собой элемент “структурированный”, а не “структурирующий”, или, во всяком случае, он уже структурирован настолько, чтобы быть структурирующим: реальностью он обладает только в зависимости от всех тех элементов, которым противостоит или в которые включен. “Класс” предполагает классификацию, и основным является именно это, потому что именно операции классификации порождают отдельные классы. Вне связи с классификацией целого родовой термин обозначает не класс, а лишь интуитивно схватываемую совокупность.
Таким
образом, в любой области конституированного
мышления психологическая реальность
состоит из операциональных систем целого,
а не изолированных операций, понимаемых
в качестве предшествующих этим системам
элементов. Следовательно, в качестве
действий или интуитивных представлений
операции организуются в такие системы,
в которых они приобретают - уже в силу
одного факта своей организации - природу
“операций”. Основная проблема психологии
мышления состоит в том, вывить законы
равновесия систем; точно так же, как центральная
проблема логики состоит в том, чтобы формулировать
законы целостностей как таковых.
1.2.
Развитие понятийно – интуитивного мышления
у детей в старшем дошкольном возрасте
Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к существованию развернутого мыслительного процесса - рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир. За кажущейся невинностью детских вопросов стоит стремление постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность явления или процесса.