Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа
Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и, соответственно, связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо как база для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышления знания не остаются формальными и поверхностными, а входят в личный опыт ребенка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его [10, с. 379].
ВВЕДЕНИЕ 3
I. РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 5-7
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологические основания мыслительных процессов 5
1.2. Развитие понятийно – интуитивного мышления
у детей в старшем дошкольном возрасте 9
1.3. Развитие понятийно – логического мышления
у детей в старшем дошкольном возрасте 12
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 15-20
2.1. Методы, процедура и объект исследования 15
2.2. Анализ результатов исследования 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
В старшем дошкольном возрасте в равных долях развивается логическое и интуитивное мышление. Интуитивный анализ – синтез по внешнему проявлению бывает очень похож на полноценное понятийное мышление: ребенок правильно производит обобщение по существенному основанию, дополняя и формируя группы, исключая неподходящие предметы и слова. Но при этом часто не может объяснить, как он это делает, почему надо делать именно так, или дает нелепые объяснения. Это происходит потому, что ребенок в большинстве случаев оперирует еще не понятиями, а образами [7, с. 167].
Дошкольник
переходит к решению
Другое
важнейшее направление в
Постепенно речь включается в процесс решения задачи, но малыш пользуется ею только для названия предметов, с которыми действует. В речи выражается результат решения задачи. Осознаются и словесно обозначаются способы выполнения действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, которая не оторвана от практического действия.
Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез.
Таким образом, можно выделить следующие особенности развития мышления в старшем дошкольном возрасте:
Таким
образом, интуитивное мышление необходимо
как база для усвоения школьных знаний.
Благодаря этому типу мышления знания
не остаются формальными и поверхностными,
а входят в личный опыт ребенка, находят
применение в его жизни, помогают формировать
представление об окружающем мире и осмысливать
его.
1.3.
Развитие понятийно – логического мышления
у детей в старшем дошкольном возрасте
В детском саду ребенок знакомится с систематизированными знаниями, обучается пользоваться правилами, работать по алгоритму, то есть находить и устанавливать объективные связи и отношения между предметами и явлениями. Усваивая научные знания, ребенок овладевает механизмом для преобразования и определения своего личного внутреннего опыта. В процессе обучения формируются операции – понятийно-логическое мышление. Для его исследования можно применять задания на аналогии, которые позволяют выяснить, какого типа связи в первую очередь отмечаются человеком, выделяет ли он объективные закономерности, причинно-следственные зависимости или любые другие случайные, внешние связи явлений и последовательности событий [16,с. 14].
Овладеть понятийно-логическим мышлением, то есть видеть в первую очередь объективные связи между явлениями, оказывается не так-то просто. Правила, принцип, закономерность – это отношение, связи, то есть некие абстракции, и поэтому не могут быть даны непосредственно в восприятии. Суть правила или принципа действия можно передать только опосредованно, с использованием организованных определенным образом «материальных носителей» - слов, предметных изображений или символов[3 c. 267].
В старшем дошкольном возрасте ребенок ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности, доступное ребенку, неуклонно нарастает на протяжении дошкольного возраста. Причем существенный перелом наступает примерно в пять лет. Развитие понимания причинности идет по нескольким направлениям. Во-первых, ребенок от отражения внешних причин переходит к выделению скрытых, внутренних. Во-вторых, недифференцированное, глобальное понимание причин сменяется все более дифференцированным и точным объяснением. В-третьих, дошкольник отражает не единичную причину данного явления, а обобщенную закономерность [17, с. 168].
Дошкольник
переходит к решению
У старших дошкольников соотношение наглядно-образных и логических связей неодинаково, как и у большинства людей, имеющих различный уровень умственного развития, но отклоняется все же больше в сторону наглядно-образных связей.
У детей старшего дошкольного возраста преобладают наглядные, конкретно-образные и ситуативные связи, а у старших школьников и у взрослых людей — сложные логические связи.
Можно подразделить понятия на житейские и научные понятия. У детей младшего школьного возраста преобладают в большей мере житейские понятия, приобретенные им на своем опыте, каждый ребенок хорошо представляет, что означает понятие, определяющее предмет с которым он неоднократно сталкивался в своей жизни. Он хорошо знаком с содержанием этих понятий, но, возможно, не всегда может выразить или словесно их определить.
Научные
же понятия приобретаются
Содержание понятия может быть раскрыто ребенком внешним описанием явлений, включенных в это понятие, это первые описания понятий. В более старшем возрасте понятие раскрывается через существенные признаки в последовательности, соответствующей их значимости. Научное раскрытие содержания понятия включает в себя подведение данного понятия под ближайшее родовое понятие и указание значимых признаков его.
Показатель усвоения понятий — осознание его содержания, выделение существенных признаков, осознание границ понятия и его место среди других понятий, и, самое главное, умение пользоваться понятием в своей познавательной и практической деятельности.
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что
понятийно – логическое мышление полностью
осознано, обладает операциональной обратимостью,
позволяет выделять объективные закономерности,
в последовательности событий, происходящих
изменениях, вычленять алгоритмы деятельности,
понятийно – интуитивное мышление основано
на личном опыте ребенка и, соответственно,
связано с его возможностью самостоятельно
разбираться в материале и самообучаться
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1.Методы,
процедура и объект
Основными методами исследования при изучении мышления выступили теоретический анализ литературы и методики эмпирического исследования, такие как методика « Аналогии» и методика «Найди лишний предмет».
Существует единственный способ проверки правильности понимания: предложить человеку задания, где этим правилом надо воспользоваться. Применение будет адекватным, если у ребенка сформировалась соответствующая понятийная структура, в рамках которой происходит идентификация объективных связей и отношений и легко осуществляется перенос принципа деятельности в другие аналогичные ситуации, использование его для образования аналогичных примеров. Задания на аналогии позволяют выяснить, по какому принципу выделяет индивид связи и отношения между объектами, какую «фигуру» он видит [6, c. 24].
Методика «Найди лишний предмет» предназначена для детей от 5 до 6 лет. Она призвана исследовать процессы понятийно-интуитивного мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы (см. приложение 1), в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На
решение задачи отводится 3 минуты.
Для обработки результатов были использованы математические методы исследования, такие как: U критерий Манна Уитни и W критерий Уилкоксона.
Степень схожести развития мышления в двух групп изучалось с помощью критерия U Манна – Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого - либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1, n2 ≥ 3 или n1 = n2, и n2 ≥ 5.
Метод позволяет определить, достаточно ли мала зона, перекрещивающихся значений между двумя рядами. Эмпирическое значение критерия U отражает то, на сколько велика зона совпадения между значениями. Поэтому, чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны [5, с.51].
Объектом исследования выступили воспитанники ДОУ №4 «Светлячок» г. Минеральные Воды Ставропольского края в количестве 20 человек, из них 11 мальчиков 9 девочек.
Исследование
проводилось с февраля по май
2010г.
2.2.
Анализ результатов
Использование критерия U Манна – Уитни показало, что изначально между старшей группой и старшей группой ОНР нет значимых различий в уровне понятийно-логического мышления и понятийно – интуитивного мышления. Тем не менее, результаты проведения методик отличаются, это показано на графике «Профиль, отражающий изначальный уровень мышления»
.
Таким образом, несмотря на то, что профили, отражающие изначальный уровень двух видов мышления в обоих группах отличаются, использование критерия Манна – Уитни показало, что значимых отличий нет.
Далее был проведен курс занятий по развивающей программе Л.Г. Петерсон и вновь проведены методики на выявление уровня понятийно – логического и понятийно – интуитивного мышления – «Аналогии» и «Найди лишний предмет».
Результаты показаны графике «Профиль, отражающий уровень мышления после прохождения курса занятий по Л.Г. Петерсон»
.
Таким образом, несмотря на то, что профили, отражающие уровень двух видов мышления в обоих группах отличаются, использование критерия Манна – Уитни показало, что значимых отличий нет.
При изучении понятийно – логического мышления в обоих группах был использован критерий Уилкоксона. Результаты представлены на графике «Развитие понятийно – логического мышления в старшей группе» и «Развитие понятийно – логического мышления в старшей группе ОНР».
При исследовании понятийно – логического мышления в старшей группе и в старшей группе ОНР, было выявлено, что результаты, полученные в старшей группе, где использовалась программа Л. Г. Петерсон, значительно отличаются от изначальных результатов методики «Аналогии». Тем не менее, результаты, полученные в старшей группе ОНР, где программа Л. Г. Петерсон не использовалась, так же значительно отличаются от изначальных результатов, полученных из методики «Аналогии».
При изучении понятийно – интуитивного мышления в обоих группах был использован критерий Уилкоксона. Результаты представлены на графике «Развитие понятийно – интуитивного мышления в старшей группе» и «Развитие понятийно – интуитивного мышления в старшей группе ОНР»