Проективные методы изучения личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и, соответственно, связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо как база для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышления знания не остаются формальными и поверхностными, а входят в личный опыт ребенка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его [10, с. 379].

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

I. РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 5-7

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Психологические основания мыслительных процессов 5

1.2. Развитие понятийно – интуитивного мышления

у детей в старшем дошкольном возрасте 9

1.3. Развитие понятийно – логического мышления

у детей в старшем дошкольном возрасте 12

II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ

МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ

ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 15-20

2.1. Методы, процедура и объект исследования 15

2.2. Анализ результатов исследования 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

2010 Изучение развития мышления у детей в старшем дошкольном возрасте.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

 

.  

      Использование критерия Уилкоксона показал, что в  старшей группе благодаря использованию  развивающей программы Л.Г. Петерсон, имеются значимые различия между изначальными результатами и результатами после воздействия, тогда как в старшей группе ОНР, где развивающая программа Л.Г. Петерсон не используется, не смотря на то, что графики отличаются, значимых различий нет.

      Таким образом, используя методы математической статистики, было выяснено, что значимых различий между уровнями развития двух видов мышления в обоих группах нет. Также мы выяснили, что развитие понятийно – логического мышления в двух группах происходит одновременно,  вне зависимости от обучающей программы Л.Г. Петерсон, а развитие понятийно – интуитивного мышление быстрее происходит в той группе, где использовалась развивающая программа Л.Г. Петерсон. 
 
 
 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проведенный теоретический анализ проблемы развития мышления показал, что в конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

     Понятийное  логическое мышление – это умение выделять объективные закономерности, способность видеть внутреннюю логику в последовательности событий, происходящих изменениях, вычленять алгоритмы деятельности. Мышление полностью осознано, обладает операциональной обратимостью [8, с. 375].

     Понятийно – интуитивное мышление – это такой тип мышления, благодаря которому знания входят в личный опыт ребенка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его [3, с, 411].

      Проведенное эмпирическое исследование уровня развития мышления у детей в старшем дошкольном возрасте показало, что значимых отличий в уровне развития мышления между двумя группами нет. Также мы выяснили, что развивающая программа Л.Г. Петерсон не влияет на развитие понятийно-логического мышления.

      Таким образом, основным выводом нашего исследования можно считать следующее: в той группе, в которой используется развивающая программа Л. Г. Петерсона, развитие понятийно – интуитивного мышления происходит быстрее, чем в группе, где такая программа не используется. 
 

 

       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М., 2004
  2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
  3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Справочник по психологии и  
    психиатрии. СПб., 1999. 528 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова – М., 2-е изд. - 2009
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – М., 1982.
  6. Гальперин П.Я. Введение в психологию - М., 2000
  7. Ермолаева Е.В. Психология развития: методического пособия для студентов. – 2-е изд. – М.: МПСИ, «МОДЕК», 2003. – 376с.
  8. Клюева Н.В. «Особенности воспитания на разных возрастных этапах» - М, 2003 г.
  9. Лабунская В.А. и др. Психология затрудненого общения: Теория. Методы. Диагностика. Корреляция: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: Издателльский центр «Академия», 2001. – 288 с.
  10. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д, 1999.
  11. Маслов А.С. Психологические процессы – М., 2004
  12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999
  13. Пиаже Жан. Речь и мышление ребёнка, 1969
  14. Познавательное прогнозирование и способности в обучении. – М., 2001
  15. Психолого-педагогический словарь/под ред. С. Ю. Циркина/.  
    Ростов-на-Дону, 1998. 544 с.
  16. Романова В. Я. Психология памяти. М., 2000. 440 с.
  17. Рубинштейн С. Н. Основы общей психологии. СПб., 1999. 720 с
  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т.1. – М., 1999г
  19. Сидоренко М.Л. Методы математической статистики 2-е изд., дополн. – М., 2002.-304с
  20. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 2000
  21. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра (IST). – Методическое руководство.СПб: ГП «ИМАТОН», 2002г. – 80с.
 
 

     

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

      Стимульный  материал к методике «Найди лишний предмет»

 
 

Информация о работе Проективные методы изучения личности