Особенности использования природного материала на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть особенности использования природных материалов изобразительной деятельности на занятиях в дошкольных учреждениях.
Задачи исследования:
- дать характеристику природным материалам, используемым на занятиях по изобразительному искусству;
- рассмотреть дидактические требования к изготовлению подделок из природного материала;
- раскрыть особенности организации учебной работы дошкольников с природными материалами на занятиях изобразительной деятельности;
- определить особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природных материалов;
- разработать методические рекомендации к проведению занятий с использованием природных материалов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы использования природных материалов в изобразительной деятельности………......…………………….…………………....6
1.1 Характеристика природных материалов на занятиях изобразительной деятельности……………………………………………………………………………6
1.2 Особенности организации учебной работы дошкольников и дидактические требования к изготовлению подделок из природного материала на занятиях изобразительной деятельности……………………………………………………….13
2 Методические основы использования природного материала в изобразительной деятельности…………………………………………………….21
2.1 Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природного материала……………………………………………..21
2.2 Методические рекомендации к проведению занятий с использованием природного материала в ДОУ..……………………………………………………...38
Заключение…………...………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Использование природных материалов изобразительной деятельности на занятиях в дошкольных учреждениях .doc

— 2.95 Мб (Скачать)

Важен и сам процесс творчества, и конечный продукт творчества. По мнению некоторых ученых, формирование энергии собирания, удержания и расслабления – это один из глубинных смыслов лепки из глины. Можно научиться собирать, накапливать энергию, научиться ее удерживать и расслабляться на символическо-действенном уровне. Таким образом, лепка куба на бессознательно-символическом уровне формирует энергию собирания;  лепка шара формирует энергию удержания; лепка плоскости позволяет расслабиться. Вылепить из глины свое состояние или проблему, идею или движение, а потом созерцать продукт своего творчества – все это реально. Есть немало детей и взрослых, которым сложно контролировать свои эмоции. Благодаря лепке из глины человек может научиться управлять собой. Так осмысленная лепка из глины может научить регуляции эмоций, владению ими. Точно также человек может вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие изменения. Корректируя глиняную форму, человек фактически своими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию  к лучшему. И это настоящее волшебство.

При изучении особенностей работы дошкольников природными материалами, представляет интерес работа с кожей. История обработки кожи неразрывно связана с развитием человечества. Добытая кожа животного служила человеку одеждой и обувью, защищала от непогоды. Сегодня любой человек, даже дошкольник, может научиться работать с кожей и искусством создания красивых и полезных изделий из кожи [11, с. 51].

Кожа – продукт, который отличается от любого другого материала изобретенного человеком для шитья одежды, тем, что кожа животного естественно увеличивалась в размерах, в процессе роста самого животного. Кожи бычьих животных (коровы, волы, и т.д.) - наиболее подходящие сорта кожи для творческих работ и резьбы. Эти кожи должны быть растительного дубления, и они должны хорошо поглощать влагу,  что позволит легко производить формовку изделия. [12, с. 226].

Кожа -  довольно проблемный материал для обработки детского творчества: она плохо режется, тянется при нанесении рисунка, материалы. Используемые для работы с кожей, не все могут быть применены на занятиях с малышами. Так, не применяются нагревательные приборы, используемые для придания коже формы, острые лезвия и ножи, с предельной осторожностью используются иголки. Проблемность данного вида нестандартных материалов и объясняет его редкое использование на занятиях по изобразительному искусству, тем не менее, данный недостаток покрывает красота и изящество подделок из кожи.

Для того, чтобы избежать проблемы травматизма дошкольников при работе с кожей, необходимые материалы нарезаются заранее. Для работы же в основном применяются длинные полосы кожи, вырезанные детали изделия из кожи, а также вспомогательный материал: клей, тонкая проволока, нити различных цветов и картон.

Работа с природными материалами  на занятиях по изобразительной деятельности составляет одну из важных сторон трудового воспитания дошкольников и создает условия для развития их наблюдательности и воображения, дает возможность воспитывать любовь к родной природе, прививать интерес к труду. Изготовление различных поделок из природных материалов тесно примыкает к конструированию и способствует политехническому образованию младших дошкольников.

Дети очень любят ручной труд с использованием природных материалов. В этой работе развивается мелкая мускулатура рук; дети приобретают  дополнительные навыки обращения с простейшими инструментами и приспособлениями (молотком, пилой, наждачной бумагой, клещами, шилом, буравчиком и т.п.). Действия с различными природными материалами интересны и дают возможность проявить творчество; данная трудовая деятельность имеет практический результат, формирует интерес к  работе, развивает конструктивные способности.

В процессе обработки природных  материалов дети познают их свойства, соответствующую этим свойствам  технику обработки и способ использования  каждого материала. Предлагая различные способы обработки природных материалов, воспитатель развивает у детей воображение и фантазию, эстетические чувства, интерес к технике работы, пространственное представление и т.п.

Детям надо показать, как народные мастера-умельцы используют природные материалы, создавая замечательные высокохудожественные изделия. Все это способствует развитию у детей художественного вкуса, воспитанию любви к изобразительному искусству, пробуждает у детей любовь к родной природе, содействует воспитанию у них патриотических чувств [13, с. 27].

Как отметает О.М.  Барановская, природные материалы отличаются от других поделочных материалов тем, что они естественного происхождения, имеют особенности сбора и хранения. К ним относятся растения, глина, песок, камешки, ракушки и т.д. Для поделок из растительного природного материала используются различные части растений: ветки, стебли, листья, корни, кора, плоды, корнеплоды и семена, соцветия, скорлупа орехов [14, с. 60].

Кроме того, на занятиях по изобразительной деятельности широко используются природный материал животного происхождения: яичная скорлупа, перышки, раковины и т.п., а также объекты неживой природы: мелкие камешки, песок и т.д. Природные материалы бывают плоские (листья, чешуя сосновой коры, береста) и объемные (шишки, орехи, соцветия репейника и др.).

Каждый экземпляр может отличаться от другого по ряду признаков: величине, форме, цвету, контурам, особенностям поверхности, прочности, доступности для обработки. Эти свойства материала естественны  и стабильны, резкое изменение их приводит к разрушению и искажению его отличительных черт. Вариативность материала заключается не только в разнообразии свойств, но и в том, что один и тот же экземпляр материала по разным признакам (одному или сразу нескольким) может одновременно иметь сходство с группой предметов или их частями. Например, кукурузная кочерыжка похожа по форме, цвету и особенностям поверхности на туловище или длинную шею жирафа. Желуди по форме и размерам могут быть туловищем «мышки»; оболочка каштана по особенностям поверхности напоминает спинку ежа, покрытую иголками и т.д. Подобная многозначность природного материала дает толчок воображению (рисунок 1.2) [15, с. 39].


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2. Подделки из природного материала.

Кроме указанных выше природных материалов в процессе творчества на занятиях по изобразительному искусству используют так же различные крупы, гипс, ткани.

Таким образом, природный материал при его применении вызывает определенные трудности для воспитателя и требует дополнительной подготовительной работы. Тем не менее, данная проблемы разрешима, с учетом того, какую пользу приносят занятия с природными материалами: развитие художественного вкуса, креативного мышления, мелкой моторики рук, образного видения предметов, воспитание любви к природе и бережного отношения к материалам и инструмента.

 

 

1.2 Особенности организации  учебной работы дошкольников  и дидактические требования к  изготовлению подделок  из природного материала на занятиях по изобразительной деятельности

 

Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе.

Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства, отмечает В.А.  Горский, исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям [16, с. 12].

Тем не менее, занятия с использованием природных материалов -  это не просто развлекательная деятельность дошкольников, а целенаправленный творческий процесс, к организации которого предъявляются определенные требования.

При определении содержания занятия с применением природных материалов принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов творческой деятельности дошкольников. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности детей, учебно-материальная база для выполнения творческих работ, степень подготовленности дошкольников к выполнению тех или иных трудовых операций и др.

При подборе заданий необходимо учитывать принципы дидактики, специфичные  для трудовой деятельности в дошкольных учреждениях (воспитательная направленность, соединение обучения с трудом, формирование творческого отношения к труду, научность и др.)

Использование в практике комплексного многопланового подхода к отбору творческих заданий позволяет взять  за основу выбора учет организационно-педагогических, технологических, экономических, психолого-физиологических, эстетических и эргономических требований.

Характерными признаками творческих заданий с использованием природных материалов являются: творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения. При подборе задания  необходимо стремиться к тому, чтобы оно содержало в себе те знания и умения, которыми уже овладел дошкольник  в течение прошедшего периода обучения в дошкольном учреждении. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений на конкретном объекте.

Одним из наиболее важных требований в отборе заданий является его творческая направленность. При подборе творческих заданий с использованием природных материалов необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.

Важным требованием при отборе творческих заданий является их общественно полезная или личностная значимость [17].

Общественно полезная ценность может  включать в себя значимость по удовлетворению запросов дошкольника, семьи, группы дошкольных учреждениях. Так, например, имеют полезную ценность такие подделки, как изготовление аппликаций-картин из нестандартного материала, магнитика для холодильника из гипса и глины, декоративного украшения из кожи и шерсти и т.д.

Учет возможностей и интересов дошкольников, материально-технических ресурсов дошкольных учреждений предполагает подбор заданий с позиции возможностей и наличия материальной базы дошкольных учреждений (заготовлены ли такие материалы, как глина, песок, кожа и т.д.).

Еще одно дидактическое требование - обеспечение безопасных условий труда дошкольника – которое содержит в себе комплекс требований: выбранное задание должно обеспечивать безопасные условия работы дошкольника, выполняться из безопасных материалов (нельзя использовать токсичные или легковоспламеняющиеся материалы и т.д.), выполняться при помощи относительно безопасных орудий труда (не применять острые лезвия, ножи, нагревательные приборы, кислоты и т.д., которые обычно применяются при изготовлении подделок из выбранного нестандартного материала.

Кроме того, к занятиям по изобразительной деятельности в целом и к занятиям с применением нестандартных материалов в частности, предъявляется целый комплекс дидактических, психологических, гигиенических требований [18, с. 104].

Назовем основные из них.

1. Дидактические требования

- четкое формулирование образовательных  задач в целом и их составных  элементов, их связь с развивающими  и воспитательными задачами. Определение  места в общей системе занятий;

- определение оптимального содержания  занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованием учебной программы и целями занятия, учетом уровня подготовки и подготовленности дошкольников;

- прогнозирование уровня усвоения дошкольниками знаний, сформированности умений и навыков как на занятии, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных  методов, приемов и средств  обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия  на каждом этапе занятия, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на занятии по изобразительному искусству и максимальную самостоятельность в учении дошкольников;

- реализация на занятии  всех  дидактических принципов;

- создание условий успешного  обучения дошкольников.   

2. Психологические требования

Психологическая цель занятия:

1) проектирование развития дошкольников  на занятиях по изобразительному искусству;

2) учет в целевой установке  занятия психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе

3) предусмотрение отдельных средств  психолого-педагогического воздействия  методических приемов, обеспечивающих  развитие дошкольников.

Стиль занятия:

1) определение содержания и структуры занятия в соответствии с принципами развивающего обучения:

- соотношение нагрузки на память  дошкольников и их мышление;

- определение объема воспроизводящей  и творческой деятельности дошкольников;

- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов воспитателя, из наглядного пособия (образца) и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

- выполнение воспитателем и  дошкольниками проблемно-эвристического  обучения (кто ставит проблему, формулирует  ее, кто решает);

- учет контроля, анализа и оценки  деятельности дошкольников, осуществляемые воспитателем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа дошкольников;

- соотношение побуждения дошкольников  к деятельности (комментарии, вызывающие  положительные чувства в связи  с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание о необходимости закончить подделку, об аккуратности, бережливости и т.п.) [19, с. 188].

Информация о работе Особенности использования природного материала на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ