Особенности использования природного материала на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть особенности использования природных материалов изобразительной деятельности на занятиях в дошкольных учреждениях.
Задачи исследования:
- дать характеристику природным материалам, используемым на занятиях по изобразительному искусству;
- рассмотреть дидактические требования к изготовлению подделок из природного материала;
- раскрыть особенности организации учебной работы дошкольников с природными материалами на занятиях изобразительной деятельности;
- определить особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природных материалов;
- разработать методические рекомендации к проведению занятий с использованием природных материалов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы использования природных материалов в изобразительной деятельности………......…………………….…………………....6
1.1 Характеристика природных материалов на занятиях изобразительной деятельности……………………………………………………………………………6
1.2 Особенности организации учебной работы дошкольников и дидактические требования к изготовлению подделок из природного материала на занятиях изобразительной деятельности……………………………………………………….13
2 Методические основы использования природного материала в изобразительной деятельности…………………………………………………….21
2.1 Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природного материала……………………………………………..21
2.2 Методические рекомендации к проведению занятий с использованием природного материала в ДОУ..……………………………………………………...38
Заключение…………...………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Использование природных материалов изобразительной деятельности на занятиях в дошкольных учреждениях .doc

— 2.95 Мб (Скачать)

3) при работе с природным материалом  необходимо сообщать дошкольникам:

а) о наиболее простых и надежных способах крепления деталей изделия  между собой;

б) о правилах сбора, хранения и  обработки природного материала;

в) о бережном отношении к природе;

4) при работе с тканью в процессе разметки и раскрое симметричных деталей рекомендуется применять раскрой в сгиб, т.к. именно этот способ ускоряет процесс раскроя;

5) для того, чтобы дошкольники освоили порядок изготовления поделки, необходимо использовать специальные пооперационные карты, которые пошагово объясняют порядок изготовления поделки;

 

 

 

Заключение

 

Занятия по изобразительной деятельности в применением природных материалов – очень полезны, важны и увлекательны. Они помогают ребёнку всесторонне развиваться, открывать и познавать окружающий мир через художественную деятельность, через желание рисовать, лепить, мастерить, вырезать и клеить.

Очень важно сформировать у ребёнка  положительную мотивацию к творчеству, пробудить радость общения с  искусством, жажду к изобразительной  и декоративной деятельности.

Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где  можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость  созидания и творчества.

Задачи, которые решаются в процессе работе с природными материалами:

- расширять знания о предметах и явлениях окружающей жизни, осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с различными материалами.

- развивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса (экономичное расходование материала, правильное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем столе).

- учить пользоваться речью — доказательством для обоснования своих суждений, для оценки результатов труда, его значимости, ценности.

- планировать работу, последовательно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, уметь договариваться о распределении обязанностей.

- развивать комбинаторные умения, обеспечивающие проявления самостоятельности и творчества.

Природные материалы используют на занятиях по аппликации и моделированию-конструированию.

К природным материалом можно отнести и многочисленные виды семян, зерен, активно используемые для создания работ.

Самым доступным является природный  материал (желуди, шишки, семена, листья). Этот материал с детьми собираем вместе на прогулках.

Создавая поделки и композиции из даров природы, ребята знакомятся с многообразием природы, учатся видеть в знакомых формах новые сочетания, осваивают разнообразные способы  скрепления деталей, учатся бережно  относиться к природе.

Работа с природными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка.

Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса.

Дети проявляют интерес к  занятиям с природными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана. «Построим будущее вместе» 28 января 2011 года. Петропавловск, 2011.
  2. Мартюкова Е. «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее»// Северный Казахстан.- №126. - 2009.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 2004. – 223 с.
  4. Ваховская В.Б. ИЗО: детский центр развития. // http://egozaspb.ru/predmeti/90-izo.html
  5. Бухтоярова И.В. Творческая деятельность и развитие воображения ребенка. – Новосибирск, 2007. – 221 с.
  6. Салхова Н.Н. ИЗО деятельность: в помощь воспитателю детского сада. // http://detsadd.narod.ru/index_2.html
  7. Полимерная глина (термопластика) / Под ред. Г.И. Семиверстовой. – М., 2006. – 184 с.
  8. Глина: игрушки и подделки из глины // Воспитатель. – №3. - 2009. – С. 21-24.
  9. Теория и практика сенсорного воспитания в деском саду/ Под ред. А.П. Усовой. – М.: Просвещение. 2001. – 312 с.
  10. Сумнительный К.Е. Творческий ребенок. – М., 2006. – 225 с.
  11. Ерёмова О.М. Занятие по рукоделию //Старшая школа. - №4- 2003.-с.51-54.
  12. Энциклопедия рукоделия: Перевод с англ. - М.: Ниола-Пресс, 2007.- 756 с.
  13. Конышева Н.М. Чудесная мастерская. – М., 2005. – 322 с.
  14. Барановская О.М., Милькова Л.Ф. Работа с разными материалами на уроках трудового обучения (технологии) в начальных классах: учебно-методическое пособие. – Петропавловск: СКГУ им М.Козыбаева, 2007. – 74 с.
  15. Гульянц Э.К. Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – М., 2005. – 211 с.
  16. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. - 2003. - №2 – С. 11-13.
  17. Документы и методические рекомендации: Сайт методического кабинета МОУ // http://metodikal3.ucoz.ru/publ/7-1-0-13
  18. Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду: Методическое руководство. – М., 2008. – 203 с.
  19. Честнова Н. Ю. Настольная книга воспитателя детского сада. – М., 2007. – 338 с.
  20. Рукоделие: популярная художественная энциклопедия. / Под ред. Русакова А.М. – М., 2007. – 538 с.
  21. Барановская О.М. Художественная обработка различных материалов на уроках трудового обучения в начальных классах: учебно-методическое пособие. – Петропавловск: СКГУ им М.Козыбаева, 2009. – 198 с.
  22. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) - М.: Просвещение, 2000.  – 226 c.
  23. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002. – 232 с.
  24. Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. – 193 с.
  25. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах: Книга для воспитателя детского сада (Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М.: Просвещение, 2007.  – 311 с.
  26. Гусакова, М.А. Аппликация. - М., 2007. – 153 с.
  27. Гусакова, М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 2009. – 184 с.

 Приложение А

 

Фрагмент  экскурсии в природу с целью сбора природного материала

 

Тема. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

Задача. Познакомить детей с  несколькими видами природного материала  и поделками из него, с правилами  сбора материала, приемами рассматривания.

Оборудование и наглядные  пособия. Образцы поделок из того природного материала, который предполагается собрать на экскурсии, коробки для хранения материала, гербарные сетки.

Ход экскурсии:

1. Организация дошкольников.

2. Беседа. Перед выходом на экскурсию учитель 
знакомит детей с поделками, выполненными из того природного 
материала, который можно собрать в ходе экскурсии.

Вначале дети с помощью воспитателя узнают, кого изображают поделки, затем определяют природный материал, использованный в них.

Далее воспитатель показывает материал в натуральном виде, привлекает с помощью вопросов внимание детей к той детали поделки, которая выполнена из показанного материала.

Сообщение темы экскурсии  и порядка ее проведения.

Проведение экскурсии.

Сбор материала следует разделить на несколько конкретных заданий, начиная с наиболее трудного: поискать ветки березы, похожие на «человечков»; собрать опавшие листья  от дерева,   которое только   что рассматривалось под руководством учителя; собрать плоды этого же дерева; принести незавядшие цветы и т.д.

Каждое задание следует предварить рассматриванием намеченного объекта, обратив внимание детей на характерные  его признаки. Перед поиском березовых  веток надо показать и объяснить  детям приемы рассматривания: сначала повернуть ветку утолщенным концом вверх, посмотреть, как расположены мелкие ветки, попытаться определить, есть ли в этой ветке очертания «человечка», где будет «туловище», где «руки» и «ноги». Затем учитель обращает внимание детей на позу увиденного «человечка», предлагает детям провести пальцем по веточке.

Подведение итогов. Дети по вопросам воспитаттеля рассказывают, что они видели на экскурсии, какие материалы собрали, для какой цели. Принесенные гербарии укладываются на просушку, остальное убирается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Примеры загадок и  четверостиший, используемых для активизации  внимания дошкольников

 

На сосне семян кубышка.

Что же это - это ...

(Шишка )

***

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

( Жёлудь)

Кроме того, можно использовать следующие четверостишья и стихотворения:

***

Собирались девочки на урок,

А попали лодыри во лесок.

Во лесочке под ногами

Коврик новенький,

Жёлто-розовый, багряный да лиловенький.

***

    Праздник осенью в  лесу, и светло и весело.

    Вот какие украшенья осень здесь развесила.

    Каждый листик золотой  – маленькое солнышко.

    Соберу в корзину я,  положу на донышко.

    Берегу я листики…  осень продолжается.

    Долго дома у меня  праздник не кончается.

Приложение В

Занятие в старшей группе «Гость из Антарктиды»

Цели:

Знакомство с окружающим миром. Закрепить знания детей о климате  Антарктиды, жизни животных этого  края.

Развитие трудовых навыков. Закрепить  умения работать с крупой, клеем, составления  композиции.

Речевое развитие. Активизировать словарь детей за счет слов: айсберг, континент, пингвин, тюлень, морской леопард, поморник, буревестник, черный фрак. Учить использовать распространенные предложения.

Развитие общеучебных навыков. Закреплять умение работать по алгоритму, используя пооперационную карту, читать условные обозначения.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказов Г.Снегирева «Пингвиний пляж».
  • Рассматривание картин «Антарктида», из серии «Мир животных», изображений животных Антарктиды.
  • Изучение по атласу географического положения Антарктиды.
  • Разучивание подвижной игры «Пингвины и поморник».

Материал для воспитателя:

  • Атлас.
  • Панно с пейзажами Антарктиды.
  • Изображения животных.
  • Пооперационная карта. Приложение Г.

Материал для детей:

  • Шаблоны пингвинят.
  • Манная крупа, семена мака.
  • Клей ПВА, кисточка, салфетка, карандаши или фломастеры.
  • Бусинка или пуговица (глаз пингвиненка).

Ход занятия

Часть 1. (дети сидят на ковре)

1. Беседа.

Есть на нашей планете  необычная земля. Назвали ее Антарктидой. Это значит «противоположная Арктике». Находится она на южном полюсе. Вокруг ее омывает Южный океан. Найдите ее на карте.

При изображении Антарктиды на картах и глобусах используется белый цвет. Что он обозначает?

2. Мы сегодня отправляемся  в путешествие. Нас ждет ледяное  царство. Как же доберемся до Антарктиды?

Физкультминутка «На корабле».

Дети встают за капитаном, у которого в руках штурвал, и  гуськом, держась друг за друга, идут по комнате.

День и ночь стучат машины,  
От винта бежит вода. 
Вот уже поплыли льдины 
И настали холода. 
Айсбергов громады 
Проплывают рядом 
И видна уж с корабля 
Ледовитая земля, 
Ни дорог на ней, ни троп, 
Ни жилья не видно… 
Малый ход! Машина – стоп! 
Здравствуй, Антарктида!

3. Беседа (продолжение). По пути нам встретились ледяные плавающие горы, как они называются?

Айсберг – крупный, свободно плавающий кусок льда в океане или море. Как правило, айсберги откалываются от ледников. Бо́льшая часть айсберга находится под водой.

Территория Антарктиды покрыта толстым слоем льда. Это  и есть ледник. Текут ли в Антарктиде реки? Растут ли леса? А живут ли здесь животные?

Дети рассматривают  изображения животных и птиц. Повторяют  их названия.

4. Беседа (окончание). Пингвины – морские птицы, но они не умеют летать. Почему же их называют птицами? Чем покрыто тело пингвинов? Чем они питаются? Какие части тела у них похожи на птичьи? Как появляются на свет пингвинята?

Пингвины очень интересно  высиживают птенцов. Пингвин зажимает яйцо между ног и все время  вынужден передвигаться медленно и  осторожно. Кормит его другой пингвин  из пары. Но некоторые вообще на период высиживания отказываются от корма.

Физкультминутка «Пингвинята»

Дети повторяют действия. 
Бело-черные пингвины 
Далеко видны на льдине. 
Вот они шагают дружно,  
Для порядка это нужно. 
Оттопырили ладошки  
И попрыгали немножко. 
Руки вверх чуть приподняли 
И быстрее побежали.

Часть 2. (Дети садятся за столы)

6. Объяснение задачи. На столах панно «Антарктида» (его можно видеть в Приложении 3 – последнее изображение в пооперационной карте).

У пингвинов тоже есть детский сад. Пока родители ловят  рыбу, пингвинята находятся под присмотром няни. Да вот беда – все пингвинята разбежались. Поможем найти их и вернем на место

7. Работа с пооперационной картой.

Дети получают шаблоны  пингвинят.

Составление плана работы по пооперационной карте. Дети расшифровывают символы, готовят нужные материалы и инструменты.

8. Процесс изготовления фигурки пингвина. (Пользуясь пооперационной картой.)

9. Подвижная игра «Поморник и пингвины» после 5 этапа, чтобы наклеенные элементы высохли

Инвентарь: небольшие  коврики – «Льдины».

Информация о работе Особенности использования природного материала на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ