Особенности использования природного материала на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть особенности использования природных материалов изобразительной деятельности на занятиях в дошкольных учреждениях.
Задачи исследования:
- дать характеристику природным материалам, используемым на занятиях по изобразительному искусству;
- рассмотреть дидактические требования к изготовлению подделок из природного материала;
- раскрыть особенности организации учебной работы дошкольников с природными материалами на занятиях изобразительной деятельности;
- определить особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природных материалов;
- разработать методические рекомендации к проведению занятий с использованием природных материалов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы использования природных материалов в изобразительной деятельности………......…………………….…………………....6
1.1 Характеристика природных материалов на занятиях изобразительной деятельности……………………………………………………………………………6
1.2 Особенности организации учебной работы дошкольников и дидактические требования к изготовлению подделок из природного материала на занятиях изобразительной деятельности……………………………………………………….13
2 Методические основы использования природного материала в изобразительной деятельности…………………………………………………….21
2.1 Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природного материала……………………………………………..21
2.2 Методические рекомендации к проведению занятий с использованием природного материала в ДОУ..……………………………………………………...38
Заключение…………...………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Использование природных материалов изобразительной деятельности на занятиях в дошкольных учреждениях .doc

— 2.95 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

             Северо-Казахстанский государственный  университет                                                                     им. М. Козыбаева

Музыкально-педагогический факультет

Теория и методика начального и дошкольного образования

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности использования природного материала на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ

 

 

 

 

 

 

Автор:                                                             __________________

                            (фамилия, инициалы)                               (подпись, дата)

 

Руководитель:                                                                    ___________________

                            (фамилия, инициалы)                               (подпись, дата)

 

 

 

 

 

Петропавловск, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Теоретические основы использования  природных материалов в изобразительной деятельности………......…………………….…………………....6

1.1 Характеристика природных материалов на занятиях изобразительной деятельности……………………………………………………………………………6

1.2 Особенности организации учебной работы дошкольников и дидактические требования к изготовлению подделок  из природного материала на занятиях изобразительной деятельности……………………………………………………….13

2 Методические основы использования  природного материала в изобразительной деятельности…………………………………………………….21

2.1 Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природного материала……………………………………………..21

2.2 Методические  рекомендации к проведению занятий  с использованием природного материала  в ДОУ..……………………………………………………...38

Заключение…………...………………………………………………………….40

Список использованной литературы………………………………………...42

Приложения……………………...………………………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Построим будущее вместе!»  от  2011года, говорится о том, что  мы должны продолжить модернизацию образования.  Вся работа в системе образования должна быть направлена на достижение следующих результатов. Доля детей, охваченных дошкольным воспитанием и обучением, к 2015 году составит 74%, к 2020 году – 100 % [1].

Также Президент Казахстана Н.А. Назарбаева   в своей лекции «Казахстан в посткризисном  мире: интеллектуальный прорыв в будущее» отмечает, что дошкольное  образование должно сформировать стартовый интеллектуальный потенциал и хорошее здоровье молодых казахстанцев [2].

 Развитое, смелое воображение - это бесценное свойство оригинального, нестандартного  мышления. Умение видеть прекрасное  в обыденном -  бесценное умение, которое может привить ребенку воспитатель, если к обычному занятию по изобразительному искусству подойдет творчески. Использование нестандартных материалов, таких, как природный материал (шишки, скорлупа, листья и т.д.), глина, кожа, будет способствовать развитию у ребенка умения творчески мыслить, фантазировать, будет способствовать развитию воображения, наглядно-образного мышления. Поэтому занятия с природными материалами на занятиях по изобразительному искусству имеют особую значимость. Следовательно, изучение приемов и методов проведения занятий изобразительной деятельности с использованием природных материалов необходимо, практически значимо и актуально.

Актуальность проблемы исследования определяется тем, что работа с природными материалами на организованной учебной деятельности по изобразительному искусству в дошкольном учреждении составляет одну из важных сторон трудового и эстетического воспитания дошкольников и создает условия для развития их наблюдательности и воображения, дает возможность воспитывать любовь к родной природе, прививать интерес к труду. Изготовление различных поделок из природных материалов тесно примыкает к конструированию и способствует политехническому образованию дошкольников.

Кроме того, необходимость изучения проблемы обучения изобразительной деятельности дошкольников с использованием природного материала обоснована тем, что в настоящее время нет целостных методических  рекомендаций по проведению занятий по изобразительной деятельности с применением таких материалов, тем не менее, необходимость в данных методических разработках имеется.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении.

Предмет исследования: организация занятий по изобразительному искусству в дошкольных учреждениях с использованием природных материалов. 

Цель исследования: раскрыть особенности использования природных материалов изобразительной деятельности на занятиях в дошкольных учреждениях.

Задачи исследования:

- дать характеристику природным материалам, используемым на занятиях по изобразительному искусству;

- рассмотреть дидактические требования к изготовлению подделок  из природного материала;

- раскрыть особенности организации учебной работы дошкольников с природными материалами на занятиях изобразительной деятельности;

- определить особенности проведения  занятий по изобразительной деятельности с использованием природных материалов;

- разработать методические рекомендации  к проведению занятий с использованием  природных материалов.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых документов.

 

 

1 Теоретические основы использования природных материалов в изобразительной деятельности

 

1.1 Характеристика природных материалов на занятиях изобразительной деятельности

 

Основы изобразительной деятельности– это занятия по овладению начальными навыками изобразительного искусства: дети учатся самовыражаться и фантазировать, работая над конкретными художественными образами с использованием различных изобразительных техник и приемов [4].

Развивается чувство композиции, чувство  художественного ритма, тонкое восприятие цвета, а также творческие способности, фантазия и воображение.

Как отмечает И.В. Бухтоярова, занятия по изобразительной деятельности в детском саду включают работу:

- с графическими материалами  (ящик для рисования на песке;  контуры для штриховок; пластилиновая  гравюра; уголь; нитки и др.);

- с материалами для упражнений  в композиции (составление плоскостных  композиций; составление объёмных композиций; аппликация; коллаж; мозаика (различные виды); работа с природным материалом);

- с цветом (гуашь; акварель; пластилиновая живопись);

- с материалами для конструирования  и моделирования (конструирование  из бумаги; основы оригами; кружево);

- с материалами для лепки  (пластилин; соленое тесто; гипс; папье-маше);

- с природными материалами [5, с. 83].

В структуре занятий по изобразительной деятельности выделяют занятия с применением природного материала.

Занятия по изобразительной деятельности, по мнению Н.Н. Салховой с применением природных материалов способствуют развитию:

-тактильной памяти,

- пространственного мышления,

- координации, мелкой моторики,

- успешности ребенка,

- индивидуальности ребенка,

- творческих способностей,

- тренировке руки,

- способности комбинировать,

- образного и логического мышления,

- концентрации внимания,

- креативного – нестандартного -  мышления [6].

Природными материалами, применяемыми на занятиях по изобразительной деятельности, могут признаваться такие природные материалы, которые используются на занятиях изобразительной деятельности в детском саду, применение которых способствует развитию творческого воображения, мелкой моторики рук, умению мыслить абстрактно, воспитанию аккуратности, бережливости и т.д.

Охарактеризуем данные виды материалов.

В настоящее время развивается лепка в детском саду, то есть не только лепка из пластилина, но и лепка из глины. Для детей такая практика не только интересна, но и познавательна.

Глина - материал по своим природным свойствам и качествам отличается пластичностью, покорно слушается даже самых маленьких пальчиков, и, кроме того, экологически безвредна [7, с. 21]. Глина — это мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Когда-то лепка из глины была популярна во всех детских садах - ее добывали на карьерах и в грузовиках развозили по детским учреждениям. Глина – материал, образующийся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Основным источником глинистых пластов служат полевые шпаты, при разрушении которых под воздействием атмосферных агентов образуются силикаты группы глинистых минералов. Некоторые глины образуются в процессе местного накопления этих минералов, но большинство из них представляют собой наносы водных потоков, скапливающиеся на дне озёр и морей.

Сегодня более доступен материал в  промышленных упаковках - брикеты готовой  глины или сухой порошок. Последний  удобнее, поскольку может храниться  месяцами и годами, а развести его  и превратить в глиняную массу можно в разных пропорциях и в нужной консистенции.

Когда мы впервые берем в руки глину с трехлетними малышами-дошкольниками, некоторые путаются серого грязного комка. Приходится осторожно, бережно пальчиком ребенка гладить мягкий шарик, приговаривая: «Она теплая, добрая, хорошая, послушная! Если с ней подружиться, из нее получится все, что ты захочешь» [8, с. 24].

Боязливым дошкольникам постарше, лет пяти-шести иногда приходится рассказывать историю о том, что некоторые женщины используют голубую глину как косметическую маску - чтобы кожа была красивее.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Лепка из глины

 

Из глины может лепить каждый. Любой человек может скатать  шарик или «колбаску», расплющить ее пальцами, а потом соединить все это, создав скульптуру. Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтической работы глина имеет сразу несколько преимуществ.

Во-первых, дети способны воспринимать глину и с  закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые в виде критики неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия.

Во-вторых, работа с глиной не требует каких-то специальных  условий, а высохшую глину легко  устранить – после работы ее можно смести со столов, как пыль. В-третьих, глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться. Она чутко реагирует, меняется и несмотря на это все же не разрушается, она остается глиной, из которой можно снова сформировать ком. Она дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Она сближает людей с их чувствами. Возможно, благодаря  своей пластичности глина обеспечивает союз средства и человека, использующего его.

По мнению А.П. Усовой, способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины [10, с. 91].

Сумнительный  К.Е. отмечает, что работа детей с  глиной  - вид творчества самый наглядный из всех видов искусства, который позволяет наблюдать за состоянием ребенка-дошкольника. Эта работа – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Ребенок может получать удовольствие от использования глины как от самостоятельной деятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности. В процессе такой активности дети ведут беседы друг с другом. Они часто взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся друг с другом соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями [9, с. 115].

Информация о работе Особенности использования природного материала на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ