Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:19, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть особенности использования природных материалов изобразительной деятельности на занятиях в дошкольных учреждениях.
Задачи исследования:
- дать характеристику природным материалам, используемым на занятиях по изобразительному искусству;
- рассмотреть дидактические требования к изготовлению подделок из природного материала;
- раскрыть особенности организации учебной работы дошкольников с природными материалами на занятиях изобразительной деятельности;
- определить особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природных материалов;
- разработать методические рекомендации к проведению занятий с использованием природных материалов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы использования природных материалов в изобразительной деятельности………......…………………….…………………....6
1.1 Характеристика природных материалов на занятиях изобразительной деятельности……………………………………………………………………………6
1.2 Особенности организации учебной работы дошкольников и дидактические требования к изготовлению подделок из природного материала на занятиях изобразительной деятельности……………………………………………………….13
2 Методические основы использования природного материала в изобразительной деятельности…………………………………………………….21
2.1 Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природного материала……………………………………………..21
2.2 Методические рекомендации к проведению занятий с использованием природного материала в ДОУ..……………………………………………………...38
Заключение…………...………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………………...42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Северо-Казахстанский
Музыкально-педагогический факультет
Теория и методика начального и дошкольного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности использования природного материала на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ
Автор:
(фамилия, инициалы) (подпись, дата)
Руководитель:
(фамилия, инициалы) (подпись, дата)
Петропавловск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы
1.1 Характеристика
природных материалов на занятиях изобразительной
деятельности………………………………………………
1.2 Особенности организации
учебной работы дошкольников и дидактические требования
к изготовлению подделок из природного
материала на занятиях изобразительной
деятельности………………………………………………
2 Методические основы
2.1 Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природного материала……………………………………………..21
2.2 Методические
рекомендации к проведению
Заключение…………...…………………………………
Список использованной литературы………………………………………...42
Приложения……………………...………………………
Введение
В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Построим будущее вместе!» от 2011года, говорится о том, что мы должны продолжить модернизацию образования. Вся работа в системе образования должна быть направлена на достижение следующих результатов. Доля детей, охваченных дошкольным воспитанием и обучением, к 2015 году составит 74%, к 2020 году – 100 % [1].
Также Президент Казахстана Н.А. Назарбаева в своей лекции «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» отмечает, что дошкольное образование должно сформировать стартовый интеллектуальный потенциал и хорошее здоровье молодых казахстанцев [2].
Развитое, смелое воображение - это бесценное свойство оригинального, нестандартного мышления. Умение видеть прекрасное в обыденном - бесценное умение, которое может привить ребенку воспитатель, если к обычному занятию по изобразительному искусству подойдет творчески. Использование нестандартных материалов, таких, как природный материал (шишки, скорлупа, листья и т.д.), глина, кожа, будет способствовать развитию у ребенка умения творчески мыслить, фантазировать, будет способствовать развитию воображения, наглядно-образного мышления. Поэтому занятия с природными материалами на занятиях по изобразительному искусству имеют особую значимость. Следовательно, изучение приемов и методов проведения занятий изобразительной деятельности с использованием природных материалов необходимо, практически значимо и актуально.
Актуальность проблемы исследования определяется тем, что работа с природными материалами на организованной учебной деятельности по изобразительному искусству в дошкольном учреждении составляет одну из важных сторон трудового и эстетического воспитания дошкольников и создает условия для развития их наблюдательности и воображения, дает возможность воспитывать любовь к родной природе, прививать интерес к труду. Изготовление различных поделок из природных материалов тесно примыкает к конструированию и способствует политехническому образованию дошкольников.
Кроме того, необходимость изучения проблемы обучения изобразительной деятельности дошкольников с использованием природного материала обоснована тем, что в настоящее время нет целостных методических рекомендаций по проведению занятий по изобразительной деятельности с применением таких материалов, тем не менее, необходимость в данных методических разработках имеется.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: организация занятий по изобразительному искусству в дошкольных учреждениях с использованием природных материалов.
Цель исследования: раскрыть особенности использования природных материалов изобразительной деятельности на занятиях в дошкольных учреждениях.
Задачи исследования:
- дать характеристику природным материалам, используемым на занятиях по изобразительному искусству;
- рассмотреть дидактические требования к изготовлению подделок из природного материала;
- раскрыть особенности организации учебной работы дошкольников с природными материалами на занятиях изобразительной деятельности;
- определить особенности
- разработать методические
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых документов.
1 Теоретические основы использования природных материалов в изобразительной деятельности
1.1 Характеристика природных материалов на занятиях изобразительной деятельности
Основы изобразительной деятельности– это занятия по овладению начальными навыками изобразительного искусства: дети учатся самовыражаться и фантазировать, работая над конкретными художественными образами с использованием различных изобразительных техник и приемов [4].
Развивается чувство композиции, чувство художественного ритма, тонкое восприятие цвета, а также творческие способности, фантазия и воображение.
Как отмечает И.В. Бухтоярова, занятия по изобразительной деятельности в детском саду включают работу:
- с графическими материалами
(ящик для рисования на песке;
контуры для штриховок;
- с материалами для упражнений в композиции (составление плоскостных композиций; составление объёмных композиций; аппликация; коллаж; мозаика (различные виды); работа с природным материалом);
- с цветом (гуашь; акварель; пластилиновая живопись);
- с материалами для
- с материалами для лепки
(пластилин; соленое тесто;
- с природными материалами [5, с. 83].
В структуре занятий по изобразительной деятельности выделяют занятия с применением природного материала.
Занятия по изобразительной деятельности, по мнению Н.Н. Салховой с применением природных материалов способствуют развитию:
-тактильной памяти,
- пространственного мышления,
- координации, мелкой моторики,
- успешности ребенка,
- индивидуальности ребенка,
- творческих способностей,
- тренировке руки,
- способности комбинировать,
- образного и логического
- концентрации внимания,
- креативного – нестандартного - мышления [6].
Природными материалами, применяемыми на занятиях по изобразительной деятельности, могут признаваться такие природные материалы, которые используются на занятиях изобразительной деятельности в детском саду, применение которых способствует развитию творческого воображения, мелкой моторики рук, умению мыслить абстрактно, воспитанию аккуратности, бережливости и т.д.
Охарактеризуем данные виды материалов.
В настоящее время развивается лепка в детском саду, то есть не только лепка из пластилина, но и лепка из глины. Для детей такая практика не только интересна, но и познавательна.
Глина - материал по своим природным свойствам и качествам отличается пластичностью, покорно слушается даже самых маленьких пальчиков, и, кроме того, экологически безвредна [7, с. 21]. Глина — это мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Когда-то лепка из глины была популярна во всех детских садах - ее добывали на карьерах и в грузовиках развозили по детским учреждениям. Глина – материал, образующийся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Основным источником глинистых пластов служат полевые шпаты, при разрушении которых под воздействием атмосферных агентов образуются силикаты группы глинистых минералов. Некоторые глины образуются в процессе местного накопления этих минералов, но большинство из них представляют собой наносы водных потоков, скапливающиеся на дне озёр и морей.
Сегодня более доступен материал в промышленных упаковках - брикеты готовой глины или сухой порошок. Последний удобнее, поскольку может храниться месяцами и годами, а развести его и превратить в глиняную массу можно в разных пропорциях и в нужной консистенции.
Когда мы впервые берем в руки
глину с трехлетними малышами-
Боязливым дошкольникам постарше, лет пяти-шести иногда приходится рассказывать историю о том, что некоторые женщины используют голубую глину как косметическую маску - чтобы кожа была красивее.
Рисунок 1. Лепка из глины
Из глины может лепить каждый. Любой человек может скатать шарик или «колбаску», расплющить ее пальцами, а потом соединить все это, создав скульптуру. Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтической работы глина имеет сразу несколько преимуществ.
Во-первых, дети способны воспринимать глину и с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые в виде критики неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия.
Во-вторых, работа с глиной не требует каких-то специальных условий, а высохшую глину легко устранить – после работы ее можно смести со столов, как пыль. В-третьих, глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться. Она чутко реагирует, меняется и несмотря на это все же не разрушается, она остается глиной, из которой можно снова сформировать ком. Она дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Она сближает людей с их чувствами. Возможно, благодаря своей пластичности глина обеспечивает союз средства и человека, использующего его.
По мнению А.П. Усовой, способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины [10, с. 91].
Сумнительный К.Е. отмечает, что работа детей с глиной - вид творчества самый наглядный из всех видов искусства, который позволяет наблюдать за состоянием ребенка-дошкольника. Эта работа – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Ребенок может получать удовольствие от использования глины как от самостоятельной деятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности. В процессе такой активности дети ведут беседы друг с другом. Они часто взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся друг с другом соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями [9, с. 115].