Особенности использования природного материала на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть особенности использования природных материалов изобразительной деятельности на занятиях в дошкольных учреждениях.
Задачи исследования:
- дать характеристику природным материалам, используемым на занятиях по изобразительному искусству;
- рассмотреть дидактические требования к изготовлению подделок из природного материала;
- раскрыть особенности организации учебной работы дошкольников с природными материалами на занятиях изобразительной деятельности;
- определить особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природных материалов;
- разработать методические рекомендации к проведению занятий с использованием природных материалов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы использования природных материалов в изобразительной деятельности………......…………………….…………………....6
1.1 Характеристика природных материалов на занятиях изобразительной деятельности……………………………………………………………………………6
1.2 Особенности организации учебной работы дошкольников и дидактические требования к изготовлению подделок из природного материала на занятиях изобразительной деятельности……………………………………………………….13
2 Методические основы использования природного материала в изобразительной деятельности…………………………………………………….21
2.1 Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природного материала……………………………………………..21
2.2 Методические рекомендации к проведению занятий с использованием природного материала в ДОУ..……………………………………………………...38
Заключение…………...………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Использование природных материалов изобразительной деятельности на занятиях в дошкольных учреждениях .doc

— 2.95 Мб (Скачать)

Детям надо показать, как народные мастера-умельцы используют природные и иные нестандартные материалы, создавая замечательные высокохудожественные изделия. Все это способствует развитию у детей художественного вкуса, воспитанию любви к изобразительному искусству, пробуждает у детей любовь к родной природе, содействует воспитанию у них патриотических чувств.

Природные материалы бывают плоские (листья, чешуя сосновой коры, береста) и объемные (шишки, орехи, соцветия репейника  и др.).

Каждый экземпляр может отличаться от другого по ряду признаков: величине, форме, цвету, контурам, особенностям поверхности, прочности, доступности для обработки. Эти свойства материала естественны и стабильны, резкое изменение их приводит к разрушению и искажению его отличительных черт [25].

Вариативность материала заключается не только в разнообразии свойств, но и в том, что один и тот же экземпляр материала по разным признакам (одному или сразу нескольким) может одновременно иметь сходство с группой предметов или их частями. Например, кукурузная кочерыжка похожа по форме, цвету и особенностям поверхности на туловище или длинную шею жирафа. Желуди по форме и размерам могут быть туловищем «мышки»; оболочка каштана по особенностям поверхности напоминает спинку ежа, покрытую иголками и т.д.

 Подобная многозначность природного материала дает толчок воображению.

Для того, чтобы привлечь внимание ребят, воспитатель использует различные  приемы. Например, собирая такой  материал, как шишки, желуди, елочные  иголки, семена клена, воспитатель о  каждом материале или растении, с которого будет собран природный материал для поделок, загадывает загадку, или читает стихотворение.

Так, собирая шишки и семена можно  использовать следующие загадки (Приложение Б).:

Не похожи на иголки,

А упали тоже с ёлки. (Шишки )

Благодаря тому, что каждый экземпляр природного материала в своем естественном виде имеет сходство с частями различных предметов, а резкое изменение его свойств нежелательно, он выступает в будущих поделках в качестве готовых деталей. В ходе работы только подчеркиваются, вычленяются отдельные признаки материала, придающие изделиям более точную образную характеристику, но в основном он остается в первоначальном виде.

Особенности поверхности природного материала, различная степень прочности  и доступности его для обработки  разрешают варьировать способы соединения материалов, выступающих в качестве деталей поделок. Например, при выполнении изделий из шишек наиболее целесообразно закреплять детали между их чешуями.

Материалы, имеющие гладкую, твердую  поверхность, лучше соединять с помощью палочек или проволоки, вставленных в проколотые отверстия. Плоские материалы, имеющие острые и твердые кончики (крылатки ясеня, клена), удобно закреплять, втыкая их в части из пластилина или прикрепляя крылатки с помощью пластилина к частям из других материалов. Есть природные материалы, в которых невозможно проколоть отверстия с помощью шила (персиковые косточки, грецкие орехи). Детали либо приклеиваются к ним, либо вклеиваются в промежутки после раскалывания скорлупы на половинки [14].

Дошкольники, рассматривая природные материалы, упражняются в их распознавании и получают новые сведения о растениях. Они расширяют свои представления о животных, о сезонных изменениях в природе.

Разнообразные изделия изготавливают  из шишек, орехов, желудей. У свежих осенних шишек чешуйки плотно прилегают друг к другу, но при хранении шишек в сухом месте через некоторое время чешуйки раскрываются, и из-под них выпадают семена.

Для сохранения формы шишек их следует  опустить в жидкий раствор столярного клея. Клей проникает между чешуйками, вытесняя при этом воздух. После высыхания клеевого раствора шишка не будет растрескиваться.

Шишки, желуди, орехи соединяют  между собой и с другими  деталями как на клею, так и с  помощью проволоки и глины. Для  соединения деталей из природных материалов иногда необходимо просверливать шилом или буравчиком отверстия.

Сбор, хранение и обработка таких  природных материалов, как ветки  деревьев и кустарников, плодов клена  и ясеня, головок мака, соцветий репейника, трутовых грибов, мхов и лишайников, не требует каких-либо особых знаний правил и приемов.

Для работы с природными материалами  необходимы различные режущие инструменты, использование которых требует  соблюдения правил техники безопасности. При этом следует помнить, что дошкольникам давать ножи и шило не разрешается.

Аналогичные методические требования предъявляются и при работе с  тканью. Мелкая мускулатура рук у  дошкольников еще слабо развита, точность и координация движений не отработаны, поэтому многие задания с тканью, вызывают у них значительные трудности. Кроме того, сама структура ткани (не держит сгиба, не сохраняет направление при резании) усугубляет сложность ее обработки.

В дошкольных учреждениях дети на занятиях по изобразительному искусству с использованием нестандартных материалов знакомятся с различными способами обработки срезов ткани: обрезание краев зубцами, выдергивание ниток для получения бахромы.

Разметку ткани дети осуществляют по выкройкам двумя способами:

а) обведением карандашом или мелком контуров выкройки любой формы;

б) продергиванием ниток по контурам прямоугольной выкройки.

С первых же простейших работ следует  приучать детей к экономному расходованию материала. Для этого выкройку располагают  ближе к краям ткани так, чтобы  вертикальные и горизонтальные срезы ее были расположены по долевой и поперечной нитям. Выкройку закрепляют таким образом, чтобы обрезки ткани были небольшими [26].

Дошкольники знакомятся с двумя способами выкраивания деталей. Первый способ - обычный, используется при раскрое деталей любой формы. Он называется раскроем в разворот. При этом выкройку изготавливают в ее натуральную величину, ткань настилают в разворот в один слой, выкройку закрепляют, размечают по ней ткань и режут по разметке один слой ткани. Второй способ - раскрой в сгиб - применяют при разметке и раскрое симметричных деталей. Он ускоряет процесс раскроя и подготавливает детей к работам по шитью в начальных и средних классах общеобразовательной школы.

Имеет свои методические особенности  и аппликация из различных природных материалов. Аппликация (от латинского слова «прикладывание») - интересный вид художественной деятельности - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные платины, всевозможная материя (бархат, атлас, шёлк), высушенных листьев … такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения – коллаж [27].

Занятия аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия [26].

Для дошкольников вполне доступен самый  простой вид работы - изготовление картин из шпагата и природного материала. Главное здесь - чистота работы. Картина  выполняется на бархатной бумаге темных тонов, на ней лучше выделяется рисунок. Эскизы рисунка сначала делаются на простом листе бумаги. На эскизе надо определить расположение рисунка, его композицию. Например, если вы нарисовали вазу с цветами, продумайте, из чего вы будете делать цветы, стебли и т.д. Венчики цветов хорошо получаются из семян различных растений - дыни, тыквы, арбуза, гороха или шишек и чешуек от них.

Стебельки букета, изготовленные из шпагата, выкладываются по рисунку  и аккуратно приклеиваются на бархатную бумагу. Затем приклеиваются цветы и листья,

Листья тоже можно изготовить из развернутого и хорошо разглаженного  шпагата. Форма листьев может  быть различная. Вазочку для букета можно сделать из засушенного  листа, наклеенного на бумагу.

Красить такую работу не надо - она  смотрится лучше, если сохраняет свой естественный цвет. Для фона лучше использовать черную, коричневую или бордовую бумагу, иногда применяют и белую (рисунок 2.6).

Если в наличии нет необходимых цветов, то можно предложить сделать их самим дошкольникам, подкрасив светлую бумагу черной, синей или коричневой краской.

 Используя скрученную бечевку  или разглаженную утюгом и  добавив кору, засушенные веточки,  листья, можно создавать на листе  бумаге пейзажные картинки.

В цветной аппликации используются лоскутки различно окрашенной и различного качества ткани, например, сатина, шёлка, полотна, крепдешина, бархата, даже сукна в тонкой кожи.

К шерстяным тканям хорошо идёт аппликация из бархата или сатина, имеющего блестящую сторону. Тогда цвет лучше всего брать тот же самый, и нитки - тоже.

Для того, чтобы дошкольники освоили  порядок изготовления поделки, используют специальные пооперационные карты (Приложение В).

Приведем некоторые методические рекомендации по проведению аппликации на занятиях по изобразительному искусству в дошкольном учреждении с использованием нестандартных материалов.

    1. Аппликация из круп и семян (рисунок 2.2)


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 Аппликация из круп и семян «Птичка»

 

Использование семян и круп для  создания картин и поделок всегда привлекает детей, да и взрослые получают удовольствие при работе с таким материалом. Из арбузных, дынных и других семян получаются очень красивые работы.

Для выполнения аппликаций вам потребуется  картон, различные семена, крупы, клей ПВА, краски, засушенные листочки, фломастеры.

На картоне рисуется изображение будущей картины. Аккуратно наносится клей ПВА по правилам и в порядке, указанном в пооперационной карте. На обработанные клеем места густо посыпается крупа.

Можно использовать как один вид  крупы, так и создавать более  сложные композиции, сочетая несколько  видов семян и круп.

    1. Аппликация из листьев (рисунок 2.3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 Аппликация из листьев

 

Собранные листья или цветы засушиваются между листьями бумаги, которые ставим под пресс, через несколько дней  растения готовы к аппликации.

Можно засушить растения более быстрым  способом – прогладив их утюгом, завернув предварительно в салфетку или газету. Такую подготовку проводит воспитатель, т.к. дошкольникам нельзя проводить работы с нагревательными приборами.

В начале работы дошкольникам предлагается продумать композицию картины, т.е. предлагается ответить на вопрос: «Что вы хотите видеть на своем панно»? Затем необходимо отобрать подходящие по размеру и цвету листья, травы, цветы. Карандашом нарисуется контур рисунка. Затем наносится слой клея, затем прикладываются засушенные  листья. Готовую аппликацию просушивают.

Кроме вышеизложенного, аппликацию можно  сделать, используя и иные материалы: хвою, кору, веточки, солому, спички, перья, пряжу, мох, траву, маленькие камешки или ракушки, вату, засушенные ягоды (рябина, шиповник), специи (перец-горошек, гвоздику, кориандр и т.п.), бусинки, стразы, пайетки и т.д.

 


 

 

 

 

 

Рисунок 2.4. Аппликации из пряжи и перьев

Итоговой работой, как и на занятиях по изобразительной деятельности с применением нестандартных материалов может служить коллективное изготовление сюжетных композиций на темы басен и сказок, выставки поделок, изготовленных дошкольниками.

Таким образом, из природного материала на занятиях по изобразительному искусству можно сделать очень много интересных и разнообразных поделок. Из лоскутов ткани (квадратик и треугольник) делаем домик, из кусочков ваты - облака. Работа с нестандартными материалами интересна, познавательна, способствует развитию творческих способностей дошкольников, наблюдательности, аккуратности и креативности.

 

2.2 Методические рекомендации  к проведению занятий с использованием природных материалов

 

Анализ особенностей подготовки и  проведения занятий по изобразительному искусству с применением природных материалов позволяет сформировать следующие рекомендации:

1) для привлечения и активизации  внимания дошкольников, необходимо  использовать такие приемы, как   загадывание загадок, чтение четверостиший;

2) для развития творческих способностей, способностей устанавливать ассоциативные  связи, развивать образное мышление, при подборе материала для  поделок необходимо  один и тот же отобранный экземпляр охарактеризовывать по разным признакам (находить сходство с различными элементами будущей поделки). С этой целью можно поиграть в игру: что напоминает тебе этот предмет (веточка, листик, шишка). Или  в игру: «Найди, на что похож (а) этот предмет» и т.д.

Информация о работе Особенности использования природного материала на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ