Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:19, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть особенности использования природных материалов изобразительной деятельности на занятиях в дошкольных учреждениях.
Задачи исследования:
- дать характеристику природным материалам, используемым на занятиях по изобразительному искусству;
- рассмотреть дидактические требования к изготовлению подделок из природного материала;
- раскрыть особенности организации учебной работы дошкольников с природными материалами на занятиях изобразительной деятельности;
- определить особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природных материалов;
- разработать методические рекомендации к проведению занятий с использованием природных материалов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы использования природных материалов в изобразительной деятельности………......…………………….…………………....6
1.1 Характеристика природных материалов на занятиях изобразительной деятельности……………………………………………………………………………6
1.2 Особенности организации учебной работы дошкольников и дидактические требования к изготовлению подделок из природного материала на занятиях изобразительной деятельности……………………………………………………….13
2 Методические основы использования природного материала в изобразительной деятельности…………………………………………………….21
2.1 Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природного материала……………………………………………..21
2.2 Методические рекомендации к проведению занятий с использованием природного материала в ДОУ..……………………………………………………...38
Заключение…………...………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………………...42
2) Особенности самоорганизации воспитателя:
- подготовленность к занятию по изобразительному искусству и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале занятия и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью занятия, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на занятии по изобразительному искусству, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт (случаи проявления);
- психологический климат на занятии (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
3. Организация познавательной деятельности учащихся:
1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения дошкольников:
- планирование путей восприятия дошкольниками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
- использование установок в форме убеждения, внушения;
- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности дошкольников;
- использование различных форм работы для актуализации в памяти детей ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2) организация деятельности мышления и воображения дошкольников в процессе формирования новых знаний и умений;
- определение уровня сформированности знаний и умений у дошкольников (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);
- опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении дошкольников;
- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления дошкольников (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения заданий, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности);
- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
3) закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем упражнений;
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
4. Требования к организованности дошкольников:
1) отношение дошкольников к занятию, их самоорганизации и уровень умственного развития;
2) возможные группы дошкольников по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на занятии.
5. Требования к учету возрастных особенностей дошкольников:
1) планирование занятия в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями;
2) проведение занятия с учетом сильных и слабых дошкольников;
3) дифференцированный подход к сильным и слабым дошкольникам.
6. Гигиенические требования
1) температурный режим;
2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3) освещение;
4) предупреждение утомления и переутомления;
5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
8) соответствие классной мебели росту школьника.
7. Требования к технике проведения занятия
1) занятие должно быть эмоциональным, вызвать интерес к изучению нового, к творческой деятельности, воспитывать потребность в знаниях;
2) темп и ритм занятия должны быть оптимальными, действия воспитателя и дошкольников завершенными;
3) необходим полный контакт во взаимодействии воспитателя и дошкольников на занятии должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5) по возможности следует менять виды деятельности дошкольников, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.
К самим же подделкам из природных материалов применяются больше эстетические требования и требования новизны и самостоятельности в творчестве, чем требования технологического характера, т.к. в силу возраста дошкольник способен выполнять лишь простейшие творческие задания. В основном это задания по образцу. Но и в этом случае особо отмечается нестандартный подход к подделке дошкольника, его умение самостоятельно мыслить, фантазировать, добавлять элементы новшества в предлагаемую композицию изделия.
2 Методические основы использования природных материалов в изобразительной деятельности
2.1. Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природных материалов
Занятия по изобразительному искусству с использованием природных материалов имеют свои особенности. Прежде всего, эти особенности заключаются в подготовке занятия по изобразительной деятельности.
Если стандартные материалы можно приобрести в магазине, они предусмотрены программой и имеются в детском саду, то природный материал либо собирается и подготавливается самим воспитателем или воспитателем и детьми.
Приведем примеры специфики подготовки некоторых занятий по изобразительной деятельности с использованием природных материалов.
Работа с природными материалами на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях составляет одну из важных сторон трудового воспитания дошкольников и создает условия для развития их наблюдательности и воображения, дает возможность воспитывать любовь к родной природе, прививать интерес к труду. Изготовление различных поделок из природных материалов тесно примыкает к конструированию и способствует политехническому образованию младших школьников.
Дети очень любят ручной труд с использованием природных материалов. В этой работе развивается мелкая мускулатура рук; дети приобретают дополнительные навыки обращения с простейшими инструментами и приспособлениями. Действия с различными природными материалами интересны и дают возможность проявить творчество; данная трудовая деятельность имеет практический результат, формирует интерес к - работе, развивает конструктивные способности, наблюдательность, креативность мышления.
В процессе обработки природных материалов дети познают их свойства, соответствующую этим свойствам технику обработки и способ использования каждого материала.
Природные материалы отличаются от других поделочных материалов тем, что они естественного происхождения, имеют особенности сбора и хранения. К ним относятся растения, глина, песок, камешки, ракушки и т.д.
Особенностью подготовки природного материала, является то, что перед занятием по изобразительной деятельности проводят экскурсии или прогулки, которые имеют 2 цели: познавательную и техническую: сбор природного материала (Приложение А).
Для поделок из растительного природного материала используются различные части растений: ветки, стебли, листья, корни, кора, плоды, корнеплоды и семена, соцветия, скорлупа орехов.
Кроме того, на занятиях по изобразительной деятельности можно использовать такой природный материал животного происхождения, как яичная скорлупа, перышки, раковины и т.п., а также объекты неживой природы: мелкие камешки, песок, глина.
На прогулке или экскурсии воспитатель обращает внимание детей на то, где в природе имеется материал, который может быть «превращен» на занятиях по изобразительному искусству в красивую поделку [22].
Экскурсию следует начинать с рассматривания предметов окружающей природы. Дети дошкольного возраста обычно пассивны при восприятии природы, поэтому учитель сам должен обращать внимание детей на яркое, красивое, приглашать их полюбоваться растениями, плоды, листья или цветы которых будут потом собраны. При этом следует указать, что плоды, ветки, листья надо собирать опавшие, неповрежденные и сухие.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все материалы можно использовать на занятиях по изобразительному искусству: желательно собирать чистый материал, и для того, чтобы поделка была красивой, собранный материал должен быть разной формы, цвета.
Так, собирая листья деревьев, воспитатель показывает, что у березы листья различного оттенка: от светло-зеленого до ярко-желтого, при этом форма листа округлая, либо имеет форму треугольника, лит ясеня - овальную, вытянутую форму, при этом цвет варьируется от темно-зеленого до светло-зеленого. Лист смородины имеет нестандартную форму и окрас: лист как будто собрал в себе три листочка, бывает желтый, ярко-красный (у декоративной смородины, которую чаще всего высаживают в дошкольных учреждениях) и т.д. Особенности формы и цвета листа отображены на рисунке.
Первое правило сбора и заготовки природных материалов, которое должно быть законом для всех: ни в коем случае не допускать порчи и повреждения как искусственных насаждений, так и дикорастущих растений. Например, нельзя сдирать кору с растущих деревьев, ломать ветки растений, срывать с них листья [23].
Детям не только необходимо разъяснить значение Закона об охране природы, но и рассказать им об участии школьников в деле сохранения природных богатств.
Собирая шишки и семена растений необходимо так же обращать внимание на различную форму, проводя ассоциативные линии между найденным ребенком природным материалом и элементом будущей поделки. Для этого воспитатель задает следующие вопросы: «Какой формы шишка? (овальной (круглой), она вытянута). На что похож (а) шишка или желудь (на тело животного, на голову и т.д.). У какого предмета имеется элемент похожей формы?». Каждый отобранный материал сравнивается между собой по форме, размеру, цвету (рисунок 2.1.
Рисунок 2.1 Природный материал: шишки.
Воспитатель при сборе материала обращает внимание ребят на аккуратность, на безопасность сбора материала (например, осторожнее, иголочки ели колючие). Воспитатель обращает внимание на то, что какой бы ни был красивый материал, если его сбор затруднителен (лист (шишка) находится высоко на дереве, лежит в луже и т.д.) то такой материал собирать не желательно. Особенностью работы с природным материалом является и его подготовка к использованию. Собранный материал тщательно сортируется, отбирается, сушится.
Собранный материал анализируется. При анализе листьев, плодов дети выделяют цвет, пространственные признаки, особенности поверхности объекта. При этом надо обязательно спрашивать, для какой поделки или ее части может пригодиться тот или иной материал.
Чтобы помочь детям ответить, можно загадать им загадки, прочитать короткие стихотворения о животных, сложить эти фигурки на земле, поставить развернутые вопросы.
После анализа выбирается лучший материал, раскладывается по коробкам и гербарным сеткам.
Занятия с использованием такого нестандартного природного материала, как кожа так же требует особой подготовительной работы воспитателя. В процессе подготовки воспитатель не только отбирает кожу, пригодную для использования, но и нарезает ее (для изготовления изделия из кожаных шнуров, полосок, например, для плетения или аппликации), а иногда и проводит тепловую обработку для придания необходимой формы. Так, чтобы «скрутить» лепестки цветка или листочки их необходимо прогладить утюгом или обработать при помощи нагревательной лампы. Или, наоборот, для того, чтобы придать необходимую форму, нужно провести срезку и разглаживание кожи.
Затем подготовленные элементы из кожи сортируются по цвету, размерам и форме, укладываются в различные контейнеры. На этом подготовка к занятию оканчивается.
Особенностью работы с природными материалами является и подбор безопасных материалов. Так, с особой тщательностью необходимо подходить к проблеме выбора клея, используемого на занятиях по изобразительному искусству в дошкольном учреждении.
Еще одной особенностью проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природных материалов является то, что после каждого такого занятия проводится выставка поделок детей с обязательным рассматриванием работ и комментированием. Кроме того, эти работы могут быть в дальнейшем использованы как подарки родителям, а самые лучшие работы могут быть помещены на стенд или специальную полочку для образцов детских работ в дошкольных учреждениях.
Таким образом, имеют свои особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием природных материалов. Эти особенности заключаются в заготовке материалов к работе, специальной подготовительной деятельностью (чтение рассказов, рассматривание картин, проведение экскурсий, сбор материалов и т.д.), специфике организации работы с нестандартным материалом и последующей деятельности воспитателя и детей (проведение выставок).
Предлагая различные способы обработки материалов, воспитатель развивает у детей воображение и фантазию, эстетические чувства, интерес к технике работы, пространственное представление и т.п.