Основные педагогические принципы Л.Курбаса и современные задачи воспитания актера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:48, реферат

Краткое описание

Режиссер - одна из труднейших профессий. Режиссер должен уметь соединить в себе все: обуздать творческий процесс в рамки дисциплины; мыслить по новому так, чтобы все было понятно зрителю; открывать самые сокровенные уголки своей души, придерживаясь общепринятых норм и понятии о вкусе.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Основные педагогические принципы Л.Курбаса
1.1. Театральный экстернат Л.Курбаса.
1.2. Чему меня научил Лесь Курбас
1.3. Основные принципы жизни «Молодого театра»
2. Современные задачи воспитания актера
2.1.Театр — искусство коллективное.
2.2. Управление социально – психологическим климатом в театральном коллективе
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованной литература…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Основные педагогические принципы Л.Курбаса и современные задачи в воспитании актера.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

    И наконец, пятая функция атмосферы  по М. Чехову – открытие нових глубин и средств выразительности.

    Наряду  с воображением атмосфера становится вторым способом репетирования. Живя в атмосфере пьесы или сцены, открываются в них все новые психологические глубины, и находятся новые средства выразительности. Сразу же чувствуется, как гармонично растет роль и устанавливается свіязь между партнерами на сцене. Когда в течение репетиции атмосферы действительно будет вдохновлять, переживается счастливое чувство: будет вести невидимая рука, чуткий, мудрый, правдивый режиссер и много эгоистического, мешающего творческой работе волнения, много ненужных усилий отпадут сами собой, когда возникнет доверие “невидимому режиссеру”. Можно организовать целый ряд репетиций, где, как с музыкальной партитурой в руках, пройдете по всей пьесе, переходя от одной атмосферы к другой.

    Как зерно невидимо заключает в себе все будущее растение, так и атмосфера скрывает в себе все будущее произведения. Но, как и зерно, она не может принести плода раньше времени. Игнорируя период радостного пребывания в общей атмосфере, неизбежно уродуете свою роль, как уродуете растение, с первых же дней лишая его света, тепла, влаги.

    2.2.  Управление социально  – психологическим  климатом в театральном коллективе

    Роль  режиссера, как руководителя в формировании (атмосферы) социально – психологического климата  в театральном коллективе, напрямую связана с педагогической деятельностью т. к., межличностные  отношения общения и ролевые отношения деятельности в их органическом социо - персоналистском синтезе — это не спонтанный, не стихийный, а регулируемый, управляемый процесс взаимоотношения индивидов с социальной средой обитания.

    В социальной психологии регуляция взаимоотношений  индивидов рассматривается в двух аспектах: 1) связанный с управлением в формализованных социальных структурах — руководство и 2) связанный с управлением в неформальних структурах — лидерство.

    Руководство выражает собой исторически сложившуюся  потребность людей в организации их совместной деятельности. Нет человека, — говорил Сократ, — который не считал бы в чем-то себя мудрее других, а в чем-то других мудре себя. И в величайших опасностях, когда люди бедствуют на войне, от болезней или в открытом море, как на богов уповают они на правителя в каждом из этих дел, почитая их своими спасителями, которые выделяются не чем иным, как своим знанием. И весь наш человеческий мир полон тем, что, с одной стороны, одни ищут учителей и руководителей для себя и других существ, а также их дел, иные же полагают себя способными либо учить, либо руководить.

    Руководитель  непременно выступает и организатором. Организатор — центр приема, переработки, трансформации и генерализации многосторонній информации, поступающей к нему от объекта, определяющего общую цель деятельности, от условий ее выполнения (материальные средства, время, место, обстоятельства), от организуемых, от результатов деятельности, от взаимодействующих соседей, но особенно важной для организаторской деятельности является психологическая информация.

    Подавляющее большинство группы составляют индивиды, чей тип может быть назван "нормой", т.е. более всего соответствует нормам, ценностям и представлениям, господствующим в данном социальном объединении. В рамках этой нормы есть члены, которые принимаются или отвергаются другими. Предпочитаемые — это члены, которых выбирают чаще, чем отвергают. Лица, на которых падает особенно много выборов, называются звездами. Вместе с тем, в группе появляется некоторая часть непредпочитаемых, которые получают мало или совсем не получают выборов. Обычно это люди, отклоняющиеся от норм и ценностей, принятых в данной группе.  Звезды и близкие к ним по количеству выборов составляют контингент, из которого в той или иной ситуации выступает лидер.

    Лидерство — это один из процессов организации  и управления малой группой, удовлетворяющий потребность в групповой деятельности, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным результатом, в конечном счете детерминированный по своему содержанию господствующими в обществе социальными отношениями.

    Лидерство как социально-психологическая проблема — явление, существующее во всех человеческих обществах. Оно имело первостепенное значение на ранних ступенях человеческого общества. Как структурное звено групповой организации, лидерство свойственно не только людям, в мире животных оно основывается на превосходстве вожака в силе, ловкости, остроте органов чувств и т.п. Его основной принцип — принцип превосходства. Лидер непременно должен в чем-то превосходить остальных членов группы (умственно, морально, в силе и т.п.). Будучи по своему происхождению  общечеловеческим социально-психологическим явлением,  лидерство исторически является предтечей официального руководства.

    Без лидерства не существует группы. Лидерство  — стержневой процесс организации группового поведения. Появляясь в момент формирования групповых целей, лидерство фокусирует в себе отношения между членами малой группы. Его можно рассматривать как некую особую подсистему межличностных отношений, а самого лидера — как фокус этих отношений. Лидерство вызывается не только потребностью членов малой группы в регуляции совместной деятельности и общения, но и, кроме того, готовностью того или иного члена группы стать ее лидером. Роль лидера в малой группе положительных, так и отрицательных стимулов, которые в ней применяются.

    Итак, в рамках формальной структуры руководитель к члену группы относиться, как к "средству производства", как к инструменту, используемому для достижения целей организации, а сам по отношению к себе, как должностному лицу, — выполнять функцию этого бездушного инструмента. Но это только одна сторона деятельности лидера. Лидер должен относиться к члену группы не иначе, как к человеку, учитывать его индивидуальные особенности, вникать в его проблемы и по возможности помогать их разрешению.

    Между этими функциями, взаимодополняющими друг друга, всегда существует некий внутренний антагонизм. Он находит свое полное разрешение лишь в строго сбалансированной системе руководства, когда выполнение этих функций закрепляется за лидерами, которые одни и те же цели организации решают как бы с диаметрально противоположных позиций, реализуя на практике требования небезызвестного "принципа дополнительности". Так в традиционной семье в воспитании ребенка мать в основном выполняет личностную, а отец —инструментальную функции. Разделение функций позволяет более целостно осуществлять процесс руководства по достижению целей организации с учетом личных интересов его членов.

    На  практике обе эти функции не всегда получают одинаковое развитие, в зависимости от того, как они реально между собой соотносятся, возможны четыре типа социально-психологического климата в организации, которые применяются в театральном коллективе.

    Типология социально-психологического климата:

    Личностно-пассивный  социально-психологический климат. Сильно развита личностная функция и слабо — функция инструментаньная. Чуткая, заботливая атмосфера. Люди работают до пенсии, и даже после пенсии их не увольняют (гуманность), это наблюдается в театральном коллективе. Однако организация такого типа, возникнув в свое время как эффективная, постепенно становится пассивной, инертной. Постепенно энергичные, здоровые работники уходят из нее, остаются только те, кому этот климат удобен. Жизненное правило взаимоотношений в такой труппе: "не высовывайся". В так называемый "застойный период" в истории  нашей страны  такой  тип  социально-психологического   климата   в   труппах   был доминирующим. Наиболее адекватным ему является попустительский тип лидера.

    Выделяется  ряд необходимых для лидера (режиссёра) качеств, позволяющих ему довольно длительное время "управлять" групповой динамикой в условиях гиперустойчивой ситуации:

    а) Лидер (режиссёр)  должен быть своим  человеком в труппе. Общие установки, реакции, принятые в группе. Должен представлять собой наивысшую потенцию данного социального поля, чтобы заработал механизм идентификации.

    б) Лидер (режиссёр)  должен легко приспосабливаться  к изменениям ситуации. Он должен создавать и поддерживать моральный дух труппы, а для этого постоянно указывать на цели труппы, предвидеть опасность, даже если ее нет, изыскивать ее, уметь найти козла отпущения, а если его нет, то взять на себя эту роль, чтобы сплотить актёрскую труппу.

    в) Лидер (режиссёр)  должен быть хорошим  администратором или кметь хороших помощников. Отсюда известный афоризм: "Ничего не делай сам, если есть хороший зам".

    г) Лидер (режиссёр) должен понимать и  чувствовать своїх последователей, их установки, цели, идеалы и т.д. Этакое бессознательное понимание, прочувствование. Он должен планировать политику и программу так, чтобы это соответствовало желаниям последователей. Он должен сочетать желаемое последователей с требованиями ситуации.

    д) Лидер (режиссёр) должен учитывать личные интересы последователей, должен быть в состоянии их награждать и наказывать, но делать это, учитывая мнения труппы о так называемой "справедливости". Безличностно-пассивный социально-психологический климат.

    Обе функции развиты крайне слабо. Никому ни до кого нет никакого дела. "Коллектив, — пишет В. Б. Ольшанский, — разбивается на множество подразделений, каждое из которых живет своей жизнью. Личность работника администрацию не интересует. Даже самостоятельность". Если жизненное правило в предыдущем типе социально-психологического климата "не высовывайся если кто-то начинает активно работать, его не замечают: "не светит" большая активность", то при безличностно-пассивном климате господствует анархический лозунг: "всем все до лампочки".

    Наиболее  адекватен безлично-пассивному климату  анархический тип лидера. Все члены труппы не проявляют активности в решении поставленной задачи и пытаются решить ее несогласованно, беспорядочным путем. Режиссёр также особой активности не проявляет, служит лишь источником информации или сам собирает ее; обсуждение производственных вопросов носит формальный характер; отсутствует самокритичность в работе. Проявляет тенденцію подчиняться стороннему влиянию. Любой конфликт рассматривается им как отрицательное явление в работе. Выполнение задач зависит от желаний отдельных актёров. Руководство сводится к удовлетворению скрытых желаний и стремлений подчиненных.

    Для того, чтобы сохранить свою власть не только в официальной, но и в неформальной системе отношений, попустительские и анархические лидеры очень часто используют так называемые ложные авторитеты. Наиболее распространенными из них являются следующие:

    Авторитет доброты, подкупа. Отдельные режиссеры стремятся завоевать авторитет и уважение актеров попустительством, снижением требовательности. Авторитет резонерства. В стремлении завоевать авторитет отдельные режиссёры пытаются показать себя всезнающими и стараются влиять на актёров бесконечными поучениями и назиданиями. Такие режиссёры ошибочно полагают, что эти нотации и есть главное средство воздействия на ситуацию общения.

    Авторитет педантизма. Отдельные режиссеры  создают в своих хазяйствах целую систему ненужных условностей, искусственно насаждаемых мелочных традиций и стремятся превратить их в основу отношений к актёрам. Это порождает атмосферу мелочного педантизма, постоянных, не согласующихся со здравым смыслом, придирок, заставляет актёров испытывать неуверенность в своих действиях, скованность, напряженность. Подобный ложный авторитет, порождая мелочность в требованиях, приводит к утрате справедливости, а вместе с тем и эффективности.

    Авторитет расстояния. Выражается в стремлении руководителя держать труппу на определенной дистанции, допускать только официальные контакты с ними, быть недоступным и загадочным. Сторонники такого авторитета стреляться закрепить его путем создания искусственных барьеров между собой и актёрами, установления для себя разных привилегий, возвеличивания своей персоны.

    Авторитет подавления. Его сущность состоит  в стремлении руководителя путем демонстрации превосходства в правах и возможностях держать подчиненного в постоянном безотчетном страхе перед наказанием. Ложные авторитеты лидеров, как правило, "органически" доповняються ложными авторитетами их ведомых.

    Безлично-активный социально-психологический климат.

    Слабо развита личностная функция и  очень сильно — функция инструментальная. Этому типу психологического климата «органичен» авторитарный тип лидера. Активен один член труппы, остальные подчиняются ему, выполняют его указания и сообщают ему о полученных результатах. Режиссер берет на себя всю ответственность за деятельность своей труппы, стремится пропустить через себя всю информацию, ограничивает непосредственное общение между членами труппы, нетерпимо относится к критике своих действий, резко критикуя действия и поступки актёров. Обычно лаконичен в выражениях. Начальственный тон в обращении с актёрами. Нетерпим к возражениям, замечаниям, мнениям. Редко улыбающийся, хмурый, постоянно озабоченный, на лице "написана занятость и огромная ответственность за дело".

Информация о работе Основные педагогические принципы Л.Курбаса и современные задачи воспитания актера