Основные педагогические принципы Л.Курбаса и современные задачи воспитания актера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:48, реферат

Краткое описание

Режиссер - одна из труднейших профессий. Режиссер должен уметь соединить в себе все: обуздать творческий процесс в рамки дисциплины; мыслить по новому так, чтобы все было понятно зрителю; открывать самые сокровенные уголки своей души, придерживаясь общепринятых норм и понятии о вкусе.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Основные педагогические принципы Л.Курбаса
1.1. Театральный экстернат Л.Курбаса.
1.2. Чему меня научил Лесь Курбас
1.3. Основные принципы жизни «Молодого театра»
2. Современные задачи воспитания актера
2.1.Театр — искусство коллективное.
2.2. Управление социально – психологическим климатом в театральном коллективе
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованной литература…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Основные педагогические принципы Л.Курбаса и современные задачи в воспитании актера.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

    Восемь  существенных признаков авторитарного  лидера:

    а) пора на силу и различные признаки власти: знаки отличия, убранство кабинета, престижная марка автомобиля. В обращении с актёрами — подчеркивание власти, опора на силу. Обладание властью важнее, чем успіх труппы. Гитлер однажды заявил: "Мы от власти не уйдем, от власти нас можно только унести";

    б) делается акцент на материальной поддержке, на том факте, что в каких-то отношениях судьба актёра зависит от него ("чей хлеб ты ешь?").

    Отец  в патриархальной семье ставит вопрос так: "Я вас кормлю, одеваю, так будьте любезны, делать так, как я говорю";

    в) теплота во взаимоотношениях с актёрской труппы рассматривается как признак слабости. Ругательства: "либеральничать", "демократы паршивые", "гуманизм". Считается, что все взаимоотношения должны строиться на основе строгих требований, по обязанности, а "привязанности" всякие надо отложить на внерабочее время.

    г) ценятся не личные качества людей, а  их служебное положение.

    Стремление  сблизиться с теми, кто занимает более высокое положение, и пренебрежительность к людям низшего ранга. Слабая заинтересованность в непосредственных дружеских отношениях;

    д) стремление представить себя особой, выдающейся персоной, не обнажать своих человеческих качеств, не проявлять какие-то слабости.

    Представление себя как сверхчеловека.

    е) этноцентрическая реакция. Представление  о собственной трупне (национальной, классовой, профессиональной) как о самой ценной и самой важной: "центр мира". Другие труппы принижаются, собственной приписываются добродетели. Характерно применение слова "настоящий" в сочетании с названием труппы как высшая похвала: "ты настоящий немец", "настоящий коммунист";

    ж) зависимость от сложившейся системы  представлений, психологическая ригидность. Неспособность сойти с избранного пути, даже если он неэффективен, неспособность отойти от принятого решения. Нетерпимость к всякого рода инициативе, если она идет снизу, ненависть к инакомыслящим.

    з) дистанцированность от труппы. Режиссер не сливается с труппой, обособлен от нее. Попав в труппу, стремится стать лидером, хотя относительно безразличен, к интересам труппы и ее членов.

    Наиболее  характерными авторитетами, которыми пользуются авторитарне лидеры,— псевдоавторитеты расстояния и подавления.

    Личностно-активный социально-психологический климат.

    Сильно  развиты обе функции: и инструментальная, и личностная. Здесь особо ценятся как профессиональные, так и человеческие качества члена группы. Знают его способности и возможности и в соответствии с его возможностями продвигают по службе и вознаграждают за его реальные заслуги. И, наоборот, актёров, которые не "тянут", тактично переводят на участки работы, которые им по силам, соответственно изменяя и объем вознаграждения. Личностно- активному климату в труппе органичен демократический тип лидера.

    Здесь активны все члены труппы, между  ними идет постоянный обмен информацией. Режиссер в своей деятельности ориентируется на актеров труппы и их естественных лидеров. Ответственность за деятельность распределяется между актёрами. Поощряя непосредственное общение между членами коллектива, он прислушивается, к мнению актёров, советуется с ними, поощряет лидерство в других. Этот метод руководства развивает личную инициативу и творче скую активность актёров. При демократическом методе руководства, все элементы структуры коллектива положительно взаимодействуют по принципам координации, интеграции в формальной и неформальной структурах.

 

     Заключение

    Неоценимую  помощь в создании более полной картины  сущности профессии режиссера оказало  изучение способа работы великого мастера  своего дела, новатора режиссера Л.Курбаса. Надо чаще обращаться к работам классиокв, чтобы пополнять свою копилку знания. Они помогут и научат как поступить во многих ситуациях.

    Любое  разумное  и  подготовленное  действие  режиссера  должно   бать доведено до конца,  метод  требует  логического  завершения.  Выполнять  это правило важно потому, что только в  этом  случае  актёры  обретают  полезную привычку доводить  дело  до  конца,  а  режиссер  укрепляет  свой  авторитет организатора.

    Режиссер  в полной  мере  должен  владеть  всеми  методами  и  приемами воспитательного  воздействия  на  театральный  коллектив,  не   только   как режиссер-постановщик, но и как режиссер-педагог.

    В идеале, создание творческого коллектива — это создание союза единомышленников.

    Воспитание  коллектива — сложнейшая, тончайшая, требующая знания актерской души область работы режиссера. И очень важная, если речь идет о строительстве коллектива, а не просто о постановке очередного спектакля. Здесь вопросы чисто художественные переплетаются с вопросами этическими.

    Мы  живем в то время, когда большие  процессы, происходящие в мире, все непосредственней касаются каждого человека. И если суметь воспитать себя и актеров таким образом, что окажемся способными говорить о жизни язиком сегодняшним, современным, тогда сможем решить огромные задачи, которые поставлены перед творческим коллективом, за выполнение которых, прежде всего, отвечает режиссёр.

    И не только театр, но и концертный зал, и цирк, и балаган, и ярмарка   исполнены волшебной атмосферой. Она одинаково волнует и актера и зрителя. Разве не ходит публика, в особенности молодая, в театр часто только для того, чтобы побыть в этой атмосфере нереальности?

 

Список  использованной литературы:

1. Выготский  Л. С. Психология искусства.  М., «Искусство». 1968.

2. Горчаков Н.  Режиссерские уроки К. С. Станиславского. М., 1952.

3. Ершов, А.А.  Психология  соактивности  людей.  /  Знание,  С-Петербург, 1992.

4. Захава, Б.Е.  Мастерство актёра и режиссёра. /Просвещение, М. 1978.

5. Корнієнко Н.М. Лесь Курбас: репетиція майбутнього. - К.: Факт, 1998. - 469 с.

Информация о работе Основные педагогические принципы Л.Курбаса и современные задачи воспитания актера