Основные педагогические принципы Л.Курбаса и современные задачи воспитания актера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:48, реферат

Краткое описание

Режиссер - одна из труднейших профессий. Режиссер должен уметь соединить в себе все: обуздать творческий процесс в рамки дисциплины; мыслить по новому так, чтобы все было понятно зрителю; открывать самые сокровенные уголки своей души, придерживаясь общепринятых норм и понятии о вкусе.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Основные педагогические принципы Л.Курбаса
1.1. Театральный экстернат Л.Курбаса.
1.2. Чему меня научил Лесь Курбас
1.3. Основные принципы жизни «Молодого театра»
2. Современные задачи воспитания актера
2.1.Театр — искусство коллективное.
2.2. Управление социально – психологическим климатом в театральном коллективе
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованной литература…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Основные педагогические принципы Л.Курбаса и современные задачи в воспитании актера.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

КРЫМСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА

Факультет «Театральное искусство»

Кафедра «Режиссуры эстрады  и массовых праздников» 
 
 
 

Курсовая

По  предмету «Режиссура и мастерство актера»

На  тему: «Основные педагогические принципы Л.Курбаса 

и современные задачи воспитания актера» 
 

Работу  выполнила

Студентка 4 РЭ

Аблаева Алиме 
 
 
 

Симферополь, 2011г. 
Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

1. Основные педагогические принципы Л.Курбаса

1.1. Театральный экстернат Л.Курбаса.

1.2. Чему меня научил Лесь Курбас

1.3. Основные принципы жизни «Молодого театра»

2. Современные задачи воспитания актера

2.1.Театр — искусство коллективное.

2.2.  Управление социально – психологическим климатом в театральном коллективе

Заключение…………………………………………………………………………….

Список  использованной литература…………………………………………………

 

     ВВЕДЕНИЕ

    Режиссер - одна из труднейших профессий. Режиссер должен уметь соединить в себе все: обуздать творческий процесс в  рамки дисциплины; мыслить по новому так, чтобы все было понятно зрителю; открывать самые сокровенные уголки своей души, придерживаясь общепринятых норм и понятии о вкусе.

    Но  до того, как спектакль предстанет пред судом зрителя, предстоят долгие месяцы репетиций. На них режиссер должен проявить себя не только как творец, но и как руководитель, психолог и учитель.

    Мир меняется и вместе с ним меняется и искусство. Новые формы требуют  нового подхода, а новый подход требует  адаптировать и без того молодую  и не устоявшуюся систему обучения театральному искусству.

    Вопрос  воспитания будущего творца, способного идти в ногу со временем, и придерживающегося основных правил и систем, сложившихся в театральном мире, всегда был для меня интересен. Поэтому понятен и вполне обоснован мой выбор темы курсовой.

    Изучение  любого вопроса невозможно без использования опыта корифеев театра. Открывая все новые и новые аспекты профессии режиссера, изучая новые методики преподавания,  комбинируешь разные и получаешь необходимое именно для данной ситуации решение. Творчество Л.Курбаса не является исключением. Его метод и подход к работе мне очень нравиться, я открыла для себя много нового и еще раз подтвердила правильность моих суждений о сути профессии режиссера, подхода к работе, взаимодействия с коллективом.

    Основываясь на открытиях, долгих годах изучения и, главное, практическом применении систем обучения, тренингов, упражнениях, можно делать свои небольшие открытия, которые помогут лучше понять и освоить трудную, многогранную, но очень интересную профессию режиссера. 

 

     1. Основные педагогические принципы Л.Курбаса

    1.1. Театральный экстернат Л.Курбаса.

    «А  что, если устроить театральный экстернат  – 300-летюю историю мирового театра освоить по собственному календарю  – лет за 5-6?» - безумная на первый взгляд идея еще молодого, но уже  нашедшего «свой» театр режиссера. Но есть в этой и рациональное решение – испытание себя в абсолютно разных жанрах и направлениях – только так оттачивается талант.

    Курбас  объявляет строительство этого  небоскреба программу экстерната. Каждый спектакль - отдельная эпоха, от древних  греков - до позднего натурализма и модерна; каждая постановка - отдельная школа, отдельный стиль, отдельная метода игры, декорирование ... Только перейдя такую ​​школу, актер выработается у того "умного арлекина", которым мечтает Курбас. Конечно, в условиях того времени небоскреб остался недостроенный.

    Последнее свидетельство дорого стоит - в нем  суть полемики режиссера с драматургом, подтверждающий желание Курбаса  отойти от экзальтации, истерии, неблагоустроенных  эмоций - непременных составляющих рядовой украинской сцены. Курбас воспитывал в себе и своих актерах умение насыщать выполнения эмоцией, которой было бы тесно в рамках психологической правдоподобия и которая была бы далека от любого натурализма и физиологизма.

    Развивая  современный национальный театр, Курбас совершил одно из найприваблюючих мировых идей, над которой работал Гордон Крэг, - создал своеобразную театральную Академию, с театрами всех разновидностей, с экспериментальной мастерской, с цирком и эстрадой, с научно-исследовательским центром по изучению театрального искусства, с штабом подготовки молодой смены во всех областях театральной деятельности.

    Но  в данной работе нас больше интересует другой аспект. Это система Л.Курбаса воспитания актера-универсала, глубоко понимающего и чувствующего каждую роль.

    Но  течение лет и невозможность  пообщаться с самим метром затрудняют процесс изучения его системы. К  счастью, остались некоторые документальные источники, из которых мы можем хоть чуть-чуть прикоснуться к великому процессу создания спектаклей Л.Курбасом.

    Конечно, политическая ситуация того времени  сократила количество правдивых  статей о мастере театрального искусства. Но мне повезло ознакомиться с  уникальной статьей ученика Л.Курбаса  Василия Василько именно о методе преподавания. Именно опираясь на эту статью я попытаюсь раскрыть основные особенности в системе преподавания Л.Курбаса и проанализировать, насколько уместны в современном театральном искусстве такие методы и подходы.

    1.2. Чему меня научил Лесь Курбас

    В своей работе я постчитала уместным использовать вырезки из малоизвестной статьи известного украинского актера, режиссера, театроведа Василия Василька (Миляева, 1893—1972). Этот текст он написал в 1967 году, поэтому сдержанность и недомолвки Василька целиком понятны. Не со всем из сказанного можно соглашаться, однако бесспорная ценность данной статьи в том, что это взгляд практика театра, к тому же непосредственного участника событий, о которых идет речь. Печатается по оригиналу, хранящемуся в Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства Украины (ф. 653, оп. 2, ед. хр. 270) с незначительным сокращением и некоторыми литературными правками.

    "... Чему меня научил Александр Степанович Курбас? В первую очередь - быть САМИМ СОБОЙ! У всех учится, но никого не копировать. До встречи с Курбасом я учился в наших корифеев и, правду говоря, честно наследовал их. После школы Курбаса в процессе творчества я уже не вспоминал, как бы тот или иной эпизод сыграло Садовский или Саксаганского Я сознательно избегал копирования. Курбас своевременно предостерег меня от эпигонства, вот перепева чужих достижений, вот слабости творческой мысли. Лесь Степанович научил меня создавать самостоятельно!

    Еще одно, чему научил меня Курбас, - это чувство субъекта и объекта в творческо процессе. Вот Я - творец, а вот - МОЭ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - сделанная роль или постановка. Началось все с требования научиться фиксирова жест, движение, пластичный рисунок роли. А когда я начал фиксирова, сам собой заострился процесс отбора, отбрасывания лишнего, оценки того, что делаешь. Александр Степанович Учил Никогда не фиксирова найденную деталь как элемент будущего образа. Только когда образ будет решен в целом, тогда можно решать: уместна найденная тобой деталь или нет. Курбас учили, не жалей, отбрасывать интересные находки, если Они не соответствуют сути (зерну) образа. Учили не интуитивно метода творчества, а сознательной компоновки образа. Требовали ответа, ЧТО и для чего я делаю в то или иной роли. Таким образом каждый из учеников Курбаса видел, слышал, ощущали сделанный им образ отделенно вот себя и мог в любую минуту независимо от самочувствия воспроизвести роль. Первые годы Курбас называл это «механизированной фактурой». Много лет спустя мы почувствовалы это именно в брехтовской теории отчуждения.

    Курбас научил нас тонко ощущать ритм и по своему усмотрению им пользоваться. Он придавала большое значение чувству ритма. Одна из его крылатых фраз: «Актер - человек, способный жить и действовать в заданном ритме». Все живое существует в определенно ритме! Но далеко не все, даже среды актеров, ощущают ритм, в котором существуют на сцене и даже в жизни. Ритм в искусстве - чрезвычайная сила. Это всеобъединяющее начало всего спектакля. Правильно найденные ритм - уже наполовину сделанная роль. К тому же, ритм - чрезвычайная сила воздействия на чувство и сознание зрителей.  
Александр Степанович категорически заявлял: «Кто не способен мыслить образно, не может стать актером».

    Курбас научил меня мыслить образно. В его «системе» есть специальный раздел о превращении. Это метод образного воссоздания действительности, в котором доминирующее значение предоставляется ассоциациях. «Метод превращения» дал блестящие последствия в постановочной и Актерское практике. Чтобы овладеть этим методом, нужно НЕ только образно мыслить, а и быть образованным человеком с хорошо развитой фантазией. «Превращение» - это, так сказать, вершина театрального мастерства.

    Но наш учитель и на Этому НЕ остановился! Следующим этапом развития его системы была работа над пространственным и временными планами спектакля. К сожалению, эти проблемы он только очертил и по известным причинам до конца не разработал.

    Курбас научил меня быть честными, принципиальным художником и Никогда не идти в своем творчестве на компромиссы, чего бы это ему ни стоило! Весь его творческий путь - яркий пример принципиальносты художника. Нужно выработать большую силу воли, Чтобы доказать свой творческий замысел до завершения. В собственной творческой практике я пытался быть Принципиальным и честными, но не всегда у меня хватало силы воли, Чтобы отстоять Свои убеждения ... "  

    1.3. Основные принципы жизни «Молодого театра»

    Общая работа перешла в общность житейских, каждодневных интересов. Коллектив стал единой творческой семьей: пользуясь каждым удобным случаем и выдавшимся свободным временем, студийцы вместе посещают музеи, выставки, окрестности Киева; совершают путешествие в Канев, на Шевченкову гору; учатся слушать и любит природу и язык родной земли; погружаются в стихии древней Эллады, изучая Музейный экспозиции. И всюду с ними - Лесь Курбас.

    Сценического материалом актера Курбас считал как его духовные, так и физические данные. "Мысль, воображение, остроумие, изобретательность, - говорил он, - необходимо упражне так же, как и тело". Если в предыдущих постановках Курбаса основным было его мастерство компоновать ритмику спектакля, то в работе над "Йолей" актеры учились умению выстраивать пластические черты творимого образа, настойчиво работать над ритмом стиха, музыкальностью стихотворной речи.

    В свободное время - Совместное пение, Купание в море, игра в городки, чтение, издание юмористический журнала "Брат Джошуа" (имя навеяно драматическое поэмой Украинки "В пуще"), розыгрыши по поводу того же Джошуа, которы обретает черты реально действующего лица: ему даже выделялы порции еды.

    Молодотеатровцы образовали дружный коллектив и продолжал жить одной творческой семьей. Традиций хороших и разных было много: Совместное посещение спектаклей, концертов, музеев, работа, выставок; общее увлечение поезии Шевченко, Франко, Украинки, Олеся, Савченко, Ярошенко, обмен книгами; жажда знаний и обмен размышления по поводу увиденного, прочитанного, услышанного; прогулки в Канев, Межгорье, к Днепру, активный отдых с играми, танцами, спортивными состязаниями. Так же точно хорошей традицией стало среды молодотеатровцев приветствие "Доброй работы!", Установилась традиция отмеча вместе личные и коллективные праздники и Памятные даты. Неизменно торжественно отмечали Шевченковские дни. Праздновалы каждую премьеру, открытие и закрытие сезона, Бенефис Курбаса, дни рождения. Радостно, весело и, конечно, безалкогольные! Члены коллектива НЕ замыкались в собственном кругу, искренне и радостно искали дружески связей с другими творческим работниками, художниками и писателями. В конце концов родился собственный клуб "Молодого театра" под названием "Художественный погреб" ("Творческий склеп"), в котором часто устраивались импровизированные вечера юмора и сатиры, творческие вечера-встречи музыкантов, поэтов, писателей с артистами.

Информация о работе Основные педагогические принципы Л.Курбаса и современные задачи воспитания актера