Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:01, реферат
К основным принципам психологии А.В. Петровский и М.Г.Ярошевкий относят всего три объяснительных принципа: детерминизма, системности и развития. В разных источниках число принципов варьируется от трех до девяти. Так, например, можно встретить описание таких принципов, как единство сознания и деятельности, системно-деятельностный, взаимодействия внешних воздействий и внутренних условий, целостности, личностного и даже принцип личностно-деятельностного подхода.
Цель работы – показать актуальность темы, задача – углубиться в изучение данной темы.
Введение
В данной работе рассматриваются основные методологические принципы психологии.
Принцип – (от лат. Principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения.
В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Под принципом действия, иначе называемой максимой, подразумевается, например, этическая норма, характеризующая отношения людей в обществе.
В современной литературе
наряду с общим толкованием принципа
используется термин «объяснительные
принципы психологии». Принципы объяснения
– это основополагающие положения,
предпосылки или концепции, применение
которых позволяет
К основным принципам психологии
А.В. Петровский и М.Г.Ярошевкий относят
всего три объяснительных принципа:
детерминизма, системности и развития.
В разных источниках число принципов
варьируется от трех до девяти. Так,
например, можно встретить описание
таких принципов, как единство сознания
и деятельности, системно-деятельностный,
взаимодействия внешних воздействий
и внутренних условий, целостности,
личностного и даже принцип личностно-
Цель работы – показать актуальность темы, задача – углубиться в изучение данной темы.
Прежде чем рассматривать
общие черты методологии, рассмотрим
концепцию факта. Что же такое
психологический факт? Как отмечал
выдающийся французский ученый Клод
Бернар, «факт сам по себе ничто,
он имеет значение лишь благодаря
идее, с которой он связан, или
доказательству, которое он дает» (Фресс,
Пиаже, 1966). Например, в качестве психологического
факта может выступать
Однако наблюдения за определенным психологическим фактом недостаточно. Многие родители располагают огромным запасом конкретных фактов из жизни своих детей, но это не делает их научными работниками в области, скажем, детской психологии. Даже более или менее систематизированные дневниковые записи не могут рассматриваться в качестве научных работ по психологии, а служат лишь материалом для дальнейшего научного анализа и интерпретации с точки зрения методологии научного исследования. В этой связи, вопрос о разработке методологии психологии всегда был и остается одним из самых актуальных.
Метод — это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).
Методология (от греч. methodos — путь исследования, logos — наука) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология — учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук. Это культура научного исследования.
Методы (от греч. methodos — путь исследования или познания) — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки.
Метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках, Методика — это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описания объекта и процедуру изучения, способ фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.
Одна из важнейших задач современной психологии заключается в том, чтобы рассматривать все разнообразие используемых методов и методик как единую систему (т.е. в рамках системного подхода). Любой объект должен рассматриваться с различных сторон, с помощью различных методов и на разных уровнях методологического анализа.
С точки зрения методологического анализа выделяются три уровня анализа любого явления:
Очевидно, что философские
принципы не могут быть применены
в исследованиях науки
Так, согласно методологическому принципу единства сознания и деятельности, сознание (психика) формируется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности и в ней проявляется. В то же время деятельность регулируется сознанием, различными психическими образованиями (цель, мотивы и др.). Так. о внутренней психической жизни человека мы судим по внешним ее проявлениям: действиям, речи, выразительным движениям, результатам продуктивной деятельности и т.д.
Взаимосвязь методологии и методик исследования объединяет методики исследования.
Методики исследования:
Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования.
Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов, т.е. организационные методы включают:
Более упрощенную классификацию предлагает И. Б. Гриншпун, согласно которой методы исследования подразделяются на:
Приведенные классификации методов исследования различны по своей структуре, но содержание методов не имеет различий.
Методология психологического исследования - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Реализация данного принципа в психологическом исследовании происходит следующим образом: психика невидима, следовательно, ее надо выявлять с помощью каких-либо признаков: по действиям испытуемого, по его речевой деятельности, поведению, мимике, пантомимике, которые выступают проявлениями сознания.
Сущность генетического
(исторического) подхода к изучению
психики состоит в том, что
всякое изучаемое психическое явление
рассматривается как процесс
и исследователь стремится
В отечественной психологии
необходимость использования
Системный подход к изучению развития психики ребенка предполагает и осуществление принципа детерминизма, причинной обусловленности тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка, взаимосвязи всех сторон психического развития.
Реализацию данного принципа можно наблюдать во множестве научных исследований, особенно в эмпирических, поскольку каждое исследование выясняет причинно-следственные отношения в изучаемых характеристиках, роль тех или иных причин в следствиях, которые, в свою очередь, возникают при наличии тех или иных внешних или внутренних факторов.
Принцип объективности означает,
что сам исследователь и методы
исследования, им используемые, не оказывают
влияния на получаемые результаты,
реализации данного принципа мы можем
добиться с помощью включенного
наблюдения, проведения исследования
с помощью «зеркала Гезелла», анонимности
целей и результатов
3. Основные методологические принципы
На основе методологических
принципов строится любое психологическое
исследование. Методы научных исследований
— это те приемы и средства, с
помощью которых ученые получают
достоверные сведения, используемые
далее для построения научных
теорий и выработки практических
рекомендаций. Сила науки во многом
зависит от совершенства методов
исследования, от того, насколько они
валидны и надежны. Все сказанное
относится и к психологии. Ее явления
настолько сложны и своеобразны,
настолько труднодоступны для изучения,
что на протяжении всей истории этой
науки ее успехи непосредственно
зависели от совершенства применяемых
методов исследования. Со временем
в ней оказались
Метод психологии — это способ познания
внутренних психических явлений через
анализ внешних психологических факторов.
Методы психологического
исследования обнаруживают зависимость
от основных теоретических принципов,
реализуемых психологией, и конкретных
задач, которые она решает. Общая
цель всех методов психологического
исследования заключается в точной
регистрации, выявлении, фиксации психологических
фактов, в накоплении эмпирических,
опытных данных для последующего
теоретического анализа.
Благодаря применению методов естественных
и точных наук, психология, начиная со
второй половины XIX века, выделилась в
самостоятельную науку и начала активно
развиваться. До этого момента психологические
знания получали в основном путем интроспекции
(самонаблюдения), наблюдения за поведением
других людей (например, дневниковые записи),
умозрительных рассуждений. Однако субъективизм
этих методов, их недостаточная надежность
и сложность послужили причиной того,
что психология долгое время оставалась
философствующей, неэкспериментальной
наукой, способной предполагать, но не
доказывать причинно-следственные связи
между психологическими явлениями.
Намерение сделать психологическую
науку более точной и практически
полезной было связано с внедрением лабораторного
эксперимента. Со второй половины XIX века
предпринимаются попытки количественной
оценки психологических явлений. Одной
из первых таких попыток было открытие
серии законов, связывающих силу ощущений
человека с выраженными в физических величинам
стимулами, воздействующими на организм.
К ним относятся законы Бугера-Вебера,
Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие
собой математические формулы, при помощи
которых определяется связь между физическими
стимулами и ощущениями человека, а также
абсолютный и относительный пороги ощущений.
Конец XIX века считается начальным этапом
развития дифференциально-
Сегодня в ходе психологического исследования
используются такие методы, как наблюдение,
эксперимент в различных его формах, беседа,
анализ продуктов деятельности детей,
тесты и социально-психологические методы
Как правило, в конкретных исследованиях
применяется несколько методов, которые
взаимно дополняют и контролируют друг
друга. Конкретные методы исследования
базируются на методологических принципах,
исходящих из теоретических положений
науки.
Информация о работе Основные методологические принципы психологии