Организация внеклассной работы по английскому языку: как средство повышения мотивации в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время, когда английский язык приобрёл статус языка глобального общения - благодаря или по вине всеобщей компьютеризации. Эту проблему можно отнести к ряду задач лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты содержания, организации и проведения внеклассной работы по иностранному языку.
1.1 Цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку……………….7
1.2 Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку….13
1.3 Формы организации внеклассной работы по иностранному языку……17
1.4 Вводы по первой главе……………………………………………………....24

Глава II. Внеклассная работа детей младшего школьного возраста под руководством учителя английского языка.
2.1 Система внеклассных занятий с использованием различных форм внеклассной работы …………………………………………………………...28
2.2 Подготовительный этап исследования – определение уровня мотивации к изучению английского языка у школьников……………………..……………29
2.3 Анализ и обработка результативности внеклассной работы в обучении школьников английскому языку………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.38 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические аспекты содержания, организации и проведения внеклассной работы по иностранному языку.

1.1 Цели и задачи внеклассной  работе по иностранному языку……………….7

1.2 Принципы организации  внеклассной работы по иностранному  языку….13

1.3 Формы организации внеклассной  работы по  иностранному   языку……17

1.4 Вводы по первой главе……………………………………………………....24

 

Глава II. Внеклассная работа детей младшего школьного возраста под руководством учителя английского языка.

2.1 Система внеклассных занятий с использованием различных форм внеклассной   работы …………………………………………………………...28

2.2 Подготовительный этап исследования – определение уровня мотивации к изучению английского языка у школьников……………………..……………29

2.3 Анализ и обработка результативности внеклассной работы в обучении школьников английскому языку………………………………………………..31

 

Заключение………………………………………………………………………32

Список литературы………………………………………………………………35

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   В настоящее время,  когда английский язык приобрёл  статус языка глобального общения  - благодаря или по вине всеобщей компьютеризации. Эту проблему можно отнести к ряду задач лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.

     Понятно, что  нельзя заставить человека свободно  общаться на иностранном языке  формальным способом. Важно создать  условия такие, чтобы общение  стало необходимым, чтобы ребёнок  захотел говорить, захотел говорить  не для получения хорошей оценки, а потому, что дня него коммуникация  стала необходимостью. При этом  надо учитывать и естественный  страх человека перед говорением  на иностранном языке. Преодоление  существенного языкового и психологического  барьера, внутренней зажатости  - одна из важнейших задач, стоящих  перед учителем. При её решении  учитывается и тот факт, что  учебный процесс будет эффективен  только при условии превращения  каждого конкретного ученика  из пассивного созерцателя в  активного и творческого участника  процесса.

Актуальность  исследования

       Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам. В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной работе. [2,с. 151]

      В 20 - 80е  годы ХХ века в отечественной  школе внеклассная работа по  иностранным языкам велась достаточно  активно, являясь продолжением  регулярного учебного процесса. Однако в начале 90х годов ХХ  века в отечественной школе  наметилась негативная тенденция  «урокодательства», когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе внеклассная работа по иностранным языкам. Это объяснялось главным образом причинами неудовлетворительного финансирования школ и исключения из учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе факультативных, кружковых, клубных и т.д.

        За  эти годы существенным образом  ослабла традиция творческого  отношения учителей к развитию  ребёнка вне рамок урока. В  конце 90х годов, когда правительство  и министерство образования вновь  обратили внимание на приоритет  воспитания в школе и несколько  улучшили финансирование системы  образования, возникла необходимость  возродить тот положительный  опыт, который уже был накоплен  в отечественной школе. Как  выяснилось, за это время произошли  такие изменения в жизни и  системе образования, которые  потребовали обновлённых подходов, форм и содержания внеклассной  работы по иностранным языкам. В частности, широкое распространение  в системе образования получила  работа с компьютерами, использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в процессе контроля знаний, умений, навыков.

         Кроме того, в социально-педагогическом  пространстве школы возникли  тревожные тенденции, являющиеся  результатом негативного влияния  массовой культуры и тяжёлого  материального положения многих  семей, что привело к значительному  росту так называемых «трудных»  детей. В целях коррекционной  работы и профилактики отклоняющегося  поведения обучающихся, в школах  стала возрождаться внеклассная  воспитательная работа, в том  числе по иностранным языкам. Поэтому возникла необходимость  систематизировать имеющийся общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по иностранным языкам.

       В данном  исследовании мы руководствовались  этой насущной потребностью современного  процесса обучения иностранным  языкам. Систематизация накопленного  опыта в этой сфере, обогащение  его новыми подходами и рекомендациями  является своевременным и целесообразным. Кроме того, обращение к данной  проблеме носит и характер  личной заинтересованности. Это  связано с моей  профессией  учителя иностранного языка, использованием  в своей практической деятельности  самостоятельно разработанных методических  рекомендаций и материалов к  внеклассной работе по иностранным  языкам.

Предмет исследования:

внеклассная работа по иностранным  языкам в начальной школе;

Объект исследования:

условия мотивации к изучению английского языка 

Цель исследования:

Определить влияние внеклассной  работы по английскому языку на уровень  мотивации учащихся школы к изучению английского языка;

Задачи исследования:

1) систематизировать теоретический  и практический опыт внеклассной;

работы по иностранному языку  в современной начальной школе;

2) проанализировать внеклассную  воспитательную работу по иностранному  языку с точки зрения системного  подхода;

3) выявить основные педагогические  характеристики игровых форм, факультативных  занятий, календарных и тематических  праздников, экскурсий, домашних  работ обучающихся и использования  средств массовой информации (СМИ)  и компьютерной сети «Интернет»  во внеклассной работе по иностранному  языку;

4) применить на практике  накопленный опыт, доказать, что  внеклассная работа по английскому  языку повышает мотивацию к  изучению предмета, позволяет в  полной мете раскрыть способности  и потенциал ребёнка к изучению  иностранного языка;

Методы исследования:

1) теоретический анализ  педагогической литературы;

2) систематизация материалов  по структурным (системным) компонентам

внеклассной работы по иностранному языку;

3) классификация различных  форм внеклассной работы по иностранному языку;

Гипотеза:

Правильная организация  и проведение внеклассных мероприятий  по иностранному языку повышает мотивацию  учащихся к его изучению.

Выпускная квалификационная работа содержит следующие сокращения:

и.я. - иностранный язык;

а.я. - английский язык.

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

 

    1. Цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку

 

      Одним из  способов повысить эффективность  учебно-воспитательного процесса  по и.я. является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении внеклассной работы педагогический коллектив учителей иностранного языка должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса. Целями внеклассной работы по иностранному языку являются: расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы. Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи: усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках и.я.; помощь ребёнку в формировании мировоззрения; развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается. Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-педагогических особенностей обучения и.я. на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по и.я.

     В основном, на начальный этапе организации внеклассной работы по и.я. у учащихся мотивы деятельности очень часто определяются не такими факторами, как, например, чувство долга, жизненные планы, а интересом к самой деятельности. В связи с этим не имеет смысла чрезмерно увлекаться разъяснением социальной и личностной значимости иностранного языка. Гораздо важнее обеспечить разнообразную, способную увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать ее таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их деятельность на последующих этапах внеклассной работы. [4,с. 127] Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по и.я. необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.

    Знание психологических  особенностей учеников - необходимая  предпосылка успешного выбора  соответствующих форм внеклассной  работы, определения содержания  этих форм, организации и проведения  внеклассного мероприятия. Хотя  цели и задачи учебной и  внеклассной работы почти полностью  совпадают, в содержании, организации  и формах проведения последней  наблюдаются существенные различия.

Основными отличиями внеклассной  работы от учебной являются:

1. Добровольный характер  участия учащихся во внеклассной  работе в отличие от обязательности  учебной деятельности. Учащиеся  решают для себя вопрос об  участии в тех или иных видах  внеклассной работы, прежде всего  в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое,  заняться языком дополнительно  с какими-то определенными целями. Этот ведущий принцип организации  внеклассной работы обязывает  учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы, она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

2. Внеурочный характер  занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной  регламентации, касающийся времени,  места, формы их проведения. Местом  проведения работы может быть  парк, зал музея, школьный сад  и т. д. Во- вторых, в отсутствии  строгого учета знаний, навыков  и умений, оценок в баллах. Проверка  результатов внеклассной работы  осуществляется в форме отчетных  вечеров, концертов, сборов, выпуска  стенгазет на иностранном языке  и т. д. 

3. Большая самостоятельность  и инициативность учащихся в  выполнении внеурочных поручений.  В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет  ведущую роль, во внеклассной  работе учащиеся проявляют больше  самостоятельности, изобретательности,  творчества, как в выполнении, так  и в организации внеурочных  мероприятий, в выборе форм  работы, отвечающих интересам отдельных  возрастных групп учащихся, их склонностям.[10,с. 141]

       Содержание, мотивы, формы и методы внеклассной  работы по иностранному языку.

      В методической  литературе и в практике школы  традиционно различают три формы  внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И. Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по и.я. по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным. [16,с. 97]

Информация о работе Организация внеклассной работы по английскому языку: как средство повышения мотивации в обучении