Организация внеклассной работы по английскому языку: как средство повышения мотивации в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время, когда английский язык приобрёл статус языка глобального общения - благодаря или по вине всеобщей компьютеризации. Эту проблему можно отнести к ряду задач лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты содержания, организации и проведения внеклассной работы по иностранному языку.
1.1 Цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку……………….7
1.2 Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку….13
1.3 Формы организации внеклассной работы по иностранному языку……17
1.4 Вводы по первой главе……………………………………………………....24

Глава II. Внеклассная работа детей младшего школьного возраста под руководством учителя английского языка.
2.1 Система внеклассных занятий с использованием различных форм внеклассной работы …………………………………………………………...28
2.2 Подготовительный этап исследования – определение уровня мотивации к изучению английского языка у школьников……………………..……………29
2.3 Анализ и обработка результативности внеклассной работы в обучении школьников английскому языку………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.38 Кб (Скачать)

Кружок – эффективная  форма внеклассной учебной работы по определенному предмету. Во время  уроков не всегда можно удовлетворить  все запросы учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят  за пределы учебных программ и  учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. [16,с. 204] Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач: привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по тому или иному учебному предмету; развитие индивидуальных наклонностей учащихся к определенной отрасли науки; развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду; организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их эстетическое и нравственное воспитание. Предметным кружкам, в сравнении их с другими формами внеклассной учебной работы, присущи такие особенности: общность познавательных интересов учащихся, их положительное отношение к изучению данного предмета, любознательность и др.

      Членами  кружка могут быть не только  хорошо успевающие учащиеся, по  любой ученик, изъявивший желание  заниматься в данном кружке. Практика  существования предметных кружков  показывает, что ученики со средней  успеваемостью, работая активно  в кружке, начинают хорошо учиться  как по данному, так и по другим предметам. Опытные учителя специально вовлекают в кружок и плохо успевающего учащегося, стараются заинтересовать его, а заинтересовав, ставят перед ним требование – ликвидировать проблемы в своей учебной работе. Результаты такой работы, как правило, положительные. [16,с. 210] Каждый член кружка принимает активное и добровольное участие во всех мероприятиях, проводимых кружком, выполняет конкретную работу в соответствии со своими интересами и возможностями. Кружок работает систематически (обычно 2–3 раза в месяц), продолжительность занятий 1,5–2 часа. Все предметные кружки работают по плану согласно общешкольному расписанию (графику) кружковой работы. План должен быть органически связан со школьной учебной программой по данному предмету, но вместе с тем может выходить за ее пределы и дополнять ее. В плане необходимо отобразить цели и задачи, содержание работы кружка (указать конкретные темы, разделы предмета, подлежащие изучению), а также виды, методы и формы работы. Учитель может на кружковом занятии применять проблемное изложение материала, создать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на решение той или иной проблемы, либо предложить такие индивидуальные и групповые задания, которые предполагают самостоятельную поисковую деятельность учащихся. В первом случае учащиеся будут следить за ходом мысли, рассуждений учителя, во втором - частично привлекаться к поисковой деятельности и в третьем - самостоятельно осуществлять все этапы поисковой деятельности. Такие задания развивают сообразительность и настойчивость, элементы нестандартного мышления, умения анализировать и обобщать, реферировать и моделировать языковой материал. Это стимулирует учебно-познавательную деятельность учащихся, становится фактором создания творческой атмосферы в процессе внеклассной работы. Слаженная работа предметного кружка способствует повышению успеваемости всех учащихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей школьников в предметном кружке создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе. [16,с. 227]

б) Ученические конференции  как индивидуальная форма внеклассной  работы по иностранному языку 

     Ученическая  конференция, как правило, носит  тематический характер. В процессе  её подготовки учащиеся на  основе широкого круга источников, готовит доклады, сообщения, видеофильмы,  серии стендов и альбомов по  той или иной проблематики. Ученическая  конференция даёт возможность  учащимся и учителям погрузиться  в атмосферу иностранного языка,  почувствовать себя в диалоге  с иной культурой. Жесткие рамки  урока и четко определенное  содержание учебных дисциплин  не всегда позволяют учащимся  познать все богатство связей  между изучаемыми объектами, событиями  и явлениями. В этом случае  с целью актуализации, обобщения  и систематизации изученного  ранее материала, его углубления, расширения и упрочения проводятся  ученические конференции. Конференция,  как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников. [15,с. 101]

   Одновременно с  достаточно разнообразными формами  внеклассной работы, в которых  заняты практически все учащиеся  группы, в школе необходимо разработать  системы внеклассных мероприятий  направленных на стимулирование  учащихся к достижению высоких  личных результатов. 

     Несомненно, складывающуюся  систему внеклассной работы необходимо  совершенствовать, наряду с традиционными  формами, дающими хороший результат,  использовать новые, т.к. внеклассная  работа даёт неограниченные возможности  для творчества, как учителя, так  и учащихся.

в) театрально-языковой социум как средство повышения мотивации  школьников при обучении английскому  языку.

На практике дети часто испытывают нехватку языкового опыта и чувствуют затруднение в языковом самовыражении. Для преодоления этих трудностей и создания положительной эмоциональной и лингвистической мотивации можно использовать на уроках элементы театрализации, драматизации и инсценирования. Но рамок урока совершенно не хватает: во-первых, сорока минут для достижения поставленной цели явно недостаточно, во-вторых, осознание учеником себя в довольно жестких границах урочного пространства, а так же подсознательно присутствующий страх перед получением негативной оценки препятствуют его полной эмоциональной и психологической самореализации.

    Так возникла  идея расширения рамок учебной  деятельности и создания театрально-языкового  социума. Под этим термином  подразумевается особое социолингвистическое  пространство, в рамках которого  осуществляется активизация изученного  материала, его интерпретация  на новом языковом уровне с  выходом на практическую коммуникацию  посредством драматизации и театрализации. Этот театрально-языковой социум - английский музыкальный театр. Идея использования приёмов театрализации и драматизации в ходе урока или во внеурочной деятельности сама по себе не нова. Особенность данной работы заключается в следующем:

- она позволяет соединить  оба компонента учебно-воспитательного  процесса в единое целое, сделав  их логичными, динамичными и  последовательными продолжениями  друг друга;

- при выборе репертуара  учитываются требования государственного  стандарта преподавания английского  языка к языковому (фонетическому,  лексическому, грамматическому) и  речевому (культуроведческому) материалу;

- участниками представлений  являются только те дети, которых  обучают на уроках английского  языка;

- инсценировки для спектаклей  создаются учителями школы на  базе литературных произведений.

        Большинство  стихотворных и прозаических  текстов написаны с максимальным использованием аутентичных (исходящих из первоисточника, подлинных) источников. При этом, изучаемый программный материал становится основой для создания сценария, а на уроках в полной мере используется страноведческий, культурологический, музыкальный материал.

г) использование СМИ и  сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку.

     Развитие техники  привело к значительному распространению  таких средств массовой информации, как кино, пресса, радио и телевидение. 

     Благодаря  им реализуются различного рода  учебные программы, причем немалое месте в этих программах отводится вопросам, изучаемым в начальной и средней школах. Эти материалы, как правило, очень тщательно подготавливаются педагогическими группами радио и телевидения, их использование в ходе учебно-воспитательной работы всемерно рекомендуется, а иногда и просто необходимо. Именно поэтому преподаватели отдельных предметов должны знать учебные программы радио и телевидения, помещаемые, в частности, на страницах педагогических журналов, и включать их в план проводимых с учащимися занятий. При использовании учебных программ сохраняет действие принцип объединения их с остальными компонентами процесса обучения, особенно с его содержанием и ходом. Учебные программы радио и телевидения могут выполнять различные дидактические функции. В некоторых случаях ими можно пользоваться как источником новых для учащихся знаний, иногда они могут служить для систематизации и закрепления уже проработанного в школе материала и т.д. Кроме использования учебных передач радио и телевидения для учебно-воспитательных целей рекомендуется также ознакомление учеников с другими передачами программы; решение относительно их выбора и способа использования на уроке и на этот раз должно относиться к компетенции учителя. В настоящее время использование средств сети Интернет во внеклассной работе стало очень популярным и доступным.

     Итак, какие  же виды деятельности может  осуществлять ученик в сети  во внеурочное время с целью  лучшего овладения иностранным  языком? Индивидуальная работа по  ликвидации пробелов в знаниях  учащихся, формированию или совершенствованию  грамматических, лексических навыков.  С этой целью очень полезно  предложить ребятам использовать  либо описанные выше программы  English Club net, English-to-Go, др., курсы дистанционного обучения на отечественных сайтах либо имеющиеся в медиатеке компакт-диски.

     Такая работа  может проводиться и с домашнего  компьютера. В настоящее время  в сети много возможностей  организовать индивидуальную самостоятельную  деятельность школьников по совершенствованию  тех или иных знаний, умений, навыков  в овладении иностранным языком.

д) домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по иностранному языку.

    Доля умственных  занятий в человеческой деятельности  непрерывно возрастает. Поэтому  приучение детей к систематическому  умственному труду делает необходимыми  домашние учебные занятия. Их  характер, объем, сложность должны  быть научно обоснованы. Но ни  по одной из проблем дидактики  за последнее десятилетие, пожалуй,  не велось столько споров, как  по проблеме домашней работы  школьников. Иногда можно слышать:  «А нужны ли домашние задания?

          Авторы, создающие и призывающие  к созданию здоровьесберегающих технологий, подчеркивают необходимость преодолеть перегрузку учащихся, разгрузить учебники и программы от излишней информации и второстепенного материала, что относится и к домашним заданиям учащихся. Но устранить перегрузки не означает полностью отменить домашние задания. Специальными исследованиями доказано, что на данном этапе развития школы домашние задания нужны, но они требуют значительной модернизации. Домашняя учебная работа, как никакая другая форма обучения, воспитывает самостоятельность учащихся

        Правильно  организованная домашняя работа  школьников – это такая работа, которая дает наилучшие результаты (систему глубоких и прочных  знаний, умений и навыков, высокий  уровень развития и воспитания  школьников) в пределах положенного  времени. Как показывает практика, огромные возможности домашней  работы используются далеко не  полностью. Типичными недостатками  в этой работе являются: слабый  интерес к заданиям, несвоевременность  выполнения, отсутствие гигиенических  условий, незнание норм научной  организации труда, неразвитость  произвольного внимания и продуктивного  мышления, однообразие деятельности, слабое владение приемами мыслительной  деятельности, навыками и умениями  самостоятельной работы, низкий  коэффициент полезного действия  уроков. Отсюда – низкое качество  работы, быстрая утомляемость, перегрузки.

    Исследования показывают, что количество, объем и характер домашних заданий часто противоречат дидактическим требованиям, устанавливаются без учета реальных учебных возможностей школьников, в отрыве от системы общей работы, проводимой на уроках, рассчитаны на абстрактного «среднего» ученика. Наблюдается перегрузка учащихся практически по всем предметам. По объему домашняя работа не должна превышать одной трети того, что сделано на уроке. Воспитатель группы продлённого дня не может оказать квалифицированную помощь по всем предметам, особенно старшеклассникам. [3,с. 240]

    В самоподготовке  в домашних условиях, которая  чаще называется домашняя работа, большая роль принадлежит родителям  учащихся, а также общению одноклассников  между собой. Поскольку родители  не всегда в состоянии оказать  ребёнку помощь в выполнении  домашней работы по иностранному  языку, особая ответственность  ложится на учителя. Его инструктаж  и разъяснения по выполнению  домашних заданий должны быть  чёткими, несуетливыми, даваться  до звонка с урока и являться  логическим продолжением серии  предшествующих уроков. Для того чтобы поддерживать в учащихся постоянную мотивацию в выполнении домашних заданий целесообразно поручать детям групповые или парные задания, например: составление диалогов, инсценировка тех или иных эпизодов по прочитанному, проведение заочной экскурсии по родному городу или по одному из городов страны изучаемого языка, задания на перевоплощение в роль учителя, ведущего на иностранном языке тот или иной фрагмент урока и т.д. 

 

 

    1. Выводы по первой главе

 

      В настоящее  время во внеклассной работе  по и.я. имеется много возможностей для повышения мотивации к изучению и.я. и развития творческого потенциала школьников. Особенно эффективными являются практические факультативные занятия и различные игры. Кроме того, мы проанализировали роль средств массовой информации (СМИ) и сети «Интернет» во внеклассной работе по и.я., рассмотрели такие формы внеклассной работы как домашние задания учащихся, а также дали методические рекомендации по каждой форме внеклассной работы по и.я..

    Проведённое исследование  позволяет сделать следующие  выводы: Систематизация теоретического  и практического опыта воспитательной  работы в современной школе  убедила нас в том, что она  является неотъемлемой и важной  частью педагогического процесса. Благодаря внеклассной работе  по иностранному языку углубляются  познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные  мотивы учебной деятельности, стимулируется  развитие личности, особенно её  творческого потенциала, значительно  расширяется кругозор, эрудиция  и эмоционально-ценностное отношение  к миру и к себе. Иначе говоря, внеклассная работа по иностранному  языку способствует более эффективному  усвоению содержания образования,  построенного на принципе культуросообразности. Выделены следующие принципы внеклассной работы:

Информация о работе Организация внеклассной работы по английскому языку: как средство повышения мотивации в обучении