Новые информационные технологии в обучении китайскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

В связи с быстрым развитием IT в наше время, компьютер внедряется во все аспекты нашей жизни, помогая и облегчая человеку работу и жизнь в целом. Благодаря Интернету, сейчас каждому доступно огромное количество информации, в том числе и обучающих сайтов и программ.
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Компьютерное обучение……………………...…………………3
1.1 Информационные технологии………………………………………..6
Глава 2. Изучение практики интеграции преподавания китайского языка с современными технологиями дистанционного обучения….11
2.1 Статическое превращается в динамическое………………………14
2.2 Углубленное развитие интеграции в учебной программе……….16
Глава 3. Технологии дистанционного обучения при изучении китайского языка………………………………………………………………………..18
Глава 4. Использование информационных технологий в обучении китайскому языку на старшем этапе обучения………………………..24
Заключение…………………………………………………………………29
Литература………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по методике.docx

— 56.28 Кб (Скачать)

Говоря о дистанционном  обучении в школе, имеется в виду лишь образовательная технология, поскольку  говорить о дистанционном обучении, как о новой образовательной  системе пока рано. Поэтому в данной статье сделан акцент на средствах  и формах реализации данной педагогической технологии при изучении китайского языка в гимназии. Не секрет, что  технологии дистанционного обучения китайскому языку также открывает большие  возможности в самообучении школьников, предоставляет новые механизмы  реализации межпредметных, межнаучных и социокультурных связей, используя  самые современные формы информационного  обмена, системного и межсистемного  взаимодействия. Предоставляя принципиально новые средства обучения, дистанционное обучение китайскому языку открывает и его новые формы. Среди средств дистанционного обучения китайскому языку особого внимания заслуживают субъектные и компьютерные (мультимедийные).

Субъектные. Учитель китайского языка в качестве носителя знаний и, следовательно, средства обучения не только передает свои знания и активизирует все компоненты системы обучения, но и воспроизводит содержание обучения китайскому языку в доступном  для восприятия виде, помогает систематизировать  получаемую учеником информацию и внедрить ее в его личную систему знаний. Исходная информационная система сначала  разлагается им на составляющие элементы и отношения, затем воссоздается в голове ученика, реализуя тем самым  модель «ученик-учитель».

Компьютерные средства обучения китайскому языку содержат модели изучаемых  знаний и являются самостоятельными объектами обучения только в усеченной  системе обучения - без учителя, реализуя парадигму «ученик – технологии». Поскольку здесь эти информационные объекты не могут рассчитывать на их активизацию и воспроизведение  учителем, то они должны быть доступными учащимся, соответствовать их уровню знаний китайского языка и мышления, содержать максимально возможное  количество средств самоактивизации.

Сочетаясь вместе, субъектные и компьютерные средства дистанционного обучения китайскому языку посредствам  интернет-технологий обеспечивают оперативность  исполнения любого запроса к системе  и реализации обратной связи, а также  не только выдачу в реальном режиме работы результатов (оценки) деятельности ученика, но и возможность мгновенного  исправления допущенных ошибок в  серии попыток в режиме on-line. В  этом и есть их значительное преимущество.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:

Чат-занятия — учебные  занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники  имеют одновременный доступ к  чату.

Веб-занятия — дистанционные  уроки, конференции, семинары, проекты  и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств  телекоммуникаций и других возможностей интернета. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным  характером взаимодействия учеников и  педагогов.

Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций  характерно достижение образовательных  задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные  материалы высылаются почтой в регионы.

Все данные формы дистанционного обучения подходят для китайского языка, наиболее оптимальная из них –  «веб-занятия», технически позволяющая  провести и индивидуальный урок, и  групповое занятие.

В гимназии дистанционное  обучение китайскому языку осуществляется уже на протяжении двух лет. В данной форме обучается пока только один ученик, который до 9 класса изучал китайский  язык в гимназии и пожелал продолжить его изучение в г. Калининграде. Учитывая, что уровень владения китайским языком у учащегося достаточно высок, то средства и формы обучения подбирались индивидуально в соответствии с целями обучения китайскому языку на продвинутом этапе.

В гимназии дистанционное  обучение китайскому языку реализуется  в форме «веб-занятий» (он-лайн уроков) в программе Skype и путем рассылки учебных материалов, письменных самостоятельных  и контрольных работ на электронный  адрес ученика. Подбор материала  и его тематики осуществляется тщательно, в соответствии с рабочей программой учителя для 11 непрофильных классов  из расчета 3 часа в неделю. Учебные  материалы отличаются доступностью в понимании и самоактивизацией.

Организация самого учебного процесса происходит следующим образом. Материалы заранее высылаются ученику  по электронной почте с тем, чтобы  у него было время ознакомиться с  темой, самостоятельно проработать  полученную информацию, решить те или  иные образовательные задачи без  помощи преподавателя. Такой вид  работы в первую очередь нацелен  на развитие критического мышления ученика, которое характеризуется умением  анализировать, планировать, последовательно  идти к достижению цели. Формирование критического, а также творческого  мышления, умение работать с информацией  является одной из основных целей  современной образовательной системы, в основе которой лежит личностно-ориентированный  подход в обучении. А личностно-ориентированные  технологии в дистанционном обучении, благодаря уникальным возможностям Интернета, значительно повышают эффективность  этого процесса.

Следующим этапом в дистанционном  обучении китайскому языку является «веб-занятия» с учеником. Он-лайн уроки  проводятся 3 раза в неделю, согласно оговоренным датам, удобным учителю  и учащемуся. Такие занятия, прежде всего, ориентированы на помощь ученику, например, обсуждение грамматических явлений, большинство из которых  невозможно освоить без разъяснения преподавателя, коррекцию фонетических и грамматических ошибок, контроля различных навыков, связанных с развитием устной речи и чтения.

Средствами обучения выступают  как субъектные, так и компьютерные средства.

Следует отметить, что форма  дистанционного обучения была новой  для обоих участников образовательного процесса. Поначалу было трудно адаптироваться к он-лайн занятиям, проходящим при  помощи веб-камеры, но нельзя не признать эффективность такой продвинутой  технологии обучения, становящейся все  более и более актуальной. Обучаясь в гимназии, ученик имел оценку «хорошо» по предмету, не проявлял особого интереса к языку, хотя материал давался ему  с легкостью, неответственно относился  к выполнению домашнего задания. В первый год дистанционного обучения прослеживалась та же тенденция, но уже  в начале второго учебного года резко  возросла мотивация к изучению китайского языка и познавательная активность учащегося. Больше всего ему нравится то, что он самостоятельно может  решить образовательные задачи (перевод  текста, грамматические тесты, выполнять  обратный перевод с русского языка  на китайский); найти необходимую  информацию в интернете, учебнике, словарях; скорректировать график занятий  согласно своей учебной загруженности  и т.д. В итоге ученик осознает свою успешность и частичную независимость  от учителя. Поэтому результативность дистанционного обучения очевидна.

Отсюда важно сделать  вывод о необходимости перехода дистанционного обучения китайского языка  в школе из разряда образовательной  технологии в систему обучения. Такая  система должна предусматривать  наличие в ней учителя, учебника (информационно-методического обеспечения) и ученика. Соответственно, необходимо разработать концептуальную основу дистанционного обучения китайскому языку, информационно-дидактическое обеспечение (создания электронных учебных пособий, виртуальных библиотек, электронной базы данных ресурсов Интернет, виртуальной доски объявлений), подготовить педагогов-координаторов, внедрять современные педагогические технологии. Немаловажную роль в дистанционном обучении китайскому языку должна занимать система дополнительного образования, а именно организация дистанционных олимпиад, интеллектуальных марафонов, страноведческих конкурсов, осуществление проектной и научной деятельности учащихся. Следовательно, данный вопрос требует серьезной теоретической проработки, экспериментальной проверки и технической поддержки. Процесс реализации такой идеи является долгим и непростым, но перспектива создания системы дистанционного образования китайскому языку во многом позволило бы гимназии выйти на новую ступень развития, отрыла бы новые возможности для школьников, изучающих китайский язык. [2, 3, 4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Использование информационных технологий в обучении китайскому языку  на старшем этапе обучения

Вопрос интеграции информационных технологий в образование и, в  частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее  время достаточно актуален. как Это  связано в основном с тем, что  при использовании Интернета  и компьютера средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются  многие цели и задачи обучения и  воспитания.

Основной целью обучения китайскому языку учащихся средней  школы является воспитание личности, желающей и способной вступать в  межкультурную коммуникацию. Участие  в разнообразных международных  программах, возможность учиться  за границей предполагают не только высокий  уровень владения китайским языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового  барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Для достижения всех перечисленных целей безусловно эффективную помощь учителю оказывает  использование ресурсов Интернет в  обучении иностранным языкам.

На основании опыта  мы пришли к выводу об огромной роли информационных технологий при изучении китайского языка на старшем уровне.

Процесс обучения иностранному языку  – это сложный процесс, включающий в себя огромное количество компонентов. Прежде чем начать урок учитель проводит большую подготовительную работу. Во-первых, он определяет цели и задачи, методы и приемы обучения. Но не менее важно  использование различных средств  обучения. При обучении иностранному языку применяются различные  наглядности: картинки, карточки, фотографии и так далее. При формировании навыков аудирования и говорения  и письма целесообразно использовать технические средства обучения: компьютерные программы, компьютер, мультимедиапроетор и др. Кроме книг и журналов, будет полезным использование современных информационных технологий, которыми являются компьютер и Интернет [2,3,5].

Для того чтобы использовать информационные технологии на уроках иностранного языка на старшем этапе, прежде всего, следует определить цели, которые необходимо поставить. Изучив материал, мы выяснили, что этими  целями могут быть следующие:

― включение материалов сети в содержание урока (интегрировать  их в программу обучения);

― самостоятельный поиск  информации учащимися в рамках работы над проектом;

― самостоятельное изучение, углубление первого или второго  изучаемого иностранного языка, ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках;

― систематическое изучение определенного курса иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя.

Все это, вполне очевидно, разные задачи, объединенные, однако, единой целью  обучения – формированием коммуникативной  компетенции. Исходя из специфики предмета, зная дидактические свойства и функции  Интернета и компьютеров, их возможности  и ресурсы, мы можем определить, для  решения каких дидактических  задач могут использоваться те или  иные услуги и ресурсы сети. Только после этого можно определяться с методикой их применения на уроке  или во внеурочное время, в очной  или дистанционной формах обучения [4,6,8].

Одним из примеров является составление Интернет-проектов. Учащимся предлагается сделать Интернет –  проекты. Эти проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого им необходимо найти информацию в Интернете  и представить затем результаты своего поиска в письменном виде. Следует  заметить, что акцент здесь делается на навыки письменной речи и не подходит для начального этапа обучения китайскому языку. Такие проекты можно предложить ученикам, начиная со второго полугодия изучения языка.

Тема проекта может  соответствовать учебной теме или  быть совершенно независимой. Но в любом  случае она должна быть интересной для учащихся и входить в общий  контекст обучения языку. Примерные  темы таких проектов:

- изучение информации  о каком-либо городе/ стране

- составление плана путешествия  самолетом, автобусом по Китаю

- поиск и нахождение  информации о продуктах, о возможности  учебы или работы и так далее.

Чтобы провести проект. Преподаватель  должен подготовить проведение проекта: сформировать группы, определить временные  рамки проекта, продумать какие материалы кроме Интернета могут быть использованы дополнительно, найти и дать им дополнительные адреса и так далее.

Презентация материалов происходит в письменной форме. Каждая группа представляет свои разработки в виде статьи, куда добавляются различные фотографии и иллюстрации.

В процессе работы ученики  получают актуальную страноведческую  информацию: как живут китайцы, что  они едят, в каких домах живут  и так далее. Но не только это является положительным результатом проведения Интернет-проектов. Обучающиеся знакомятся с огромным количеством новых  иероглифов, аутентичных текстов, при  этом у учеников возникают положительные  эмоции оттого, что они понимают тексты на иностранном языке, значит, они не зря занимаются его изучением. Этот факт становится мощным стимулом для дальнейшего изучения китайского языка [6, 8, 9]. Далеко не секрет, что наиболее сложной частью китайского языка  является письменность, так как здесь  нет алфавита и не достаточно просто выучить некоторое количество букв. Именно поэтому преподавателю китайского языка приходится обращать особое внимание на письмо. Зачастую ученикам очень трудно запомнить правила написания иероглифов. Здесь нам на помощь приходит компьютерная программа. Следует отметить, что данные программы являются дополнительным средством обучения, и здесь обязательно необходима помощь преподавателя.

Информация о работе Новые информационные технологии в обучении китайскому языку