Области применения новых информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования. Во второй половине XX векаовладение нарастающими массивами и потоками информации с помощью новых специализированных технологий стало одной из наиболее насущных проблем современной цивилизации, превратилось в широкомасштабный проектинформатизации общества. Сегодня можно утверждать, что подобно тому, как индустриальное общество пришло на смену аграрному обществу, на смену индустриальному пришло информационное общество. Особую значимость данной проблеме придает тот факт, что, информатизация призвана стать основанием кардинальной трансформации качества и уровня жизнедеятельности человека.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы применения новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки юристов в вузе
1.1 .Теоретический анализ проблемы компьютеризации высшего профессионального образования в контексте современного состояния системы образования
1.2.Новые информационные технологии, используемые в учебном процессе вуза
1.3. Модель применения новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов-юристов в вузе
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование применения НИТ в процессе профессиональной подготовки студентов-юристов в вузе
2.1. Организация и методы исследования.
2.2 Осуществление экспериментального исследования применения НИТ в процессе профессиональной подготовки студентов-юристов в вузе
2.3. Результаты экспериментального исследования применения НИТ в процессе профессиональной подготовки студентов-юристов
Выводы по второй главе

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Области применения новых  информационных технологий

 
 
 
 

Введение

Содержание

Глава 1. Теоретические  основы применения новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки юристов в вузе

1.1 .Теоретический  анализ проблемы компьютеризации высшего профессионального образования в контексте современного состояния системы образования

1.2.Новые  информационные технологии, используемые  в учебном процессе вуза

1.3. Модель  применения новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов-юристов в вузе

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное  исследование применения НИТ в процессе профессиональной подготовки студентов-юристов в вузе

2.1. Организация  и методы исследования.

2.2 Осуществление  экспериментального исследования применения НИТ в процессе профессиональной подготовки студентов-юристов в вузе

2.3. Результаты  экспериментального исследования  применения НИТ в процессе  профессиональной подготовки студентов-юристов

Выводы по второй главе

Введение: 

    Актуальность  проблемы исследования. Во второй половине XX векаовладение нарастающими массивами и потоками информации с помощью новых специализированных технологий стало одной из наиболее насущных проблем современной цивилизации, превратилось в широкомасштабный проектинформатизации общества. Сегодня можно утверждать, что подобно тому, как индустриальное общество пришло на смену аграрному обществу, на смену индустриальному пришло информационное общество. Особую значимость данной проблеме придает тот факт, что, информатизация призвана стать основанием кардинальной трансформации качества и уровня жизнедеятельности человека. В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической и социальной инфраструктуры решающим становится изменение отношения людей к информации, которая уже сейчас является таким же стратегическим ресурсом общества, как материальные или энергетические ресурсы в индустриальном обществе.

    В 90-е годы XX века произошло осознание процессов информатизации общества и в нашей стране. В последние десятилетия существования СССР, когда в экономике усиливался кризис, делались попытки проведения информатизации «сверху». В частности, был принят ряд документов, определявших политику государства в сфере информатизации, но общая невосприимчивость хозяйственной системы к техническому прогрессу сделала эти попытки малоэффективными. В годы перестройки была разрушена государственная монополия на информацию, а формирующиеся рыночные отношения дали мощный толчок информатизации нашей экономики.

    Мировой опыт показывает, что сознательно поддерживаемая государством информатизация общества позволяет найти пути оздоровления экономики и решения важных социальных проблем. Сегодня одной из основных задач в области информатизации в России является сохранение национальных информационных ресурсов и создание условий для их нормального воспроизводства.

    Национальные  информационные ресурсы воспроизводятся, прежде всего, системой образования, которая  выступает основой этого синтеза  на всех этапах его воздействия на подрастающее и формирующееся поколение.

    В последние годы в педагогической теории и практике сложились различные  направления исследования информатизации и компьютеризации в вузах.

    Базовыми  для разработки современной проблемы информатизации системы высшего  образования и ее совершенствования являются исследования общих закономерностей развития высшей школы С. И. Архангельского, С. А. Беменкова, В. В. Бизюка, Ю. С. Брановского, Я. А. Ваграменко, А. Г. Гейна, Б. С. Гершунского, С. Г. Григорьева, А. П. Ершова, В. Н. Елютина, С. И. Зиновьева, Э. И. Кузнецова В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной, В. Р. Филипова, и других ученых. Важность в области психолого-педагогических аспектов информации в образовании отмечают в своих работах А. А. Кузнецов, А. Г. Кушниренко, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, И. В. Роберт и др.

    Теоретические вопросы использования информационных технологий в профессиональном образовании  разработаны в докторских диссертациях Ю. С.Брановского, A. JI. Денисова, М. И. Жалдака, научных исследованиях А. И. Берга, В. В. Гура, И. Ю. Морозова, А. И. Макарвел, В. Г. Разумовского, В. П. Шулилина и др. Использованию и оценке использования отдельных информационных технологий в образовании посвящены работы И. Б. Готской, М. А. Гурнева, И. В.Роберт, В. А. Рыжова, А. В. Соколова, кандидатские диссертации А. А. Беспалько, И. Е. Вострокнутова, С. К. Голубевой, Е. В. Кашириной, Е. А. Локьюшиной и др.

    Роль  компьютерных технологий в экономике  и образовании зарубежных стран  проанализированы в работах М. Бекера, Р. Бенсона, Р. Кеснера, Г. Либетрац, М. Паркера, Т. Сааринена, Р. Хэберфельнера и др.

    Следует отметить, что в настоящее время  происходит активное внедрение компьютерных технологий в процесс обучения по различным специальностям. Однако одной  из наименее разработанных областей в плане применения компьютерных технологий является система юридического образования. Современное быстро растущее информационное поле влечет за собой необходимость компьютеризации гуманитарных дисциплин, в частности юридических. Хотя в работах исследователей в области педагогикиюридического образования (А. С. Батышев, Н. Р. Битянова, И. В. Биочинский, А. В. Буданов, И. В. Горлинский, В. П. Давыдов, Г. П. Давыдов, В. Г. Колюхов, Н. С.Кравчук, А. Д. Лазукин, И. А. Латкова, В. М. Обухова, А. В. Пищелко, В. И. Постоев, М. П. Стурова, В. П. Трубочкин, Н. А. Тюгаева, И. Е. Фарбер, А. А. Федотов и др.) проблема информатизации намечена, однако своего дальнейшего развития она не получила.

    Недостаточное применение программных продуктов  для обучения будущихюристов, частичная разработанность единых педагогических требований и их быстрое устаревание в рамках технического прогресса, влечет за собой необходимость постоянного совершенствования педагогического аппарата с применением новейших достижений и информационных технологий.

    Все вышеизложенное позволяет констатировать наличие ряда противоречий:

    - между необходимостью внедрения  новых информационных технологий  в процесс профессиональной подготовки  студентов юридических специальностей, что диктуется объективными потребностями  информатизации системы образования вообще и спецификой профессиональной деятельности юриста в частности, и отсутствием конкретных разработок в этом направлений; между необходимостью внедрения новых информационных технологий в процесс профессиональной подготовки студентов юридических специальностей и отсутствием единой целостной модели их эффективного применения.

    Таким образом, актуальность, теоретическая  и практическая значимость, недостаточная  разработанность процесса внедрения  новых информационных технологий в  учебную практику профессиональной подготовки студентов-юристов в вузе определили выбор темы исследования: «Применение новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки юристов в вузе».

    Проблема  исследования состоит в определении  совокупности необходимых условий применения новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих юристов в вузе, позволяющих повысить эффективность их обучения. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

    Объект  исследования: профессиональная подготовка студентов-юристов в вузе.

    Предмет исследования: содержательные и методические аспекты применения новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов по специальности «Юриспруденция».

    Гипотеза  исследования основана на предположении о том, что применение новых информационных технологий (НИТ) в процессе профессиональной подготовки студентов-юристов в вузе позволит повысить эффективность их обучения, если:

    - у студентов будет сформирована  профессиональная подготовленность к использованию НИТ в процессе своей профессиональной подготовки в вузе иготовность к их использованию в процессе самообразования.

    - применение НИТ при изучении  учебных дисциплин в вузе будет носитьпоэтапный характер, направленный на реализацию принципов доступности; дифференцированное™; индивидуализации; последовательности и системности; практико-ориентированного подхода в обучении.

    В соответствии с предметом, целью  и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

    1) Провести анализ современного состояния проблемы компьютеризации высшего профессионального образования.

    2) Определить и охарактеризовать  новые информационные технологии, применяемые в процессе профессиональной  подготовки специалиста в вузе, с позиции их использования  при подготовке студентов по специальности «Юриспруденция».

    3) Выявить условия применения новых  информационных технологий (НИТ)  в процессе профессиональной  подготовки студентов-юристов вузе, позволяющие повысить эффективность  их обучения.

    4) Определить сущность, критерии, показатели и уровни профессиональнойподготовленности студентов-юристов и их готовности к самообразованию с применением новых информационных технологий в своей учебной деятельности.

    5) Разработать и экспериментально  апробировать модель применения  новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов-юристов в вузе.

    Методологическую  основу исследования составили системный  и комплексный подходы (Б. Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский и др.),гуманистический подход, основанный на идее персонализации личности в процессе ее учебной деятельности (А. Г. Асмолов, В. А. Кан-Калик, И. Б. Котова, А. В. Петровский и др.). В основу исследования были положены поисковый и экспертный подходы, а так же основополагающие идеи отечественных и зарубежных авторов, определяющие роль и место новых информационных технологий в системе высшего профессионального образования.

Информация о работе Области применения новых информационных технологий