Области применения новых информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования. Во второй половине XX векаовладение нарастающими массивами и потоками информации с помощью новых специализированных технологий стало одной из наиболее насущных проблем современной цивилизации, превратилось в широкомасштабный проектинформатизации общества. Сегодня можно утверждать, что подобно тому, как индустриальное общество пришло на смену аграрному обществу, на смену индустриальному пришло информационное общество. Особую значимость данной проблеме придает тот факт, что, информатизация призвана стать основанием кардинальной трансформации качества и уровня жизнедеятельности человека.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы применения новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки юристов в вузе
1.1 .Теоретический анализ проблемы компьютеризации высшего профессионального образования в контексте современного состояния системы образования
1.2.Новые информационные технологии, используемые в учебном процессе вуза
1.3. Модель применения новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов-юристов в вузе
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование применения НИТ в процессе профессиональной подготовки студентов-юристов в вузе
2.1. Организация и методы исследования.
2.2 Осуществление экспериментального исследования применения НИТ в процессе профессиональной подготовки студентов-юристов в вузе
2.3. Результаты экспериментального исследования применения НИТ в процессе профессиональной подготовки студентов-юристов
Выводы по второй главе

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

    7. Выявлены значимые корреляционные  связи между показателямиуспеваемости по «Информатике и математике» с уровнем успеваемости по дисциплинам «Современное информационное обеспечение юридической фирмы» в экспериментальной группе 0,737 (в контрольной группе 0,6), «Документоведение. Процессуальная документация» 0,596 (в контрольной группе 0,57), и между показателями успеваемости по курсу «Документоведение. Процессуальная документация» и «Современное информационное обеспечение юридической фирмы» 0,385 (в контрольной группе 0,31). В отличие от экспериментальной группы уровень корреляционной связи между успеваемостьюпо предметам «Документоведение. Процессуальная документация» и «Современное информационное обеспечение юридической фирмы» в контрольной группе не является значимо выраженным, поэтому данную связь можно рассматривать только как тенденцию.

    8. По результатам экспертной оценки  прослежена динамика качеств,  составляющих результативный компонент  модели. Установлено достоверное  превышение показателей по пяти  шкалам из восемнадцати изучаемых  у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной: «способность из общего выделять конкретное»; «характер ориентирования в разнообразных объектах информации»; «умение использовать НИТ присамоконтроле и самооценке качества результатов самообразования»; «навыки планирования учебного труда, распределения усилий и времени для решения этих задач»; «умения и навыки самоконтроля, самоанализа и самооценки результатов самообразовательной деятельности».

    9. В целом экспериментальное исследование  показало необходимость интеграции  всех технологий и программных пакетов в единую информационную среду.

    10. Таким образом, предпринятое нами  исследование по повышению эффективности  образовательного процесса средствами компьютеризации и применения новейших информационных технологий в обучении студентов юридического факультета с целью формирования их профессиональной готовности подтвердило нашу гипотезу.

    139

    Заключение

    В процессе исследования нами был осуществлен  анализ состояния проблемыинформатизации и компьютеризации системы высшего образования в России и были выявлены возможности и проблемы внедрения в процесс профессиональной подготовки юристов в вузе информационных технологий обучения. Было установлено, что одним из перспективных направлений компьютеризации учебного процесса вуза является использование в нем новых информационных технологий.

    Результаты  теоретического анализа и опытно-экспериментальной  работы подтвердили правомерность  выдвинутой гипотезы и позволили  нам сформулировать ряд выводов:

    1.Обобщение  материала, накопленного посредством систематизации различных подходов и собственных экспериментальных данных, позволяет утверждать, что информатизация высшего профессионального образования базируется на использовании в педагогическом процессе современных новых информационных технологий, которые представляют собой совокупность математических и кибернетических методов, современных технических средств, обеспечивающих осуществление сбора, хранения, переработки и передачи информации на основе современной компьютерной техники.

    2.Разработанная  нами теоретическая модель применения НИТ в процессе профессиональной подготовки студентов юридического факультета подтвердила свою практическую эффективность. Ее основными структурными компонентами, взаимодействие которых обеспечивает ее функционирование и целостность, выступили целевой, содержательный, технологический и результативный. Наполнение каждого компонента и их взаимодействие определялось действием, как общих педагогических принципов профессиональной подготовки, так и специфичных, лежащих в основе организации использования новых информационных технологий.

    3.Рассматриваемая  модель основывалась на реализации  определенных условий применение  новых информационных технологий (НИТ) в процессе профессиональной  подготовки студентов-юристов в  вузе с целью повышения ее эффективности. В качестве этих условий выступили:

    сформированность у студентов-юристов профессиональной подготовленности к использованию НИТ в процессе своей профессиональной подготовки в вузе и готовности к их использованию при самообразовании;

    поэтапный характер использования НИТ при изучении дисциплин в вузе, направленный на реализацию принципов доступности; дифференцированности; индивидуализации; последовательности и системности; практико-ориентированного подхода в обучении.

    1 .Экспериментальное исследование показало, что целесообразным при изучении дисциплин по информатике в процессе профессиональной подготовки студентов-юристов в вузе является следующая последовательность использования НИТ: компьютерные тесты, компьютерные обучающие программы, электронные учебники, Internet, НИТ, используемые юристами в их профессиональной деятельности (программа «Менеджер документов» и сборник судебных документов, информационно-справочные системы «Консультант Плюс», «Гарант» и др.).

    2. Результаты формирующего эксперимента показали устойчивую положительную динамику профессиональной подготовленности к использованию НИТ в процессе своей профессиональной подготовки в вузе и готовности к их использованию при самообразовании в экспериментальной группе студентов. В контрольной группе названная динамика была выражена в меньшей степени. В частности, наиболее значимым изменениям подверглись показатели низкого уровня готовности к самообразованию. В результате эксперимента значительно уменьшилось число студентов с низким уровнем готовности к самообразованию, соответственно увеличилась доля двух других уровней: среднего и высокого. В контрольной группе наблюдается сходная динамика, но она значительно менее выражена. Следует также отметить, что при отсутствии достоверных отличий исследуемых выборок на констатирующем этапе отмечается статистически подтвержденная разница показателей знаний, умений и навыков после завершения эксперимента, показывающая более высокий уровень профессиональной подготовленности студентов, обучающихся в экспериментальной группе. 3 .Выявлены значимые корреляционные связи между показателями успеваемости по «Информатике и математике» с уровнем успеваемости по дисциплинам «Современное информационное обеспечение юридической фирмы» в экспериментальной группе 0,737 (в контрольной группе 0,6), «Документоведение. Процессуальная документация» 0,596 (в контрольной группе 0,57), и между показателями успеваемости по курсу «Документоведение. Процессуальная документация» и «Современное информационное обеспечение юридической фирмы» 0,385 (в контрольной группе 0,31). В отличие от экспериментальной группы уровень корреляционной связи между успеваемостью по предметам «Документоведение. Процессуальная документация» и «Современное информационное обеспечение юридической фирмы» в контрольной группе не является значимо выраженным, поэтому данную связь можно рассматривать только как тенденцию. Таким образом, по данным корреляционного анализа можно утверждать, что студенты экспериментальной группы имеют более высокие результаты в сопредельных дисциплинах.

    В целом проведенное исследование показало необходимость интеграции всех технологий и программных пакетов  для студентов-юристов в единую информационную среду. Содержащиеся в  диссертации теоретические положения и выводы создают предпосылки для практического решения проблемы компьютеризации профессиональной подготовки студентов по специальности «Юриспруденция». Предложенная и внедренная в учебный процесс вуза структурно-функциональная модель применения НИТ в процессе профессиональной подготовки студентов-юристов, а также два учебно-методических комплекса по дисциплинам «Информатика и математика» и «Современное информационное обеспечению юридической фирмы» могут быть успешно тиражированы и использованы в любом вузе при подготовке специалиста юридического профиля.

    Результаты  осуществленного исследования свидетельствуют, что информационные технологии являются значимым технологическим фактором, расширяющим возможности студентов-юристов  в области профессионального  самообразования и позволяющим повысить эффективность их профессиональной подготовки в вузе при выполнении определенных условий, что полностью подтвердило первоначально поставленную гипотезу.

    Таким образом, цель исследования была достигнута, и все поставленные задачи были решены.

    144

Список  литературы: 

1. Аналитические  доклады Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (буклет). - М.: Изд-во «Магистр», 1998 г.- 15с.

2. Андреев А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. // Информационные технологии. -2000.-4.-с. 154-168.

3. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. 13.00.02. М., 1999.

4. Андреева Н. Л., Безручко Б. П., Сурчалова Л. В., Сумина Г. А. Информатика и межпредметные связи / Информатизация образования: опыт, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции. Саратов: ЗАО«Сигма-плюс», 2000.

5. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.

6. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе.-М., 1974.

7. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеоклассической науки. -М.: ИФРАН, 1999.

8. Базы данных, базы знаний и информационные технологии учебного назначения: состояние и перспективы развития : Сб. докл. и сообщ. — М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1998,- 19 с.

9. Берг А. И. Применение ЭВМ в учебном процессе // Сб. статей научно-методического семинара. -М.,1969.

10. Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактические основы). — М.: Высшая школа, 1970.

11. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

12. Бидайбеков Е. Ы., Гриншкун В. В. Гипермедиа в обучении // Информатика и образование. 1999. -8.-е. 83-85.

13. Биллинг В. А., Дехтярь М. И. VBA и Office 97. Офисное программирование. -М.: Издательский отдел «Русская Редакция», 1998.- 720 с.

14. Бим-Бад  Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. - 1.

15. Богатырь Б. Н., Кузубов В. Н. Системная интеграция информационных технологий в научно-образовательной сети. Доклад на Международной конференции по ДО // Проблемы информатизации высшей школы. М.: ГосНИИ системной интеграции, 1995.

16. Борисова Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: Дис. .канд.пед. наук. М, 1987. 334с.

17. Бороненко Т. А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителей информатики. Диссерт. на соиск. учен. степ, доктора пед. наук. СПб., 1998.

Информация о работе Области применения новых информационных технологий