Новые информационные технологии в обучении китайскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

В связи с быстрым развитием IT в наше время, компьютер внедряется во все аспекты нашей жизни, помогая и облегчая человеку работу и жизнь в целом. Благодаря Интернету, сейчас каждому доступно огромное количество информации, в том числе и обучающих сайтов и программ.
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Компьютерное обучение……………………...…………………3
1.1 Информационные технологии………………………………………..6
Глава 2. Изучение практики интеграции преподавания китайского языка с современными технологиями дистанционного обучения….11
2.1 Статическое превращается в динамическое………………………14
2.2 Углубленное развитие интеграции в учебной программе……….16
Глава 3. Технологии дистанционного обучения при изучении китайского языка………………………………………………………………………..18
Глава 4. Использование информационных технологий в обучении китайскому языку на старшем этапе обучения………………………..24
Заключение…………………………………………………………………29
Литература………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по методике.docx

— 56.28 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2

Глава 1. Компьютерное обучение……………………...…………………3

1.1 Информационные технологии………………………………………..6

Глава 2. Изучение практики интеграции преподавания китайского языка с  современными технологиями дистанционного обучения….11

2.1 Статическое  превращается в динамическое………………………14

2.2 Углубленное  развитие интеграции в учебной  программе……….16

Глава 3. Технологии дистанционного обучения при изучении китайского языка………………………………………………………………………..18

Глава 4. Использование информационных технологий в обучении китайскому языку  на старшем этапе обучения………………………..24

Заключение…………………………………………………………………29

Литература…………………………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В связи с быстрым развитием  IT в наше время, компьютер внедряется во все аспекты нашей жизни, помогая и облегчая человеку работу и жизнь в целом. Благодаря Интернету, сейчас каждому доступно огромное количество информации, в том числе и обучающих сайтов и программ.

В педагогической и психологической  литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам  вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке  появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление  зародилось в 60-е годы прошлого века в США, Англии и в настоящее  время распространилось практически  во всех странах мира.

Компьютер – это устройство, которое  по своей сути интерактивно. Таким  образом, компьютер – это наиболее подходящий помощник в обучении иностранным  языкам, целью которого является интерактивное  общение. Особенно успешно системы  обучения иностранным языкам с помощью  компьютера стали развиваться 20 лет назад с появлением CD-ROMов (программ, записанных на лазерных дисках) и популяризацией сети Интернет. Эти поистине революционные разработки превратили обучение иностранным языкам в живой, творческий и естественный процесс. Изобретение синтезатора речи и использование интерактивного видео привели к созданию прекрасных реалистичных программ, предлагающих учащемуся огромное количество сюжетов, которые не только стимулируют интерес, но и представляют большую педагогическую ценность.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Компьютерное обучение

 

У компьютерного обучения иностранным  языкам много преимуществ. Их можно  объединить в несколько групп.

Прежде всего, необходимо выделить достоинство компьютерного метода обучения с психологической точки зрения. Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии правильно составленной программы компьютер может помочь учителю, а ученики будут ощущать постоянное присутствие доброжелательного инструктора – машины. Чтобы сделать обучение более занимательным для детей, программы включают элементы известных компьютерных игр и даже полностью повторяют модель игры, умело изменяя ее для учебных целей.

Компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что одноклассники и преподаватель узнают его результаты. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.

Другая и наиболее значительная группа преимуществ заключается  в методических достоинствах компьютерного обучения. Уже более десяти лет назад преподаватели начали применять способность компьютера моментально реагировать на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений. Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе или лингафонном кабинете. Это обеспечивается постоянной и прямой реакцией машины на ответы учащегося в ходе выполнения упражнения. Поскольку ученики сами определяют темп работы, компьютерное обучение как нельзя лучше соответствует принципам индивидуального обучения. Школьники могут допускать любое количество ошибок, не испытывая при этом терпение компьютера, и тратят время только на исправление, анализ собственных ошибок и могут не слушать, как учитель снова объясняет уже знакомый материал.

Каждый преподаватель понимает огромное значение практики при овладении  иностранным языком. В учебном  процессе недостаточно произнести фразу  один раз, ее необходимо повторить несколько  раз; при этом желательно менять ее языковое оформление так, чтобы более  четко выявить содержание. Здесь  тоже может помочь компьютер: программы, включающие в себя базы данных, позволяют  повторять подобные конструкции, меняя  лишь отдельные компоненты или контекст.

Здесь мы вплотную подошли к техническим преимуществам обучения иностранному языку при помощи компьютера. В течение последних нескольких лет компьютерное обучение привлекло к себе внимание специалистов в области искусственного интеллекта, и были предприняты попытки создания программ, которые бы успешно справлялись с машинным переводом. Надо отметить, что сейчас существует несколько программ, достаточно точно выполняющих технический перевод. Однако перевод художественных текстов все еще заключает в себе множество сложностей. Одновременно по тому же принципу создавались программы проверки грамматики и орфографии. Что касается обучения устной речи, которое долгое время оставалось слабым местом компьютерного обучения иностранному языку, то в этой области резкий сдвиг наметился после разработки мультимедиа – целого ряда устройств, значительно расширяющих возможности компьютера. В частности использование CD-ROMов позволяет хранить и использовать намного больше информации, чем раньше, так что теперь компьютер может воспроизводить запись отдельных слов, фраз и целых текстов. Звуковые карты даже позволяют пользователю записать свою речь, а затем прослушать ее и сравнить с произношением носителей языка или увидеть на мониторе диаграмму своей записи. Большинство программ позволяет также варьировать темп речи, «произносимой» компьютером. Графические возможности компьютера еще более выделяют этот метод обучения на фоне традиционных и позволяют представить любой вид деятельности в виде картинок или анимации. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке. Кроме того, мультипликация привлекает интерес учащихся и создает необходимую мотивацию.

Как уже было сказано выше, компьютер  является прекрасным средством интерактивного общения между различными языковыми  группами, что особенно ярко проявляется  при применении компьютерной сети. Это может быть как локальная  сеть, объединяющая несколько машин  в одном учебном заведении, так  и Интернет – глобальная сеть, объединяющая миллионы пользователей по всему  миру. Сеть позволяет компьютерам  обмениваться самой различной информацией: от текста до картинок, звука и видео.

Образовательное значение Интернет заключает  в себе два аспекта: это 1) поддержка  связи с абонентами во всем мире и 2) доступ к удаленным источникам информации и международным библиотекам. В наши дни ребенок может иметь  друзей по компьютерной переписке во всех частях света, причем электронные  письма доходят до адресата практически  мгновенно. В то же время в архивах  Интернет хранятся результаты исследований тысяч педагогов из разных стран  и компьютерные издания международных  журналов для преподавателей иностранных  языков. По сети можно получить как  сведения о новых обучающих программах, так и сами программы.

Еще одно многообещающее новшество  в компьютерной технологии – это  интерактивное видео. Программа  представляет собой фильм на иностранном  языке. Учащийся реагирует на ситуации, предлагаемые компьютером (отвечает на вопросы героев фильма, руководит  их действиями), и таким образом  изменяет сценарий и как бы сам  участвует в развитии событий.

Не менее значимое преимущество компьютера заключается в том, что  он позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей, для того, чтобы они смогли наиболее эффективно использовать новые технологии обучения.

Одним из недостатков компьютерного  обучения на раннем этапе была слабая координированность между методистами  и программистами. Преподаватели  пытались вводить компьютерные технологии в обучение, не имея достаточных  знаний в области вычислительной техники, а специалисты по компьютерам  имели слабое представление о  методике преподавания иностранного языка. По мере того как возрастал интерес  к компьютерному обучению, многие энтузиасты с горечью обнаруживали, что тратили огромное количество сил и времени на «изобретение велосипеда» только из-за того, что  не имели возможности ознакомиться с результатами своих коллег. В  результате возникла потребность в  специализированных журналах и книгах, из которых заинтересованный преподаватель  мог бы почерпнуть информацию о новых  методиках, программах и технических  возможностях. И здесь Интернет стал незаменимым помощником учителя.

Одним из последних изобретений  в области компьютерных технологий стала виртуальная реальность. Ее применение для обучения иностранным  языкам представляется несколько отдаленным в будущее по сравнению с применением  Интернет, но уже сейчас ясно, что  результат будет просто фантастическим. Ученики будут не только наблюдать  за ходом обучающей программы  компьютера на экране монитора, а в  прямом смысле участвовать во всех событиях. Задача создания эффекта  реального присутствия в вымышленной (виртуальной) ситуации всегда стояла перед преподавателями иностранного языка и решалась сначала с  помощью ролевых игр, затем видеофильмов и, наконец, компьютерных интерактивных  программ. [7]

1.1 Информационные технологии

Появление такого понятия - новая информационная технология (НИТ) - связана с появлением и широким внедрением компьютеров  в образовании.

Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости  от учебных целей и учебных  ситуаций, когда в одних случаях  необходимо глубже понять потребности  учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих  основную роль может играть учет психологических  принципов обучения.

Рассматривая имеющиеся на сегодняшний  день информационные технологии, Н.В.Апатова  выделяет в качестве их важнейших  характеристик:

1) типы компьютерных обучающих  систем (обучающие машины, обучение  и тренировка, программированное  обучение, интеллектуальное репетиторство,  руководства и пользователи);

2) используемые обучающие средства (ЛОГО, обучение через открытия, гипертекст, мультимедиа);

3) инструментальные системы (программирование, текстовые процессоры, базы данных, инструменты представления, авторские  системы, инструменты группового  обучения).

Как мы видим, главное в НИТ - это  компьютер с соответствующим  техническим и программным обеспечением, что подтверждает и определение: информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.

Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств  в обучении.

Педагогическая технология - это  не просто использование технических  средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и  разработка приемов оптимизации  образовательного процесса путем анализа  факторов, повышающих образовательную  эффективность, путем конструирования  и применения приемов и материалов. Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер - это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи.

Говорить о новой информационной технологии обучения можно только в  том случае, если:

1) она удовлетворяет основным  принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость,  целеобразование, целостность);

2) она решает задачи, которые  ранее в дидактике не были  теоретически и/или практически  решены;

3) средством подготовки и передачи  информации обучаемому является  компьютер.

Использование информационных технологий сделало возможным дистанционное  обучение, в том числе иностранным  языкам.

Дистанционное обучение не является новейшим достижением современной педагогической мысли. Возникновение кабельного и спутникого телевидения привело к возможности дистанционной формы обучения, которая в настоящее время уже считается традиционной и выглядит следующим образом: преподаватель стоит у доски и пишет короткие фразы, которые учащиеся, находящиеся в разных городах, записывают к себе в тетрадь, иногда задают вопросы по телефонному устройству, установленному на каждом столе; письменные работы отправляются учителю и обратно по телефаксу. Перед учителем три-четыре телеприемника, на которых он видит своих учащихся. В каждом из удаленных классов - камеры и телевизоры. Такие системы не редкость в американских школах, например в Stillwater High School, где учащиеся довольно успешно изучают русский язык таким способом. По сути такой вид дистанционного обучения не очень отличается от обычного; единственное его достоинство состоит в возможности подключения большого количества учащихся, находящихся в разных концах света, в процесс обучения. Успех такого вида дистанционного обучения зависит от того, насколько методически грамотно организован преподаваемый материал. Степень обратной связи и активность учащихся примерно такая же, как и в переполненном лекционном зале.

Известно, что задача современной  системы образования на среднем  и старшем этапе состоит не в том, чтобы сообщить как можно  больший объем знаний, а научить  добывать самостоятельно эти знания. Однако, большинство обучающих программ (включая дистанционные) базируются на старом стереотипе, что приводит к упрощению преподаваемого материала, дабы сделать его более усвояемым. Альтернативным этому подходом является конструктивизм. Преподаватель-конструктивист не упрощает естественную сложность  предмета, а как раз наоборот, предлагает множество перспектив рассмотрения изучаемого явления. Цель такого подхода  не прямая пересадка содержания образования  в головы учащихся, а предоставление обучаемому возможности, информационных ресурсов, поддержки учителя в  конструировании своих собственных  версий, толкований, взглядов, которые  могут пересматриваться и изменяться. Конструктивизм акцентирует внимание больше на ученике, чем на учителе, что  значительно повышает долю самостоятельной  работы учащихся в процессе обучения.

За последние несколько лет  значение компьютерных технологий в  повседневной жизни людей значительно  возросло, и доступ к ним облегчился настолько, что практически каждый, не выходя из дома, имеет возможность  воспользоваться огромными информационными  ресурсами. Технология Всемирной паутины (World Wide Web) полностью отвечает современным  требованиям, предъявляемым обществом  к системам образования, так как  она обеспечивает доступ к мультимедийной информации (звук, видео, мультипликации т.п.) в рамках единого стандартного языка форматирования документов HTML (HyperText MarkUp Language). Для непрофессионального  пользователя были разработаны многочисленные программы с удобным интерфейсом, простые в использовании и недорогие, позволяющие с легкостью получать и обрабатывать WWW документы.

Информация о работе Новые информационные технологии в обучении китайскому языку