Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление влияния средств народной педагогики на нравственное воспитание младших школьников.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования, поставлены следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания.
- Определить и раскрыть сущность понятия «народная педагогика».

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст]/ Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2000.-387 с. – 10000 экз. – ISBN 3842-3451-4X
    2. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст]/Н.Г. Аверина //Начальная школа.-2005.-№11.-С. 68-71
    3. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст]/И.С. Артюхова //Педагогика.-2000.-№4.-С. 78-80
    4. Афанасьев, С.П. Праздники в школе [Текст]/С.П. Афанасьев. - М.: Аст - Пресс книга.-2004.-320 с.- 15000 экз. – ISBN 5-462-00026-4
    5. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]: курс лекций /Ю.К. Бабанский.- М.: Просвещение, 2000.-354 с.-10000 экз.- ISBN 1-3951-2001-5
    6. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании [Текст]/А.В. Бабаян //Педагогика.-2005.-№2.-С. 67-68
    7. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы [Текст]: Учебное пособие /Н.И. Болдырев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.-361 с.-3000 экз.-ISBN 2-3841-4451-1
    8. Бондаревская, Е.В. Нравственное воспитание школьников [Текст]/Е.В. Бондаревская. - М.: Просвещение,2001.-320 с.-3000 экз.-ISBN 5-7695-0735-7
    9. Болотина, Л.Р. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для педагогических институтов /Л.Р. Болотина. - М.: Просвещение,1999.-331 с.-10000 экз.-ISBN 5-0012-5140-8
    10. Виноградов, Г.С. Народная педагогика [Текст]/Г.С. Виноградов. - М.: Академия,1999.-348 с.-3000 экз.-ISBN 3842-2559-28Х
    11. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]/Г.С. Волков. - М.: Академия,2002.-297 с.-10000 экз.-ISBN 5-1125-1849-7
    12. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]/В.И. Даль. - М.: Просвещение,2000.-398 с.-15000 экз.-ISBN 1-2529-4183-2
    13. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности [Текст]/О.Г. Дробницкий - М.: Просвещение,2000.-315 с.-3000 экз.- ISBN 5430-5591-38Х
    14. Измайлов, А.Э. Народная педагогика [Текст]/А.Э. Измайлов. - М.: Педагогика, 2001.-335 с.-3000 экз.-ISBN 1-5558-1666-5
    15. Каирова, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст]/И.А. Каирова.-М.:Просвещение,2003.-245 с.-10000 экз.- ISBN 5-9125-4612-7
    16. Конникова, Т.Е. Нравственное воспитание школьников в коллективе [Текст]/Т.Е. Конникова, Т.К. Ахаян, З.И. Васильева. - М.: Просвещение,2000.-360 с.-10000 экз.-ISBN 8-5884-1915-6
    17. Краснов, Г.А. Краткий словарь по философии [Текст]/Г.А. Краснов. - М.: Академия, 2001.-213 с.-3000 экз. ISBN 5885-5646-12Х
    18. Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология [Текст]/В.С. Кукушин, Л.Д.Столяренко. - СПб.: Питер, 2004.-473 с.-10000 экз.-ISBN 8-1538-2118-9
    19. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение,2000.-492 с.-10000 экз.- ISBN 2-7586-3756-9
    20. Макаренко, А.С. Проблемы школьного воспитания [Текст]/А.С. Макаренко. - М.: Просвещение,1999.-328 с.-3000 экз.- ISBN 5803-4110-35Х
    21. Макаренко, А.С. О воспитании в семье [Текст]/А.С. Макаренко. - М.: Просвещение,2005.-124 с.- 3000 экз.-ISBN 5-1992-0143-1
    22. Макаров, Н.В. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [электронный ресурс]/Н.В. Макаров – режим доступа:http:/www.informika.ru/books/list.html
    23. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника [Текст]/И.С. Марьенко. - М.: Академия,2005.-238 с.-10000 экз.-ISBN 7-7900-1560-1
    24. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет [Текст]/И.Ф. Мулько. - М.: Педагогика,2006.-176 с.-3000 экз.-ISBN 8-0205-1984-1
    25. Образцов, С.В. Эстетическое воспитание в семье [Текст]/С.В. Образцов// Начальная школа.-2007.-№8.-С. 23-25
    26. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Академия, 2000.-585 с.-10000 экз.-ISBN 5-93752-047-7
    27. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.-382 с.-10000 экз.-ISBN 5-9487-080-0
    28. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников [Текст]/С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение,2007.-279 с.-10000 экз.-ISBN 5-398806405-4
    29. Сенигов, И.А. Народные воззрения на учение и воспитание [Текст]/И.А. Сенигов. - СПб.:Питер,1999.-218 с.-3000 экз.-ISBN 3-1723-1584-2
    30. Сенько, В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения [Текст]/В.Г. Сенько//Начальная школа.-2007.-№3.-С. 38-40
    31. Трофимова, Н.М. Нравственные ориентиры младших школьников [Текст]/Н.М. Трофимова//Начальная школа.-2001.-№7.-С.40-41
    32. Туманов, С.С. Истоки народной педагогики [электронный ресурс]/С.С. Туманов – режим доступа:http:/www.km/ru/base/bes_ 98/mega_home.asp
    33. Уледов, А.К. Нравственное воспитание [Текст]/А.К. Уледов. - М.: Мысль,1998.-238 с.-3000 экз.-ISBN 3841-5916-24-Х
    34. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: Курс лекций /И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение,2000.-376 с.-10000 экз.-ISBN 9-2409-2008-3
    35. Шин, С.А Сценарии праздников для учащихся 3-4 классов [Текст]/ С.А. Шин. - Ростов н/Д.: «Феникс»,2002.-352 с.-10000 экз.-ISBN 5-22-0241-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Определения уровня понимания основных нравственных понятий

 

Как ты думаешь, что такое ответственность?

Как обычно ведет себя ответственный  человек?

Как обычно ведет себя безответственный человек?

Как ты думаешь, что такое доброжелательность?

Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

Что такое уважение?

Что значит уважать другого человека?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Методика №1.  Диагностика  нравственной мотивации

 

Инструкция:

"Я прочитаю  вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

Если кто-то плачет, то я:

Пытаюсь ему помочь.

Думаю о том, что могло произойти.

Не обращаю внимания.

Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой  игры.

Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Отвечу, что не могу ему помочь.

Скажу, чтобы он попросил родителей  ему купить такую игру.

Пообещаю, что он может придти с  другом и поиграть.

Если кто-то в компании расстроился  из-за того, что проиграл в игру.

Я не обращу внимания.

Скажу, что он размазня.

Объясню, что нет ничего страшного.

Скажу, что надо лучше научиться  этой игре.

Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

Подумаю о его чувствах и о  том, что я могу сделать в этой ситуации.

Обижусь в ответ.

Докажу ему, что он не прав.

 

Обработка результатов:

Ключ положительных  ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель  подсчитывает сумму положительных  ответов, данных учеником.

4 бала - высокий уровень 

2, 3 бала - средний уровень 

0, 1 бал - низкий уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Методика 2. Ориентировочная минимальная диагностика изучения уровней проявления нравственной воспитанности младшего школьника. 

 

Основные отношения 
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся  качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу,  побуждает к бережному отношению других; 
2 - любит и бережет природу; 
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 
0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим  прошлым Отечества, рассказывает  об этом другим; 
2 - интересуется историческим прошлым; 
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 
0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу  малому Отечеству и организует  других; 
2 - находит дела на службу малому Отечеству; 
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса  и привлекает к этому других 
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 
1 - в делах класса участвует при побуждении; 
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5.Познавательная активность

3 - сам много читает и знает,  обсуждает с друзьями узнанное; 
2 - сам много читает; 
1 - читает при побуждении взрослых, учителей 
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно  лучше, помогает другим; 
2 - стремится учиться как можно лучше 
1 - учиться при наличии контроля; 
0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение,  к которому привлекает товарищей; 
2 - есть любимое полезное увлечение; 
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее  задания выполняет внимательно,  аккуратно, помогает товарищам; 
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество  в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля  со стороны старших и побуждает  к этому товарищей; 
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 
1 - трудится при наличии контроля; 
0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам  труда

3 - бережет личное и общественное  имущество, стимулирует других; 
2 - бережет личное и общественное имущество; 
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам  находит работу по своим силам  и помогает товарищам; 
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13.Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 
2 - уважает старших; 
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 
0 - не уважает старших, допускает грубость.

14.Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 
0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 
2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 
0 - неотзывчив, иногда жесток

16.Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами  и взрослыми, не терпит проявления  лжи и обмана со стороны  других 
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 
1 - не всегда честен; 
0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17. Развитая добрая воля

3 - проявляет добрую волю и  стремится развивать ее, поддерживает  проявление доброй и осуждает  проявление злой воли сверстников; 
2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее; 
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18.Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила  культуры поведения, требует этого  от других; 
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 
0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно  выполняет любое дело, требует  этого от других; 
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 
0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам,  стремится проявить себя в  хороших делах и поступках; 
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.


Баллы независимо друг от друга выставляют учитель, родители. Таким образом, формируется объективная оценка нравственных качеств личности.

0-20 – низкий уровень

21-40 – средний уровень

41-60 –высокий уровень

 


Информация о работе Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников