Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление влияния средств народной педагогики на нравственное воспитание младших школьников.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования, поставлены следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания.
- Определить и раскрыть сущность понятия «народная педагогика».

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

3 – контрольный.

 

3.1 Констатирующий эксперимент

 

Цель констатирующего эксперимента выявление уровня сформированности нравственной воспитанности.

Для реализации цели было проведено анкетирование и 2 методики.

 

Анкетирование

Цель: определение уровня понимания  основных нравственных понятий

Детям предлагались вопросы, которые  помогли определить уровень понимания  детьми нравственных понятий [Приложение А].

В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность», «доброжелательность», «уважение», которые очень актуальны на современном этапе жизни общества. Нравственная норма «доброжелательность» характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми.

Ответы оценивались по 3 уровням:

    1. Высокий. Активное устойчиво-положительное отношение к соответствующим нравственным нормам.
    2. Средний. Отношение активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы).
    3. Низкий. Отношение пассивное и неустойчивое.

Проанализировав ответы, выявили следующие результаты: 2 ученика в 3 «А» и 1 ученик в 3 «В» имеют высокий уровень понимания нравственных понятий. Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются  высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях  представлялось 3-4 существенных признака ответственности и   доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания   нравственных норм. Для нравственных отношений испытуемых характерна высокая   степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно  критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания  норм. 8 учащихся в 3 «А» (40%) и 6 учащихся в 3 «В» (31%) имеют средний уровень. Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, но при этом   обобщенность их знаний довольно низка. Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений. 7 учащихся в 3 «А» (35%) и 9 учащихся в 3 «В» (45%) имеют низкий уровень понимания нравственных понятий. Показателем этого является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть. В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме.

 

Результаты анкетирования оформлены в таблице 1.

Таблица 1.

Выявление уровня понимания нравственных понятий

класс

Уровни воспитанности

высокий

средний

низкий

3 «А»

3 «В»

11 %

9 %

40 %

31 %

50 %

60 %


 

Методика 1. Диагностика нравственной мотивации

Цель: выявление уровня нравственной мотивации.

Обучающимся были заданы вопросы нравственного  характера, ориентированные в большей  мере на этику поведения и взаимоотношения со сверстниками [Приложение Б].

Результаты оценивались по 3 уровням:

    • высокий (4 балла)
    • средний (2-3 балла)
    • низкий (0-1 балл)

Результаты методики отражены в  таблице 2.

класс

Уровни воспитанности

высокий

средний

низкий

3 «А»

3 «В»

10 %

8 %

70 %

62 %

20 %

30 %




Проанализировав ответы, выявили следующие результаты: 2 испытуемых в 3 «А» (10%) и 1 в 3 «В» (8%) имеют высокий уровень нравственной мотивации. 14 испытуемых в 3 «А» (70%) и 12 в 3 «В» (62%) -средний уровень. 7 учащихся в 3 «А» (20%) и 9 в 3 «В» (30%) имеют низкий уровень нравственной мотивации. Результаты методики отражены в таблице 2.

Таблица 2.

 

 

Диагностика нравственной мотивации

 

Методика 2. Ориентировочная  минимальная диагностика изучения уровней проявления нравственной воспитанности  младшего школьника.

 

Цель: выявление уровня проявления нравственной воспитанности.

Эта методика отражает 5 основных показателей  нравственной воспитанности школьника: саморегуляцию личности, отношение  к обществу, активная жизненная позиция, отношение к Родине, отношение  к природе [Приложение В].

Результаты оцениваются по 3 уровням:

    1. Высокий. Наличие устойчивости и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной гражданской позиции.
    2. Средний. Самостоятельность, проявление самореализации и самоорганизации, но общественная позиция еще не проявляется.
    3. Низкий. Слабый, еще неустойчивый опыт положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Проанализировав ответы, выявили следующие  результаты:

низкий уровень-7 учеников в 3 «А» (35%) и 9 учеников в 3 «В» (45%);

средний уровень-10 учеников в 3 «А» (50%) и 9 учеников в 3 «В» (46%)4;

высокий уровень-3 ученика в 3 «А» (15%) и 1 ученик в 3 «В» (9%).

Результаты методики отражены в  таблице 3.

 

Таблица 3.

Ориентировочная минимальная диагностика изучения уровней проявления воспитанности  младшего школьника.

 

класс

Уровни воспитанности

высокий

средний

низкий

3 «А»

3 «В»

15 %

9 %

50 %

46 %

35 %

45 %


 

Проанализировав результаты проведенных методик и анкетирования, определили, что в 3 «В» классе уровень нравственной воспитанности ниже, поэтому этот класс определили как экспериментальный, а 3 «А» - контрольный.

 

 

 

    1. Формирующий эксперимент

 

Формирование нравственной воспитанности проводилось с использованием средств народной педагогики, как в урочное, так и внеурочное время. При этом проводились внеклассные мероприятия , направленные на формирование представлений о традициях русского народа, нравственных норм поведения. В урочное время использовались пословицы, поговорки, загадки, сказки, направленные в основном на усвоение моральных норм.

Используемый материал представлен  в дидактической разработке [Приложение Г].

 

 

 

3.3. Контрольный эксперимент

На данном этапе были повторно проведены 2 методики и анкетирование, которые были  направлены на проверку выдвинутой гипотезы.

Анкетирование

Цель: определение уровня понимания  основных нравственных понятий.

Ответы оценивались по 3 уровням:

    1. Высокий. Активное устойчиво-положительное отношение к соответствующим нравственным нормам.
    2. Средний. Отношение активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы).
    3. Низкий. Отношение пассивное и неустойчивое.

Проанализировав ответы, выявили следующие  результаты: 2 ученика в 3 «А» (1%) и 4 ученика в 3 «В» (21%) имеют высокий уровень понимания нравственных понятий. 8 учащихся в 3 «А» (40%) и 6 учащихся в 3 «В» (34%) имеют средний уровень. 9 учащихся в 3 «А» (49%) и 9 учащихся в 3 «В» (45%) имеют низкий уровень понимания нравственных понятий.

Результаты анкетирования отражены в таблице 4.

Таблица 4.

 

Выявление уровня понимания нравственных понятий

класс

Уровни воспитанности

высокий

средний

низкий

3 «А»

3 «В»

11 %

21 %

40 %

34 %

49 %

45 %


 

 

 

Методика 1. . Диагностика нравственной мотивации

Цель: выявление уровня нравственной мотивации.

Обучающимся были заданы вопросы нравственного  характера, ориентированные в большей  мере на этику поведения и взаимоотношения со сверстниками.

Результаты оценивались по 3 уровням:

    • высокий (4 балла)
    • средний (2-3 балла)
    • низкий (0-1 балл)

Результаты методики отражены в  таблице 2.

Проанализировав ответы, выявили следующие  результаты: 2 испытуемых в 3 «А» (10%) и 5 в 3 «В» (25%) имеют высокий уровень нравственной мотивации. 15 испытуемых в 3 «А» (75%) и 12 в 3 «В» (62%) -средний уровень. 3 учащихся в 3 «А» (15%) и 93в 3 «В» (15%) имеют низкий уровень нравственной мотивации. Результаты методики отражены в таблице 5.

Таблица 5 .

Диагностика нравственной мотивации

класс

Уровни воспитанности

высокий

средний

низкий

3 «А»

3 «В»

10 %

25 %

75 %

60 %

15 %

25 %


 

 

Методика 2. Ориентировочная  минимальная диагностика изучения уровней проявления нравственной воспитанности  младшего школьника.

 

Цель: выявление уровня проявления нравственной воспитанности.

 Методика отражает 5 основных показателей нравственной воспитанности школьника: саморегуляцию личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к Родине, отношение к природе.

Результаты оцениваются по 3 уровням:

    1. Высокий. Наличие устойчивости и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной гражданской позиции.
    2. Средний. Самостоятельность, проявление самореализации и самоорганизации, но общественная позиция еще не проявляется.
    3. Низкий. Слабый, еще неустойчивый опыт положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Проанализировав ответы, выявили следующие  результаты:

низкий уровень-9 учеников в 3 «А» (49%) и 9 учеников в 3 «В» (45%);

средний уровень-10 учеников в 8 «А» (40%) и 6 учеников в 3 «В» (34%);

высокий уровень-2 ученика в 3 «А» (11%) и 4 ученик в 3 «В» (21%).

Результаты методики отражены в таблице 6.

Таблица 6.

Ориентировочная минимальная диагностика изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника.

 

класс

Уровни воспитанности

высокий

средний

низкий

3 «А»

3 «В»

11 %

21 %

40 %

34 %

49 %

45 %


 

 

Контрольный эксперимент показал, что уровень нравственной воспитанности при проведении целенаправленной, систематической работы, значительно возрастает.

Проанализировав результаты, определили, что в 3 «А» уровень нравственной воспитанности остался практически  без изменений, а в 3 «В»  процент  учеников со средним и высоким  уровнями повысился, а с низким уровнем стал меньше.

Анализ опытно-экспериментальной  работы показал, что если использовать наследие народной педагогики в формировании нравственности младших школьников; обеспечивать соотношение разных средств народной педагогики в учебной и неучебной деятельности; систематически проводить диагностику уровня нравственной воспитанности, то процесс нравственного воспитания становится наиболее эффективным. Следовательно, гипотеза, выдвинутая в данном исследовании, полностью подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, пришли к выводу, что  нравственность конкретного человека есть усвоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззрение, убеждения и чувство совести. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный педагогический процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали организации всей жизни. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений.

Средства народной педагогики (пословицы, поговорки, народные праздники, традиции, быт, воспитание в семье и т.д.) в совокупности составляют одно действенное  средство воспитания, осуществляют преемственность между поколениями, так как представляют собой элемент социокультурного наследия, и вместе с тем обеспечивают организующее действие, осуществляют духовную сплоченность.

На основе результатов исследования сделан следующий вывод: эффективность нравственного воспитания школьников возможна при использовании средств народной педагогики. Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения. Для повышения уровня нравственной воспитанности разработан дидактический материал, который использовался на практике.

Проведенная работа подтверждает выдвинутую гипотезу, что процесс нравственного воспитания младших школьников будет эффективным, если:

      • использовать наследие народной педагогики в формировании нравственности младших школьников;
      • обеспечивать соотношение разных средств народной педагогики в учебной и неучебной деятельности;
      • систематически проводить диагностику уровня нравственной воспитанности.

Информация о работе Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников