Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление влияния средств народной педагогики на нравственное воспитание младших школьников.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования, поставлены следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания.
- Определить и раскрыть сущность понятия «народная педагогика».

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

Важный педагогический смысл имеет  народное мнение о результатах воспитания, это - оценивающие суждения о людях, о чертах их личности: «Вспыльчивый нрав не бывает, лукав», «Злой человек, как уголь - если не жжет, то чернит», «Добрая совесть - глаз божий. Добрая совесть любит обличение» и др. Многочисленные характерологические пословицы интересны тем, что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям, рассматриваются в связи с воспитанием. Родимая сторона - мать, чужая - мачеха; Смолоду наживай, а под старость проживай; Не красна книга письмом, красна умом [21].

Еще одним средством народной педагогики являются загадки. Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании важно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка - разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.

Загадки представляют собой комбинированные  средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном, нужном), и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде [24].

Этнопедагогические миниатюры - пословицы и загадки - играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Народ был экономен в употреблении слов, дорожил оптимальными средствами сохранения и передачи мысли, особо ценя лаконичность речи: «много сказанное - пустословие, кратко сказанное - мудрость». Испокон веков сохраняется высокое мнение о пословицах. Для всех народов пословицы и загадки были великим богатством в народной педагогической сокровищнице. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его обращенному мышлению, быстроте умственных реакций. Развивает наблюдательность. Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Народные песни отличаются необыкновенной образностью. В них высшая поэзия. И блеск звезд, и лунный свет, и животворящая сила земли, и дуб в логу глубоком, и утренняя роса, от которого братья рослыми стали, и молва людская, что людям голову кружит, и дом отцовский - белый дом, шелком белым конопачен, и печь у матери - печь белая, молоком да мелом побелена, и труд - святой, в нем горе и радость, и спасение; все это: и картины родной природы, тонкие нравственные движения души, и вековые традиции, сберегающие народ, - находит в народной песне поэтическую, высокохудожественную форму. Народные песни - это целый поэтический и философский мир. В них – душа народа. Без песни не жил ни один человек, он рождался и умирал, окруженный родными напевами [28].

Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песенное творчество молодежи всемерно стимулировалось и поощрялось пожилыми. «Она не стала еще девушкой, у нее нет своей песни», - говорили старые чуваши. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни допускалось улучшение текста и мелодии. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т. п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл - это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, не научившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. У итальянцев есть пробудительные песни – чтобы младенец проснулся в хорошем настроении и встретил наступающий день в радости.

Песня - сложная форма народного  поэтического творчества. Главное назначение песен - эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. Влияние народных песен на крестьянскую молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпывалось только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красотой формы). Красота мыслей, красота содержания относятся также к сильным сторонам народных песен. И сами слова песен, и условия и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. Редкие детские и молодежные песни исполняются в помещении, они поются на лугу или опушке леса во время хороводов, сопровождаются танцами, плавными движениями, поются во время подвижных игр на улице. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкая песня расширяет грудь» [18, с. 125]

Песни, как уже было сказано выше, - эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п. В песнях содержатся, и призывы в труде создавать прекрасное (красивые ткани и вышивки, красивые предметы домашнего обихода) и красиво выполнять любую работу. В песнях прекрасное - цель, а сам труд - средство. Через труд устанавливается связь эстетического с нравственным, умственным и физическим воспитанием. В песне опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания. В ней выступают в единстве многие стороны формирования личности, где труд занимает главенствующую позицию. В труде и благодаря нему укрепляется здоровье, развиваются эстетический вкус, лучшие черты характера, формируется коллективизм, обогащается ум.

Есть немало песен, в которых  специально говорится об уме, о нравственности. Песни так же, как и пословицы, неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой, представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об окружающей действительности. Песни содействуют эстетическому, нравственному воспитанию и непосредственно (действием, делом, предоставлением возможности упражняться), и опосредованно (раскрытием задач и значения той или иной составной части воспитания в общем процессе развития и формирования личности) [11].

При всем многообразии средств народной педагогики в ней все дифференцировано, все тщательно продумано, все - на месте. Бестолковое, случайное отбрасывается - тысячелетиями происходит естественный, интеллектуальный, эстетический и этический отбор средств воспитания. Песня в этом ряду средств занимает особое место. Ее поют все от мала до велика. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Она сопровождает человека от рождения до смерти. Воздействуя на чувства человека, она одновременно влияет на его сознание и поведение. Вот почему ее с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народной педагогики. Воспитатель и учитель начальных классов должен знать различные колыбельные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми. Он может дать тексты колыбельных песен родителям, показать, как можно изменить текст в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка [28].

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г.Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А.Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности [14].

Н.А.Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему.

Причину успеха сказок у детей  Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

Дети и сказка - неразделимы, они  созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе [28].

 

 

 

Выводы по второй главе

 

Народная педагогика — это совокупность накопленных и проверенных практикой  эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс. Народная педагогика составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Она возникла в глубокой древности и исторически предшествовала научной педагогике, влияла на ее раннее формирование. Народная педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформулированных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Это — клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками. Народный ум, как и воспитательный опыт, есть плод наблюдений за развитием детей, взаимоотношений между детьми, также детьми и взрослыми.

Коренные изменения в социально-политической и экономической жизни в последнее десятилетие способствовали возникновению понимания жизненной необходимости обращения к народным традициям, в вопросах воспитания.

Народ всегда проявлял любовь и уважение к человеку, верил в его силы и возможности в преобразовании природы, общества и в беспредельном совершенствовании своей личности. Востребованность норм и правил   народной педагогики, которая определяет самые глубинные процессы, происходящие в духовно-нравственном мире человека, усугубляется идентичностью целей воспитания в научной и народной педагогике.

Средства народной педагогики (пословицы, поговорки, народные праздники, традиции, быт, воспитание в семье и т.д.) в совокупности составляют одно действенное  средство воспитания, осуществляют преемственность между поколениями, так как представляют собой элемент социокультурного наследия, и вместе с тем обеспечивают организующее действие, осуществляют духовную сплоченность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Выявление влияния средств народной педагогики на нравственную воспитанность младших школьников

Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения  и преодоления  противоречий. Это процесс самоопределения  и самоуправления. Результатом нравственного  воспитания является нравственная воспитанность

Народная педагогика является одним  из средств нравственного воспитания.

Главной целью исследования является выявление влияния средств народной педагогики на нравственное воспитание младших школьников.

В качестве гипотезы выдвинули предположение о том, что процесс нравственного воспитания младших школьников будет эффективным если:

      • использовать наследие народной педагогики в формировании нравственности младших школьников;
      • обеспечивать соотношение разных средств народной педагогики в учебной и неучебной деятельности;
      • систематически проводить диагностику уровня нравственной воспитанности.

Для выявления состояния уровня сформированности нравственного воспитания использовались диагностические опросы учащихся.

Исследование проводилось на базе МОУ «Лицей №22 города Белово», в 3 «А»  и 3 «В» классах. Количество учащихся в классах: 3 «А» - 20, классный руководитель Корнева Наталья Анатольевна; 3 «В» - 22, классный руководитель Кудрина Ирина Николаевна.

Педагогический эксперимент состоял из трех этапов:

1 – констатирующий;

2 – формирующий;

Информация о работе Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников