Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление влияния средств народной педагогики на нравственное воспитание младших школьников.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования, поставлены следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания.
- Определить и раскрыть сущность понятия «народная педагогика».

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

      2) Невозможность  долго заниматься монотонной  деятельностью. Как утверждают   психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на   одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают  отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому    необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

      3) Недостаточная  четкость нравственных представлений  в связи с небольшим  опытом. Учитывая возраст детей, нормы  нравственного поведения можно   разбить на 3 уровня:  Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень  правил поведения,  основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай  громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай  мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм,   то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.   К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние   окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы   приятным.

   Бессмысленно говорить о  втором уровне нравственного  воспитания, если не  освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков:   они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному    поведению.

 На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается  принцип: «Помогай окружающим  людям!»

      4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и   практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона,  общения).  Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

     5) Неравномерность применения  вежливого общения со взрослыми  и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице). Как преодолеть  эти особенности? В. А. Сухомлинский  говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего   формирование общечеловеческих норм нравственности» [29, с. 54]. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем   перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

      1.Ты живешь среди  людей. Не забывай, что каждый  твой поступок, каждое твое желание  отражается на окружающих тебя  людях. Знай, что существует граница   между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки   вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

      2. Ты пользуешься  благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе  счастье детства. Плати им за это добром.

      3. Все блага и  радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно  жить.

      4. Будь добрым  и чутким к людям. Помогай  слабым и беззащитным. Помогай   товарищу в беде. Не причиняй  людям зла. Уважай и почитай мать и отца –   они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал  честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

      5. Будь неравнодушен  к злу. Борись против зла,  обмана, несправедливости. Будь непримиримым  к тому, кто стремится жить за счет других людей,   причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

      Такова азбука  нравственной культуры, овладевая  которой дети постигают  сущность  добра и зла, чести и бесчестия,  справедливости и несправедливости [16]. Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным   образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной   сознательной творческой личности.

   Проблема нравственного  развития младшего школьника  в процессе обучения  взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.

   Во – первых, придя в  школу, ребенок переходит от  «житейского» усвоения  окружающей  действительности, в том числе  и морально–нравственных норм, существующих  в обществе, к его научному  и целенаправленному изучению.  Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная  деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т  п.

      Во – вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную   коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм,  регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения  учеников с учителем.

      И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего,  формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить  удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная  деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся   нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

 С этой точки зрения и  необходимо решать проблему умственного  и  нравственного развития  учащихся в процессе школьного  обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность  является фактором целостного развития личности ребенка [31]. Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает   у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного  овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира.  Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных  знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению  нравственного опыта.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в  этом   отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только  содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания,  убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль  отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам   ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного воспитания важно  организовать учение как коллективную  деятельность, пронизанную высоконравственными  отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная  задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли   осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка,  обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с   учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного    процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает    весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты [3].

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные  жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ  учителя, этическая беседа [20].

Особенность проведения этических  бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных  произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает  вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям.

Важное  значение для идейного и  нравственного формирования школьников имеет  не только содержание, но и  организация учебного процесса. 

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к  своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям [19].  Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг  помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в   доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

На уроке постоянно возникают  определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные  перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.   Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на   уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в   общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа  школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной   работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели,    взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение    критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с   позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти    возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения   между собой [15].

Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников  необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве  основной формы работы проводить  беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания  учащихся [2].

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, пришли к выводу, что  нравственность конкретного человека есть усвоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззрение, убеждения и чувство совести.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный  педагогический процесс, соответствующий  нормам общечеловеческой морали организации всей жизни.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных  принципов, которыми она руководствуется  в системе отношений.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что будет заложено в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его жизнью. Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Осознание морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства. Эстетическое воспитание необходимо  строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру.

Образование, навыки, сноровку можно  приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечность закладывается именно в раннем возрасте, возрасте  интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

 

 

 

 

Глава II. Нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики

 

2.1. Сущность народной педагогики

 

Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть  общей духовной культуры народа. Великий  русский педагог К. Д. Ушинский говорил  о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ» [15,c.112]. И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко  А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью [20].

Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин  В.С., Столяренко Л.Д. и д.р. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности [10].

Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

Народная педагогика возникла как практика, как искусства  воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и в  свою очередь, сама обогащалась его. Таким образом, получалось своего рода расширенное воспроизводство педагогической культуры. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества в целом.

Первичными  элементами народной педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства («ремесла»). Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки, постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколения народную мудрость. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать педагогические знания явилось препятствием в программе педагогической культуре народа.

Педагогическая  культура народа тесно связана со всеми сферами народной жизни, она  носит синтетический характер. В этом ее сила. [14]

Для каждого  человека имеет большое значение его близость к духовной культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити связывают человека со всем человечеством, тем выше он как член человеческого общества. Любой зверь, родившийся и выросший в зоопарке, среди людей, останется зверем. Любое дитя человеческое вне человеческого общения, не сможет стать человеком, несмотря на все свои физические данные, сближающие его с предками.

Духовное богатство  современного человечества включает все  интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность индивидуальна. Все люди, как писал И.Я. Яковлев, разные, хотя и обозначены одним словом «человек». Единое человечество будущего воплотит в себе все прогрессивное многообразие прошлого и настоящего и будет состоять из всесторонне развитых членов, представляющих в трансформированном виде все это многообразие.

Информация о работе Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников