Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление влияния средств народной педагогики на нравственное воспитание младших школьников.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования, поставлены следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания.
- Определить и раскрыть сущность понятия «народная педагогика».

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Нравственность конкретного человека есть усвоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его  индивидуальное поведение, опирающаяся  на мировоззренческие убеждения  и чувство совести.

Нравственное сознание человека в  единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляют собой сложное явление. Оно складывается из нравственных первичных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия. Однако сердцевиной человеческой нравственности являются человеческие чувства, переживания, совесть [9].

Важнейшими компонентами нравственного  сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор  в жизни. Заключительным компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственные привычки, навыки, которые возникают и закрепляются в нервной системе ребенка как своеобразный итог всей совокупности нравственных отношений и поведения. Наступает такое состояние привычного нравственного сознания и поведения, когда безнравственные поступки, особенно в рамках простых норм, становятся практически невозможными. Нравственное поведение становится привычным, обыденным, не нуждающимся в контроле [1].

Нравственность неразрывно связана  с другими формами общественного сознания. Особенно тесно она переплетается с правом. Моральное воспитание обеспечивает правопослушное поведение учащихся. На основе морали, как формы общественного сознания и воздействия существуют и разрабатываются педагогические теории и системы нравственного воспитания. Исследования по данному вопросу проводились В.С. Кукушкиным, Л.Д. Столяренко, Я.А. Коменским, К.Д. Ушинским, Г.С. Виноградовым [13].

Учащиеся младших классов слабо  осведомлены об истории развития народных традиций, обычаев и мало знакомы с праздниками родного народа.

Содержательное богатство народных традиций, обычаев, обрядов, праздников позволяет утверждать об их больших возможностях в нравственном развитии младших школьников. Отсюда следует, что изучаемая проблема представляет значительный интерес для педагогической науки и школьной практики. Это определило область исследования, а именно проблему нравственного воспитания учащихся младших классов средствами народной педагогики [14].

Учитывая актуальность, практическую значимость, недостаточную теоретическую и методическую разработанность вышеназванной проблемы, была определена тема исследования: «Средства народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников».

Объект исследования – нравственное воспитание.

Предмет исследования – нравственное воспитание средствами народной педагогики.

Цель исследования – выявление  влияния средств народной педагогики на нравственное воспитание младших школьников.

Исходя из объекта, предмета и цели исследования, поставлены следующие задачи:

- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания.

- Определить и раскрыть сущность понятия «народная педагогика».

- Разработать дидактический материал по нравственному воспитанию с использованием средств народной педагогики.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение  о том, что процесс нравственного  воспитания младших школьников будет  эффективным, если:

      • использовать наследие народной педагогики в формировании нравственности младших школьников;
      • обеспечивать соотношение разных средств народной педагогики в учебной и неучебной деятельности;
      • систематически проводить диагностику уровня нравственной воспитанности.

Исходя из цели, задач и гипотезы исследования определены следующие  методы:

- теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

- метод опроса (беседа);

- анкетирование;

- эксперимент.

 

 

Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания

 

      1. Сущность  нравственного воспитания

 

В кратком словаре по философии  понятие  нравственности приравнено к  понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы  поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых  выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и  общественным целым  (коллективом, классом, народом, обществом)» [17 , с.191].

В.И. Даль толковал слово мораль как  «нравственное ученье, правила для  воли, совести человека» [12, с. 345]. Он считал: «Нравственный -  противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный.   Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине  духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий  общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный,  согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом  честного   чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть  поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [22, с. 158]. С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы  видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [25, с. 414]. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном  человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного  достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу  добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».   А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или   обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед природой» [22, с .200].

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных  обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь   моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В  отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей,   опираясь на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что  взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь». А что же говорить о детях? Еще В.А.  Сухомлинский говорил о том, что   необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить  «умению   чувствовать человека» [26, с. 120]. Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека:  «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь  свое личное». Все дело в одной  очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно,  настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский  считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и   зло, честь и  бесчестье, справедливость и несправедливость доступны   пониманию ребенка  лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального    смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [26, с. 170]. Школа является  основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя  сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К.  Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают  простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях.  Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях  современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании   возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий  обусловлена   научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные  предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего   развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [5]. Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью  нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то  специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех   разнообразных  отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со  своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом,    предполагающим  определенную систему содержания, форм, методов и приемов  педагогических действий [7]. Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф.  Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов: Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных  педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся. Во-вторых,   использование приемов формирования учебной деятельности   нравственным воспитанием. В-третьих, под системой  нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент   моральных качеств  у детей. В-четвертых, систему нравственного воспитания следует  рассматривать в   последовательности развития тех или иных качеств личности по   мере роста и умственного созревания детей [6]. В формировании  личности младшего школьника, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития  нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных   категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было  направлено внимание таких ученых как  Л.А. Матвеева, Л.А.  Регуш и  многих  других. В своих исследованиях они обращаются к формированию  нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения. Процесс воспитания в школе строится на принципе  единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие  устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. [27].

 «Практически любая деятельность  имеет нравственную окраску»,   считает    О.Г. Дробницкий [13,c.45], в том числе и учебная, которая, по   мнению Л.И.  Божович, «обладает большими воспитательными возможностями» [9,c.69]. Последний автор представляет учебную деятельность ведущей.  Она в большей степени влияет на развитие школьника,  определяет  появление многих новообразований. В ней развиваются не только   умственные   способности, но и нравственная сфера личности [13].  В результате регламентированного характера процесса,   обязательного систематического выполнения учебных поручений у  школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной  деятельности, нравственные отношения, указывает. Учебная деятельность, являясь ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных   умственных и нравственных задач. Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного  отношения к   труду [26]. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе    развития  общества особенно актуальны. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его   отсрочены во   времени. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач   начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для  достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование [32]. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает  необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие  социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в     этом   процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на  выработку определенного рода отношений. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов  деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей  организаций [22].

Деятельность человека выступает  и как критерий его  нравственного  развития. Развитие морального сознания ребенка  происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от  родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий  в связи  нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает   индивидуальное значение,  таким образом, формирует субтильное отношение к нему. В  связи с этим,  формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного  воспитания и     реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл     воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому. Необходимое звено в  процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность  знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен    овладеть.   Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо   связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует  формированию моральных оценок и поступков [23].

 Итак, теоретический  анализ  состояния проблемы нравственного    воспитания школьников позволяет  сделать вывод о том, что   учеными наработан   интересные  подходы к данному вопросу, которые можно взять на  вооружение при    повышении нравственного воспитания школьников.

1.2. Нравственное воспитание младших школьников

 

      Ученые в области  педагогики выявили, что в различные  возрастные периоды  существуют  неодинаковые возможности для нравственного воспитания.  Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период   жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.   Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании   всесторонне развитой личности [30].

      Работая над проблемами  нравственной воспитанности младших  школьников, надо   учитывать их  возрастные и психологические  особенности:

    1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-   либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать   много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится  считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков    ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» -   говорил А.С.Макаренко.

Информация о работе Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников