Межпредметные связи в школьном курсе информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

задачи:
* Изучить теоретический материал. Определить роль и возможности межпредметных связей в преподавании школьного курса «Информатика и ИКТ».
* Разработать планы-конспекты уроков по предмету «Информатика и ИКТ» с применением межпредметных связей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 5
1.2. ФУНКЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 9
1.3. ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 11
1.4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 14
1.5. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 17
ГЛАВА 2. КОНСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И МАТЕМАТИКЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

ИСПРАВЛЕННЫЙ_МЕЖПРЕД_СВЯЗИ.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

     Курсовое  планирование.

     Планирование  межпредметных связей внутри учебного курса может осуществляться учителем или методистом. При этом могут  существовать разные подходы к анализу  межпредметных связей. Наиболее распространён тематический подход, т.е. на последовательный анализ межпредметных связей от одной учебной темы к другой.

     Межпредметные связи рекомендуется использовать в сочетании с внутри предметными  связями. Наличие курсового плана  позволяет учителю заранее изучить необходимое для каждой последующей учебной темы содержание смежных курсов, вовремя дать учащимся домашние задания на повторение опорных знаний из других предметов.

     При использовании курсового плана можно заранее спланировать консультации и посещения уроков учителей других предметов, подобрать необходимую методическую литературу по межпредметным связям в каждой учебной теме.

     Так же используется проблемный подход к  курсовому планированию межпредметных  связей. При этом выделялась общая  для всего курса учебная проблема мировоззренческого характера. Она позволяла систематизировать знания из разных предметов под углом зрения определенной идеи, которая объединяла все учебные темы курса.

     Разновидностью  проблемного подхода является планирование в курсе межпредметных связей с целью развития ведущих научных понятий. На основе курсового планирования необходимо провести тематическое планирование межпредметных связей, особенно в узловых учебных целях [2].

     Тематическое  планирование.

     В тематическом плане должна быть отражена логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других курсов и перспективные связи. Составляя тематический план, учитель наглядно видит, для чего, с какой познавательной целью на отдельных уроках необходимо использовать те или иные задания из других курсов:

     в одних случаях создается опора  для введения новых понятий,

     в других объясняются причинно-следственные связи в изучаемых явлениях,

     в третьих конкретизируются общие  идеи или доказываются выводы, новые теоретические положения и т.п.

     В зависимости от познавательных целей  использования межпредметных связей отбираются методы и приемы их осуществления, формулируются вопросы и задания для учащихся.

     Общая схема тематического планирования межпредметных связей может быть представлена в форме таблицы (Таблица 3):

     Тема  «...................»  Класс «................»   Таблица 3

 
Темы  и даты уроков
Основные предметные понятия и умения  
Связь с другими предметами
 
Методы  и приемы обучения
 
Наглядные пособия
 
Задания по предмету и межпредметные
    Смежные понятия  
Факты
 
Умения
     
 

     Данная  форма может быть изменена учителем в зависимости от конкретных условий установления межпредметных связей в обучении. Такое планирование создаёт у учителя общее представление о том, какие знания и из каких предметов необходимо учащимся повторить к каждому уроку, какие понятия и знания из других предметов следует, привлечь к раскрытию основных понятий учебной темы и какие мировоззренческие идеи будут развиваться на основе межпредметных связей. Знания из разных предметов помогают поднять обобщение учебного материала темы на мировоззренческий уровень.

     Такое планирование учитывает многообразие видов межпредметных связей и  позволяет выделить основные направления  активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения учебной темы. В целях эффективной организации учебно-познавательной деятельности учеников по осуществлению межпредметных связей полезно спланировать их систему на каждом уроке учебной темы.

     Поурочное планирование.

     Конкретизация использования межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Поурочный план-разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала. Особенно необходима тщательная разработка обобщающего урока с межпредметными связями. Выделение таких уроков производится на основе тематического планирования.

     Составляя поурочные планы, учителю важно знать, что учащиеся уже освоили из необходимых опорных знаний на уроках по другим предметам, согласовать с учителями смежных предметов постановку вопросов и заданий, чтобы избежать дублирования и достигнуть развития общих идей и понятий, их углубление и обогащения. Этому помогает посещение уроков и изучение составляемых коллегами планов реализации межпредметных связей.

     Планы могут быть обсуждены на методических комиссиях по циклам предметов, согласованы  с завучем школы. Обсуждение планов позволяет предупредить ошибки в использовании знаний из других предметов, устранить неточности в формулировке вопросов, в трактовке понятий смежных курсов, определить единые подходы в объяснении сущности изучаемых процессов и явлений, избрать наиболее рациональные методы обучения.

     Таким образом, планирование составляет необходимое  и существенное звено подготовки учителя к эффективному осуществлению  межпредметных связей и является одним из средств их реализации в  практике обучения школьников.

 

     Глава 2. Конспекты интегрированных уроков по информатике и математике

    Задача  интегрированных уроков информатики  и математики состоит не только в  углублении и систематизации знаний учащихся, но и в привитии им математической культуры (точнее, ее первого элемента - математической грамотности), развитии интереса к предмету.

    Наиболее  подходящей программной средой для  проведения интегрированных уроков математики и информатики является математический пакет MathCAD.

    Ниже  представлены конспекты примерных  интегрированных уроков по информатике и по алгебре и началам анализа для учащихся 11-х классов.

    Тема: Исследование функций  и построение их графиков

    Цель  работы с точки зрения математики:

    • расширение и углубление знаний по вопросам исследования функций и построения их графиков;
    • развитие самостоятельности при работе с методическим материалом;
    • привитие понимания единства математических методов решения задач (моделирование, алгоритмизация);
    • формирование умений перехода от одной формы представления 
      математических фактов к другой, что способствует повышению качества усвоения знаний.

    План  работы по математической составляющей задания:

    1. область определения функции;
    2. четность;
    3. непрерывность, вертикальные асимптоты;
    4. точки пересечения с осями;
    5. точки экстремума и монотонность;
    6. наклонные асимптоты, поведение функции при ;
    7. график.

    Задания подбираются так, чтобы в зависимости  от значения параметра график функции  имел или не имел точки разрыва, т. е. функция обладала бы различными свойствами в зависимости от параметра. Такая  вариативность способствует развитию гибкости мышления.

    Цель  работы с точки зрения информатики:

    • изучение основных возможностей графического модуля программной среды;
    • закрепление знаний учащихся по преобразованию типов данных;
    • формирование некоторых элементов компьютерной грамотности учащихся (написание и оформление программы с учетом требований к графическому интерфейсу).

    Межпредметная составляющая:

    Со  стороны математики: исходные данные задачи.

    Со  стороны информатики: ввод входных  параметров; построение графика функции.

    План  написания программы: 1) ввод входных параметров; 2)построение графика функции. 

    Конспект  урока 1 (2часа)

    Тема: «Показательная функция»

    Цели  урока:

    Образовательные:

    • знать общую схему и особенности проведения исследования функций;
    • уметь проводить формализацию задачи.

    Воспитательная:

    • воспитание трудолюбия.

    Развивающие:

    • развитие познавательного интереса;
    • развитие самостоятельности при работе с методическим материалом;
    • формирование информационной культуры.

    Методы  обучения:

    1. Практическая работа.

    План  урока:

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Объявление целей урока (2 мин)
  3. Практическая работа (30 мин)
  4. Самостоятельная работа (40 мин)
  1. Подведение итогов (6 мин)

    Ход урока отображен в табл.4.

    Таблица 4

    Ход урока 

Учитель Ученики Тетрадь
Здравствуйте. Садитесь. Здравствуйте.  
Тема  нашего сегодняшнего урока «Исследование  функций. Показательная функция».   Исследование  функций. Показательная функция
Первый  урок будет посвящен повторению этапов исследования функций на примере  функции  , после чего на втором уроке вы должны будете уже самостоятельно исследовать показательные функции.    
Сейчас  я вам выдам раздаточный материал, в котором подробно описан ход  решения задачи. Внимательно изучите  и поэтапно выполните то, что от вас требуется. Если кто-то выполняет задание раньше, он может приступать к задачам для самостоятельного решения, которые приведены в конце раздаточного материала. Ученики берут раздаточный материал, садятся  за компьютеры и начинают работать. Пример

Исследование  функции .

1.

2. следовательно, f(x) является функцией общего вида.

3. Функция непрерывна  в D(f). Точек разрыва нет и  нет вертикальных асимптот.

4. Если х = 0, то т. е. (0; ) - точка пересечения с

    осью OY.

5. у = 4х-1ln4>0 при любых

xєR.

Значит, f(x) возрастает на всей

области определения.

yn= (4x-1 ln 4)' = 4x-1 In2 4 > 0 при

всехх

Значит, выпуклость графика

направлена вниз на всей

области определения.

Конец первого урока.    
Все справились? (Подходит к Нет.  
тем, кто не успел и ищет    
ошибку, указывает на нее, но    
не  исправляет.)    
Все успели? Да.  
Начало  второго урока. (Делают  
Переходим к решению самостоятельно.)  
самостоятельных задач.    
Внимательно ознакомьтесь и    
приступайте к решению. При    
затруднениях  поднимайте    
руку, я подойду.    
И так все успели? Сейчас я Да.  
подойду к каждому и    
проверю решение.    
  Нет.  
У вас еще остались вопросы    
по  пройденной теме?    
Следующая тема будет    
«Исследование    
логарифмической функции».    
В ней вам нужно будет    
применять знания, которые    
мы  получили на    
сегодняшнем уроке. Кто не    
успел решить задачи на    
уроке, должен будет их    
доделать  дома.    

Информация о работе Межпредметные связи в школьном курсе информатики