Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: проанализировать состояние и актуальность охраны природы в школьном курсе биологии, опираясь на источники и опыт педагогов найти пути решения возникающих проблем в изучении курса.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
Изучить литературу по данному вопросу.
На основе научной литературы и опыта учителей расшифровать понятие «охрана окружающей среды».
Рассмотреть проблемы, возникающие в процессе обучения и найти пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1.СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИ…………………………………………………………………8
ГЛАВА 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………17
ГЛАВА 3.ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ - СТИМУЛ К САМООБРАЗОВАНИЮ ……………………………………………………27
3.1. Использование учебника на уроках биологии ………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.……………
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Учреждение
образования
«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. И.П.
ШАМЯКИНА»
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
БИОЛОГИИ
Охрана природы в школьном курсе биологии
Курсовая
работа по методике
преподавания биологии
Специальность
1-02 04 04-03 Биология. Охрана природы
Исполнитель:
студентка 4 курса 2 группы
заочной формы
обучения ______________________________
Научный руководитель:
ассистент кафедры
______________________________
Мозырь 2011г.
Реферат
курсовой
работы «Охрана природы в школьном курсе
биологии»
Курсовая работа: 62 страницы, 18 источников, приложение.
Работа состоит из введения, теоретических частей, заключения, библиографического списка и приложения.
Ключевые слова: охрана природы, курс биологии, экологическое образование, экологическая культура.
Цель работы: используя научные труды, опираясь на опыт педагогов-новаторов раскрыть сущность и необходимость изучение курса охраны природы в школьном курсе биологии. А также раскрыть сущность экологического образования школьников: а) с учетом взаимосвязей экологического и эстетического воспитания; б) на основе рассмотрения возможностей эстетико – воспитательного воздействия в процессе обучения на уроках биологии; в) с опорой на реализацию предлагаемого подхода в системе активной самостоятельной деятельности школьников (с помощью учебников и дополнительной литературы), имеющей воспитательную и природоохранительную направленность.
Методы исследований: экологические; статистические, воспитательные.
Полученные результаты и их новизна. Изучена тема охрана природы в школьном курсе биологии, обосновано её более углубленное изучение. Актуальность этой работы обусловлена тем, что автоматически желаемое отношение учеников к охране природы обычно не формируется, так же как оно не возникает и при воздействии природы на детей. Ведь и красота природы, к сожалению, не уберегает ее от разрушительных действий людей, от засорения, нанесения вреда живым организмам. Без педагогического участия не происходит устойчивого закрепления и переноса эстетического отношения в план поведения, действий, направленных на сохранение, гармонию элементов окружающей среды. Ведь любовь к природе, эстетические оценки, эстетическое восприятие должны сопутствовать и трудовым общественно – полезным действиям, и условиям, формам отдыха, путешествий, а также учебному познанию природных явлений.
Степень использования. Результаты работы внедрены в учебный процесс СШ № 6 г. Мозыря.
Область применения. Образование.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1.СОВРЕМЕННЫЕ
СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИ……………………………………………………
ГЛАВА 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………17
ГЛАВА 3.ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ - СТИМУЛ К САМООБРАЗОВАНИЮ ……………………………………………………27
3.1. Использование учебника на уроках биологии ………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.…………………………………….40
Введение
Разработка общих стратегий охраны природы и экологического образования, координация усилий различных стран в этой сфере осуществляется на уровне Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В 1968 году в Париже была созвана Межправительственная конференция ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране ресурсов биосферы, принявшая обширную программу действий, названную «Человек и биосфера». В этой программе впервые был отмечен глобальной, общечеловеческий характер экологического образования.
В
декабре 1971 года в Швейцарии прошла
1-я Европейская рабочая
Международное сотрудничество в области экологического образования было продолжено на конференциях в Найроби (1982), Бече (1983), Москве (1987) и др.
В целом, стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание «глобальной сети образования», в которой все образовательные системы включают в себя знакомство с экологическими проблемами, возникшими перед человечеством, формируют понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой в планетарном масштабе. При этом подчеркивается роль различных религиозных и духовных учений мира как образцов понимания единства человека со всей Природой, которое хорошо выразила Е.П. Блаватская: «Вовсе не нужно признавать существование какого-либо специального бога или божества. Необходимо лишь поклоняться духу живой природы и стараться соединить себя с ним».
Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор отметил, что важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать Глобальное Воспитание, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая ВУЗами, подготовкой учителей и управленческого аппарата. Стратегия прогресса опирается на интеграцию всеобщего и экологического образования. «Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».
В
1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась
Конференция ООН по окружающей среде
и развитию с участием глав государств
и правительств 179 стран, где была
принята «модель устойчивого
развития мирового сообщества», в основу
которой легло положение о
необходимости перестройки эко-
Тем не менее, до сих пор остаются актуальными слова О. Леопольда о проблеме охраны природы, сказанные им еще 30-х годах XX века: «Несмотря на почти сто лет пропаганды, развитие этой охраны идет черепашьим шагом и ограничивается главным образом благочестивыми вздохами на бумаге и красноречием на съездах и конференциях... Обычно рекомендуется «всемерно расширять экологическое просвещение». Спорить с этим не приходится, но достаточно ли только расширить его? Или в нем самом не хватает чего-то существенного?».
Для педагогов, ведущих обучающий процесс со школьниками на основе природной красоты, необходимы глубокое понимание характера общественных отношений человека к миру, знания и конкретные представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно – гуманистических и эстетических оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в природе, а так же об особенностях становления личной духовно - содержательной позиции по отношению к природе как объекту социальной и эстетической ценности.
Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности. Ведь человек формирует материю по объективным законам красоты и по социальным нормам; отношения к природе, в том числе эстетическое, определяется общественными потребностями.
Цель данной курсовой работы: проанализировать состояние и актуальность охраны природы в школьном курсе биологии, опираясь на источники и опыт педагогов найти пути решения возникающих проблем в изучении курса.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
Глава
1.СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В
системе школьного образования
курс биологии играет большую роль
в развитии и воспитании подрастающего
поколения: в воспитании общей культуры
и творческой личности, осознании
учащимися своей
При всем многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения, в общем-то, достаточно едины в отношении его цели необходимости формировать экологическое сознание личности. Под экологическим сознанием традиционно понимается совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. В остальных аспектах единства меньше.
Одним
из дискуссионных вопросов является
проблема методической организации
экологического образования. В этом
плане существуют две основные тенденции.
Одни специалисты считают
Другие утверждают, что более эффективной является «экологизация» всех учебных предметов, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер. В настоящее время все большую поддержку начинает получать именно этот подход, что и нашло свое отражение в материалах соответствующих международных конференций. Но более существенны дискуссии об ориентации экологического образования. Принципиальным является вопрос о том, что должно стоять в центре внимания: «природная среда» («окружающая среда») или «мир природы».
В
первом случае экологическое образование,
в соответствии с тремя подструктурами
экологического сознания, должно быть
направлено на формирование, во-первых,
системы представлений об окружающей
природной среде как целостной,
нерасчлененной системе, обеспечивающей
жизнедеятельность человека как
биологического вида, во-вторых, соответствующего
сознательного, ответственного отношения
к ней и, в-третьих, стратегий и
технологий рационального
Во втором случае экологическое образование должно быть направлено на формирование, во-первых, системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов (и их комплексов), во-вторых, субъективного отношения к природным объектам как обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью и, в-третьих, стратегий и технологий непрагматического взаимодействия с ними.
Информация о работе Охрана природы в школьном курсе биологии