Охрана природы в школьном курсе биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: проанализировать состояние и актуальность охраны природы в школьном курсе биологии, опираясь на источники и опыт педагогов найти пути решения возникающих проблем в изучении курса.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
Изучить литературу по данному вопросу.
На основе научной литературы и опыта учителей расшифровать понятие «охрана окружающей среды».
Рассмотреть проблемы, возникающие в процессе обучения и найти пути их решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1.СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИ…………………………………………………………………8
ГЛАВА 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………17
ГЛАВА 3.ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ - СТИМУЛ К САМООБРАЗОВАНИЮ ……………………………………………………27
3.1. Использование учебника на уроках биологии ………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.……………

Файлы: 1 файл

курс биология.docx

— 109.01 Кб (Скачать)

     Помогите  «слепому» ребенку исследовать  дерево и почувствовать его уникальность. Следует давать конкретные указания. Например, если вы просто скажете ребенку: «почувствуй дерево», он не проявит  такого интереса, как в том случае, если услышит предложение потереться щекой о кору дерева. Не приказывайте: «исследуй дерево», а спросите: «это дерево живое? Ты можешь обхватить его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти  то, что растет на этом дереве? Признаки присутствия животных? Лишайники? Насекомые?»

     Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть  игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья, чащобы, которые можно было бы легко обойти). Затем снимите повязку и дайте игроку найти свое дерево с открытыми глазами. Ребенок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.

     Проблема  развития личностного отношения  человека к природе нашла свое отражение в появлении новых  научных дисциплин, влияющих на формировании экологической составляющей в современном  образовании. Важную роль в развитии экологического образования сыграло  появление в середине 90-х годов  исследований по экологической психологии. Эти данные позволили выяснить особенности  развития экологического сознания личности, механизмы его формирования и  т.д., что открывало возможность  установить четкое соответствие педагогического  процесса экологического образования  психологическому процессу формирования экологического сознания.

     Экологическая психопедагогика рассматривается  как методологическое направление  в педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования. Экологическая психопедагогика  возникла на стыке трех научных дисциплин: экологии, экологической психологии, педагогики.

     Таким образом, именно в единстве трех своих  основ: экологии, экологической психологии и педагогики, которые интегрируются  в рамках экологической психопедагогики, может эффективно осуществляться экологическое  образование, познание окружающей среды. С позиций экологической психопедагогики, целью экологического образования является формирование экологичной личности.

     Формирование  экологического сознания личности, являющееся общей задачей экологического образования, возможно лишь при введении компонентов  экологической проблематики во все  предметные курсы средней школы (задача, частично решаемая уже сейчас) и расширение экологического внешкольного образования, причем не только для детей, но и для родителей.

     ВЫВОДЫ 

     В ходе написания курсовой работы мы установили, что методологической основой формирования экологической культуры является учение о единстве природы и общества, исторической взаимосвязи и социальной обусловленности отношения человека к природе, о достижении полной гармонии этих отношений.

     Эти познания помогают человеку осуществлять свою деятельность, сообразуясь с законами природы в плане, как личных поступков, поведения, действия, так и общественно значимой трудовой жизни. Проблема изучения природы и формирования у школьников отношения к ней является предметом ряда научных дисциплин педагогического профиля. Основной дисциплиной, формирующей экологическую направленность личности, была и остается биология.

     Перед школой ставиться задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических  проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии.

     А так как воспитание экологического сознания является важной составляющей социализации ребенка, нельзя исключать такой фактор социализации как индивидуальный контакт школьника с преподавателем и родителями. Поэтому представляется весьма актуальной разработка экологических программ, в которых, кроме школьников, участвовали бы и их родители.

    Глава 3.Эффективная методика обучения - стимул  к самообразованию 

     3.1. Использование учебника на уроках биологии  

     В современных условиях развития общества школа призвана обеспечить рост и  развитие высокого уровня грамотности  населения нашей страны. Основное назначение ее видится в формировании личности выпускника, личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению  важнейших проблем современности, к дальнейшему самообразованию.

     Анализируя  опыт преподавания биологии в общеобразовательной  школе №6 г.Мозырь и качество знаний учащихся, я пришла к выводу, что уровень знаний о биологическом разнообразии в целом и региона в частности невысок. Учащиеся школы затрудняются назвать виды, распространённые на территории региона, охраняемые виды животных, слабо владеют информацией о заповедниках, заказниках на территории области, не знакомы с мероприятиями, проводимыми по сохранению исчезающих видов. Учащиеся, с которыми мне довелось пообщаться, не могут обосновать вывод о популяции как единице эволюции, действии естественного отбора, приспособленности, о биоразнообразии как необходимом условии устойчивого развития биосферы.

     В процессе модернизации общего среднего образования постоянно происходят изменения в содержании и методах образования. В области биологического образования эти изменения проявляются особенно четко в смене волевой ориентации и обозначении приоритетности его развивающей функции. В этих условиях особенно важно выбрать наиболее эффективные средства и методы, способствующие повышению качества знаний учащихся.

     Осознание учащимися целей самостоятельной  работы с учебником до собственных  потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни.

     Так как, содержание школьного предмета биологии отражено в учебнике, являющимся одним из важных источников знаний и средством обучения учащихся, то при системном и систематическом использовании его в учебно-воспитательном процессе возможно увеличение доли самостоятельности учащихся в приобретении знаний из него, при выработке умений работы с ним и отношений к изучаемому материалу, а также возможно приобщение школьников к самообразованию.

     Особенно  важно систематически использовать учебник в школьном курсе биологии с 6 класса с тем, чтобы при дальнейшем изучении данного предмета эта работа велась также систематически. При  этом сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником  у учащихся средних классов явится основой для формирования более  сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у  них самостоятельности и готовности к самообразованию.

     В ходе написания курсовой работы, анализируя литературу по методике преподавания биологии, я выяснила, что использование учебника в учебном процессе рассматривается односторонне, с какой-либо одной позиции. В большинстве случаев рекомендации предлагаются по отдельным темам, а не в целом по курсу биологии и направлены, в основном, на усовершенствование однотипных умений работы с учебником, которые способствуют усвоению знаний лишь в формальном виде; отсутствует системное и систематическое применение учебника на уроке.

     Также я пришла к выводу, что большинство учителей биологии лишь изредка организуют работу учащихся с учебником на уроке и, как правило, только для закрепления знаний.

     Следствием  такого невнимания к учебнику со стороны  учителя, как я считаю, является тот факт, что только незначительная часть учащихся младшего подросткового возраста владеет некоторыми умениями работы с учебником, и потому знания школьников, выявленные в процессе проверочных самостоятельных работ с учебником, оказались слабыми. Пообщавшись с учителями биологии, я убедилась в том, что низкий уровень развития у учащихся 6-х классов умений работы с учебником не позволяет им достаточно полно усвоить объем учебной информации на уроках, а это приводит к определенным перегрузкам при выполнении домашних заданий. Кроме того, несформированность умений работы с учебником порождает нежелание работать с какой-либо другой литературой, то есть не происходит приобщения к самообразованию.

     В процессе написания курсовой работы, я для себя отметила, что, используя эффективную методику обучения по системному и систематическому использованию учебника на уроках биологии, можно улучшить учебно-воспитательный процесс, то есть увеличить самостоятельность учащихся в приобретении знаний, развитий умений и отношений к природе и обществу, а также выработать у них приемы приобщения к самообразованию.

     При системном и систематическом  использовании учебника на уроке  я исхожу из того, что понимаю под системой совокупность элементов учебной деятельности, обеспечивающую учащихся сформированными знаниями, умениями и отношениями к природе в учебно-воспитательном процессе урока. Систему использования учебника на уроках биологии я считаю открытой, потому что начатое в начальных классах формирование приемов работы с учебником продолжается в 6 классе, но на более высоком уровне, а затем сформированные до умений приемы переносятся учащимися на новое содержание учебного предмета биологии следующих классов, где они пользуются ими в самообразовательной деятельности. Так как система использования учебника является частью общей системы учебно-воспитательного процесса на уроке, то она обусловлена целями обучения, возможностями содержания учебников биологии, спецификой отдельных тем и подготовленностью учителя. В то же время, система отражает место учебника и его роль в учебном процессе на современном этапе. Учебник является системообразующим компонентом учебно-методического комплекса предмета биологии.

     Я считаю, что конечной целью использования учебника на уроке является подготовка школьников к самообразованию путем научения их умениям работы с учебником и переносу этих умений на любую другую литературу, путем воспитания при этом потребности в знаниях и желании применять их на практике, и выражать знания через отношения к природе, обществу.

     Исходя  из этого, учащиеся должны четко представлять себе структуру учебника и научиться  работать с ее компонентами.

     Известно, что основное содержание учебника представлено различными видами текстов и вне текстовым методическим аппаратом.

     При организации работы учащихся с различными структурными компонентами учебника я выделила три группы приемов:

     1 группа — приемы работы с  аппаратом ориентировки в содержании  учебника: введением, оглавлением,  условными обозначениями к заданиям, инструкцией «Как пользоваться  учебником»;

     2 группа — приемы работы с  текстом;

     3 группа — приемы работы с  аппаратом усвоения учебного  материала и организации учебной  деятельности учащихся: вопросами,  заданиями, иллюстрациями, инструкциями  к практическим работам.

     Усвоение  приемов первой группы предполагает развитие у учащихся умений ориентироваться  в учебнике, быстро находить необходимый  материал в тексте, запоминать главное  из основного текста. Эти умения я обозначила как «организационные», так как они использовались для организации внимания и учебной деятельности учащихся.

     Приемы  второй группы включали при изучении школьниками текстов учебника в  процессе приобретения биологических  знаний и воспитания позитивных отношений  к природе путем анализа, сравнения, классификации изучаемого материала, установления причинно-следственных связей и доказательства по тексту, оценки текста на полноту содержания и т.д. Формируемые умения этой группы именуем  как «интеллектуальные», способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся.

     Усвоение  приемов третьей группы направлено на формирование у школьников умений практического характера — уметь  самостоятельно выполнить практическую работу по инструкции учебника, готовить опыт к демонстрации, находить ответ  на вопрос, составлять схемы, таблицы, пользоваться рисунками. Умения данной группы условно называем «практическими».

     В формировании каждого умения соблюдаются  такие этапы, как воспроизведение, применение в знакомой и в новой ситуациях. От этапа к этапу увеличивается самостоятельность учащихся в оперировании умениями путем постепенного уменьшения руководства учителем познавательной деятельностью учащихся. При формировании умений работать с учебником учащимся предлагаются задания с нарастающей трудностью.

Информация о работе Охрана природы в школьном курсе биологии