Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: проанализировать состояние и актуальность охраны природы в школьном курсе биологии, опираясь на источники и опыт педагогов найти пути решения возникающих проблем в изучении курса.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
Изучить литературу по данному вопросу.
На основе научной литературы и опыта учителей расшифровать понятие «охрана окружающей среды».
Рассмотреть проблемы, возникающие в процессе обучения и найти пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1.СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИ…………………………………………………………………8
ГЛАВА 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………17
ГЛАВА 3.ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ - СТИМУЛ К САМООБРАЗОВАНИЮ ……………………………………………………27
3.1. Использование учебника на уроках биологии ………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.……………
Это позволяет человеку осуществлять свою деятельность, сообразуясь с законами природы в плане, как личных поступков, поведения, действия, так и общественно значимой трудовой жизни. Проблема изучения природы и формирования у школьников отношения к ней является предметом ряда научных дисциплин педагогического профиля. Основной дисциплиной, формирующей экологическую направленность личности, была и остается биология. В современной системе образования создана обширная учебно-методическая литература по организации со школьниками наблюдений в природе, проведения экскурсий, постановки опытов в «зеленой лаборатории под открытым небом», в уголках живой природы и т.п. Уделяется место организации деятельности школьников по преобразованию природы, их участию в общественно-полезном и производительном труде, в сельском хозяйстве.
Однако если раньше учебная и практическая работа учащихся носила в известной мере влияние духа «покорения» природы, стремления «бороться с ее силами», неудержимого использования ее богатств как «неисчерпаемой кладовой», то с позиции современного понимания культуры отношения к природе эти ошибки не должны повториться.
Начиная
с 60-х годов, усиливается
Возникает
необходимость подводить
Следует
подчеркнуть нравственно-
Гуманистическая сущность ответственности школьников за состояние окружающей среды предполагает единство познавательной и практической деятельности школьников по улучшению природы родного края, созидание а не потребление в деятельности личности здесь является ведущим. Необходимо непосредственное общение школьника с природой, овладение навыками правильного поведения в природе, сочетание учебной и трудовой, общественной деятельности по уходу и облагораживанию окружающей природной среды.
Перед школой ставиться задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии.
Органическое
включение экологического аспекта
в общее образование
В
курс обществоведения и истории
введены элементы философских и
идейно-политических знаний о взаимосвязи
общества и природы. В географии
освещаются экономические вопросы
рационального
Трудовая подготовка школьников проводится с учетом заботы об окружающей среде, включает специальные виды работ по охране природы. Трудовое воспитание так же органично включает задачи формирования экологической культуры. Человек обязан согласовывать свои трудовые действия с природными законами, не причинять вреда природе, ее красоте, гармонии, видеть, что его труд соответствует благоприятным воздействиям на среду, улучшает ее. Практические занятия на пришкольном участке, привязанные к конкретным опытам по ботанике, дают, тем не менее, возможность обратить внимание ребенка на проблемы формирования агроценозов – и, далее, на глобальные экологические проблемы.
Единство
интеллектуального и
Логически
обоснованные рассуждения, например, о
закономерном ходе эволюции биосферы,
анализ факторов все усиливающегося
воздействия на нее человека (антропогенный
фактор в природе) могут успешно
дополняться восприятием
Характер
взаимосвязей рационального и
Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.
Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной среды, заботе о сохранении красоты родной земли.
В
своих методических разработках
А. Кудрявцев рекомендует
1. Дополнительные уроки. Это теоретические занятия во внеурочное время, проводимые по самостоятельно разработанной программе (они могут быть обязательным региональным компонентом или частью школьного длительного проекта, а могут и не быть).
2. Экотропы и познавательные экскурсии. Кроме обычных видов экотроп, в эту группу можно также отнести «Дни наблюдения птиц», походы выходного дня и другие похожие мероприятия.
3. Экологические праздники (слеты, игры, тренинги, фестивали, викторины). Как правило, в слетах проходят несколько этапов состязаний и викторин команды из разных школ. Фестивали проводятся по случаю какого-либо общепринятого экологического праздника (Дни Земли, Дни защиты от экологической опасности и т.д.).
4. Выставки и конкурсы. Также чаще охватывают сразу несколько школ города или области. Так, был организован конкурс рисунков (с последующей их выставкой) на тему «Сбережем лес», на котором дети рисовали эскизы аншлагов («Береги лес от огня!» и др.) для дальнейшего их установления в лесу. Другой пример – конкурс по изготовлению оригинальных новогодних игрушек из бытовых отходов.
5. Экологические научно-практические конференции. Проводятся на городском или областном уровне по результатам собственных исследований школьников с последующим изданием материалов.
6. Практические мероприятия. Сюда относятся уборка от хлама пригородных парков и ООПТ, разработка плана озеленения пришкольного участка и посадка деревьев, различные биотехнические работы (развешивание скворечников и подкормка диких животных и др.).
Разумеется,
необходима тщательная разработка плана
подобных мероприятий для каждой
возрастной группы школьников. Так, если
выставки и конкурсы будут более
интересны для младших
Кроме
того, так как воспитание экологического
сознания является важной составляющей
социализации ребенка, нельзя исключать
такой фактор социализации как индивидуальный
контакт школьника с
Гусеница.
Приведите детей в экологически интересное место. Завяжите им глаза и выстройте в линию, напоминающую гусеницу: каждый ребенок кладет руки на плечи предыдущего. Скажите им, что пока вы будете их вести, они должны прислушиваться, принюхиваться, стараться почувствовать все, что их окружает. Делайте частые остановки в интересных местах, таких как чаща деревьев, груда камней или попросите их принюхаться к аромату цветка или кустарника. Чем больше разнообразия на маршруте, тем лучше. Чтобы еще больше разнообразить путь, время от времени сходите с тропы, следуйте по сухому руслу или выходите на солнечные поляны.
Когда вы пройдете достаточно большой путь, снимите повязки. Дети должны попытаться найти дорогу к исходной точке. Иногда, прежде чем отправиться в обратный путь, я прошу их начертить план или карту обратной дороги и местности, по которой она проходит. Это поможет им перевести в изображение те звуки, запахи и осязательные ощущения, которые сопровождали их путь с завязанными глазами. Звуки, издаваемые утками, могут указывать на близость озера или болота; запахи могут означать близость цветов и кустарников. Постарайтесь дать детям возможность самим найти дорогу назад! Необходимо отметить, что трудно управлять «слепой» гусеницей, состоящей более чем из шести участников.
Познакомимся с деревом.
Разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнеру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся дереву в лесу (как далеко вести его в лес, зависит от возраста и способности ориентироваться. Для всех, кроме самых маленьких, 20-30 м не будут казаться слишком большим расстоянием).
Информация о работе Охрана природы в школьном курсе биологии