Охрана природы в школьном курсе биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: проанализировать состояние и актуальность охраны природы в школьном курсе биологии, опираясь на источники и опыт педагогов найти пути решения возникающих проблем в изучении курса.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
Изучить литературу по данному вопросу.
На основе научной литературы и опыта учителей расшифровать понятие «охрана окружающей среды».
Рассмотреть проблемы, возникающие в процессе обучения и найти пути их решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1.СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИ…………………………………………………………………8
ГЛАВА 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………17
ГЛАВА 3.ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ - СТИМУЛ К САМООБРАЗОВАНИЮ ……………………………………………………27
3.1. Использование учебника на уроках биологии ………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.……………

Файлы: 1 файл

курс биология.docx

— 109.01 Кб (Скачать)

     Урок  биологии

       "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

     Цель: показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны.

     Задачи:

  • Продолжить развивать познавательный интерес к природе, умение наблюдать и делать выводы.
  • Познакомить с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации.
  • Обосновать необходимость охраны пернатого мира, познакомить с редкими и исчезающими птицами.

     Оборудование: таблицы, рисунки, плакаты, поделки, фотографии, чучела птиц; журналы: «Юный натуралист», «Природа»; книги: «Наши питомцы», «Они должны жить», «Неприхотливые комнатные певцы», «Птицы над сушей и над морем», «Барометры природы», «Лесная газета», «О редких животных мира»; записи голосов птиц, мелодии «В мире животных»; учебник «Биология. 7 класс».

     Методы: Использование игровых технологий - устный журнал, театрализованное представление; рассказ, беседа; использование музыкальных произведений, стихов; демонстрация живых птиц, чучел, таблиц, а также рисунков, поделок, плакатов, викторин, кроссвордов, выполненных руками ребят. 

     Дополнительная  работа:

     1) За неделю до начала урока  (можно за 2 недели) учащиеся получили  задание по группам (с учетом  страниц журнала):

     Группа  №1 - занимается сбором материала по теме «Птицы – синоптики и метеорологи»

     Группа  №2 - «Птицы- архитекторы и строители»

     Группа  №3 - « Певчие птицы. Звуковая сигнализация птиц»

     Группа  №4 - « Птицы - анатомы и хирурги»

     Группа  №5 - «Другие возможности птиц. Охрана»

     2) Учащимся 7-х классов предложено  принять участие в конкурсе  поделок на тему «Птицы»

     3) В кабинете организовать передвижную  выставку творческих работ учащихся  на тему «Птицы».

     План  урока.

     I. Вступительное слово  учителя 

     II. Знакомство с новым  материалом:

     Общие сведения о птицах, их роли в природе  и жизни человека, эволюционных изменениях.

     Пословицы, поговорки, поверья, связанные с  птицами.

     Страничка, посвященная защитникам леса - дятлам.

     Звуковые  сигналы птиц.

     Говорящие птицы.

     Синоптические возможности птиц.

     Птицы - анатомы и хирурги.

     Птицы - строители и архитекторы.

     Птицы - альбиносы.

     Птичьи  ранги.

     Охрана  птиц. Птицы из Красной книги.

     Продолжительность Жизни птиц.

     III. Вывод по уроку. 

     IV. Задание на дом: 

    • выучить пар.50, повторить пар.49 , подготовка к зачету.
    • Составить таблицу: «РОЛЬ ПТИЦ» Значение птиц в природе и жизни человека.

     Вступление

     Учитель знакомит учащихся с темой и целью  урока:

     - Урок мы проводим в форме  устного журнала. Как и любой  журнал, он имеет своих редакторов, научных сотрудников, консультантов,  корреспондентов, роль которых  выполняют сегодня наши гимназисты. У нас в гимназии с начала  года издается журнал, посвященный  живой природе (показывает эмблему  журнала, номера некоторых журналов). Надеемся, что каждая страница  сегодняшнего журнала познакомит  вас со сведениями, доселе неизвестными. Хотя о птицах мы уже много  знаем. Так, изучая плоды и  семена в 6 классе, грибы - в  7, мы узнали о том, что птицы  участвуют в распространении  плодов, семян, спор, а значит, и  в расселении грибов, лишайников  по земному шару, что они регулируют  рост растений и численность  животных; являются санитарами леса, полей, садов и т.д. (это мы  узнали, изучая червей, моллюсков,  членистоногих), помимо этого они  - одно из основных звеньев  в цепях питания, а многие  из них стоят на вершине  экологических пирамид...

     Из  истории мы узнаем, что многие птицы  использовались и до сих пор используются как объект охоты, средств передвижения, связи, и даже охраны жилищ.

     Учитель: ПТИЦЫ - самые замечательные проявления Жизни на нашей планете. Они украшают естественные и искусственные ландшафты, придавая им неповторимое разнообразие. В отличие от других представителей животного мира, птицам присуща высокая  мобильность и некоторые уникальные возможности. Сегодня вы об этом узнаете.

     Нет на Земле такого уголка, где бы мы не встречали птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 9 000 видов  пернатых, относящихся к 40 отрядам, более 100 видов птиц занесены в Красную  книгу.

     Природа - это гениальный конструктор, инженер, великий зодчий, непревзойденный  метеоролог. Миллионы лет она отрабатывала и совершенствовала свои творения. В течение этого времени они  развивались, разнообразились и  приспосабливались к изменениям окружающей среды. В результате естественного  отбора безжалостно отвергалось  все, что не могло приспособиться к условиям существования и закреплялось то, что позволило выжить. Так  произошло со многими существами, в том числе и с птицами.

     Корреспондент 1: Как вы узнаете сегодня, некоторые  их способности уникальны, а их органы можно назвать «биоинженерными  системами», которые функционируют  точно, надёжно и экономично.

     Корреспондент 2: Птицы радуют нас красивым пением, стремительным лёгким полетом, разнообразной  окраской оперения. Мы привыкли к их соседству, привыкли видеть, слышать  их. Возможно, поэтому множество  поверий, примет, поговорок так или иначе связаны с ними.

     Ведущая рубрики: «Пословицы, поговорки, поверья...»:

     Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

     Мал соловей, да голосом велик.

     Только  кукушка своего гнезда не вьёт.

     Счастье - вольная птица, где захотела, там  и села.

     Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает и др.

     - У меня вопросы к вам, дорогие  юные друзья природы, а почему  бытуют и появляются некоторые  поговорки, выражения? Вот, например: Глухая тетеря? (отв. Глухарь - птица осторожная, близко к ней  не подойдёшь. Но во время  весеннего тока, когда глухарь  ищет себе пару и заводит  весеннюю песню, он несколько  секунд ничего не слышит, даже  выстрела ружья).

     - Как с гуся вода? Вышел сухим  из воды? (отв. Гусь выходит  сухим из воды, т.к. его плотно  прилегающие перья смазаны жиром  из копчиковой железы).

     - Заладил как дятел? (отв. Если  дятел долбит, работает, то так  усердно, что не остановишь, даже  близко к нему подойти можно)

     Учитель: Мнение научного сотрудника (сегодня  мы пригласим специалиста по дятлам), который много времени посвятил дятлам, изучил особенности строения, поведения, образа жизни.

     Специалист  по дятлам: А ведь о дятлах можно  многое сказать: дятел - мастер, отец- кормилец, распределитель квартир, санитар леса. «Почему мастер?» - спросите вы. А  вот почему: работает он без передыху и качественно. В старину у  мастерового люда, тех, кто шил  обувь, одежду, плотничал, была одежда одинакового фасона и шапочка  черная, иногда красная. Догадываетесь, у какого нашего лесного «мастера»  такая шапочка? Мастеров тех почитали, уважали, т.к. дело свое они хорошо знали. Отец-кормилец он потому, что в лихие  времена, особенно зимой, птички от него кормятся. Отвернет он своим мощным клювом кору на дереве, под которой  личинки насекомых, а синицы, поползни, пищухи тут как тут. Квартирами дятла - дуплами многие птицы пользуются, т.к. он каждый год себе новое дупло  делает. И санитар он что ни на есть настоящий. Ведь старые, больные  деревья его чаще всего интересуют, он их от многочисленных личинок и  короедов освобождает.

     Новая страница журнала, посвященная звуковым сигналам птиц.

     Звучит  музыка П.И.Чайковского  из серии «Времена года», песня «Восточный соловей».

     Учитель: Да, удивителен мир птиц. Ведь благодаря  им мы научились слушать музыку, петь. Вот сейчас звучит произведение Петра Ильича Чайковского, это музыка свидетельствует о приходе весны. Давайте, подумаем и ответим на вопросы: А все ли птицы поют? (Ответ: нет, не все). Птицы произносят только голосовые  сигналы? (нет, они могут производить  сигналы хлопая крыльями, клювом, хвостовыми перьями).

     Знаток  голосов птиц: Да, у них существует сложная система сигнализации, позволяющая  им общаться в разные сезоны года. Знаете ли вы, что изучая голоса птиц, ученые выявили, что у одного вида птиц может быть до 20-25 различных сигналов, что все эти сигналы разделены на 4 группы:

     А) призывные;

     Б) выражающие комфорт;

     В) выражающие дискомфорт;

     Г) защитные.

     Учитель: Вы правы - у птиц имеются и не голосовые сигналы: удары клюва, движение крыльев и т.д. Аисты, например, лишены голоса, но свое состояние они  выражают громким хлопаньем клюва, их весенняя песня напоминает быстрые  удары кастаньет. Хлопают крыльями куриные: глухарь, тетерев, дикуша, сочетают, токуя, песню с громким «фырканьем»  коротких круглых крыльев. Шумят  крыльями: фазан, козодой, болотные птицы, даже голуби. Всем известные бекасы токуют в воздухе, а когда они, описав круги, снижаются, то из-за вибрирующих  упругих перьев хвоста возникают  гудящие, жужжащие и даже блеющие  звуки, за что бекаса люди прозвали «лесной барашек».

     Учитель: Скажите, а кроме приятного пения, могут ли звуковые сигналы птиц быть полезны, в том числе и человеку?

     Специалист  по звуковым сигналам: Да, несомненно! В последние годы большое развитие получила в орнитологии новая  наука - биоакустика птиц. Эта интересная наука помогает человеку, т. к. позволяет  открыть путь к созданию автоматизированных биотехнических систем на фермах и  птичниках. «Что это такое?» - спросите вы. А вот что. Ученые обратили внимание, что птица откладывает яйца в  разное время, а птенцы вылупляются  почти одновременно. Оказалось, что  звуки, которые наседка издает во время кладки, насиживания яиц  служат одним из стимуляторов развития эмбриона и причиной синхронного  созревания и вылупления птенцов. Ученые расшифровали эти сигналы, а инженеры создали «искусственную звуковую наседку, применив ее в инкубаторах, добились ускоренного развития эмбрионов. А если закладываются миллионы яиц? Представляете, какие прибыли можно получить!

     Учитель: Что вам известно о говорящих  птицах?

     Учащиеся: Одни из лучших говорунов попугаи, этот отряд включает 328 ныне живущих и 19 ископаемых видов. Их называют императорами человеческой речи.

     Учитель: Какие попугаи говорят?

     Учащиеся: Волнистые, серый или жако, ожереловый, корелла или нимфа, королевский, кубинский амазон и др. амазоны, какаду, ара, лори). Вот, наглядный пример: в  Москве у семьи Акаванцевых живет  попугай - бирюзовый волнистый Саша. Он попал в семью случайно - прилетел на балкон, сел на спину хозяйке  дома и проговорил: «Саша - хорошая  птичка». Через некоторое время  он поведал о своих прежних  хозяевах: «Леша опять пришел домой  пьяный», «Миша курит», «Дай выпить». А однажды он всех поразил одной  фразой, произнесенной, когда хозяйка  дома - врач по профессии - говорила с  сыном своей подруги о вреде  токсикомании. Когда все замолчали, попугайчик изрек: «Будешь нюхать - подохнешь».

     Учитель: Что вам известно о других говорящих  птицах?

     Учащиеся: Хорошо имитировать человеческую речь могут многие представители врановых: вороны, галки, сойки, сороки, из других отрядов - скворцы, майны, лирохвосты, птицы-шалашники. У знаменитого Дурова В.Л. был  ворон Карп. Он кричал низким гортанным  голосом: « Кто там, кто там?»  Дуров рассказывал, что однажды  к ним в конюшню забрались  воры. Когда они с награбленным добром шли мимо ворона, тот закричал: «Кто там, кто там?» Воры испугались, побросали награбленное и убежали.

Информация о работе Охрана природы в школьном курсе биологии