Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: проанализировать состояние и актуальность охраны природы в школьном курсе биологии, опираясь на источники и опыт педагогов найти пути решения возникающих проблем в изучении курса.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
Изучить литературу по данному вопросу.
На основе научной литературы и опыта учителей расшифровать понятие «охрана окружающей среды».
Рассмотреть проблемы, возникающие в процессе обучения и найти пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1.СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИ…………………………………………………………………8
ГЛАВА 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………17
ГЛАВА 3.ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ - СТИМУЛ К САМООБРАЗОВАНИЮ ……………………………………………………27
3.1. Использование учебника на уроках биологии ………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.……………
Урок биологии
"Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)
Цель: показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны.
Задачи:
Оборудование: таблицы, рисунки, плакаты, поделки, фотографии, чучела птиц; журналы: «Юный натуралист», «Природа»; книги: «Наши питомцы», «Они должны жить», «Неприхотливые комнатные певцы», «Птицы над сушей и над морем», «Барометры природы», «Лесная газета», «О редких животных мира»; записи голосов птиц, мелодии «В мире животных»; учебник «Биология. 7 класс».
Методы:
Использование игровых технологий - устный
журнал, театрализованное представление;
рассказ, беседа; использование музыкальных
произведений, стихов; демонстрация живых
птиц, чучел, таблиц, а также рисунков,
поделок, плакатов, викторин, кроссвордов,
выполненных руками ребят.
Дополнительная работа:
1) За неделю до начала урока (можно за 2 недели) учащиеся получили задание по группам (с учетом страниц журнала):
Группа №1 - занимается сбором материала по теме «Птицы – синоптики и метеорологи»
Группа №2 - «Птицы- архитекторы и строители»
Группа №3 - « Певчие птицы. Звуковая сигнализация птиц»
Группа №4 - « Птицы - анатомы и хирурги»
Группа №5 - «Другие возможности птиц. Охрана»
2) Учащимся 7-х классов предложено принять участие в конкурсе поделок на тему «Птицы»
3)
В кабинете организовать
План урока.
I. Вступительное слово учителя
II. Знакомство с новым материалом:
Общие сведения о птицах, их роли в природе и жизни человека, эволюционных изменениях.
Пословицы, поговорки, поверья, связанные с птицами.
Страничка, посвященная защитникам леса - дятлам.
Звуковые сигналы птиц.
Говорящие птицы.
Синоптические возможности птиц.
Птицы - анатомы и хирурги.
Птицы - строители и архитекторы.
Птицы - альбиносы.
Птичьи ранги.
Охрана птиц. Птицы из Красной книги.
Продолжительность Жизни птиц.
III. Вывод по уроку.
IV. Задание на дом:
Вступление
Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока:
-
Урок мы проводим в форме
устного журнала. Как и любой
журнал, он имеет своих редакторов,
научных сотрудников,
Из истории мы узнаем, что многие птицы использовались и до сих пор используются как объект охоты, средств передвижения, связи, и даже охраны жилищ.
Учитель:
ПТИЦЫ - самые замечательные проявления
Жизни на нашей планете. Они украшают
естественные и искусственные ландшафты,
придавая им неповторимое разнообразие.
В отличие от других представителей
животного мира, птицам присуща высокая
мобильность и некоторые
Нет на Земле такого уголка, где бы мы не встречали птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 9 000 видов пернатых, относящихся к 40 отрядам, более 100 видов птиц занесены в Красную книгу.
Природа - это гениальный конструктор, инженер, великий зодчий, непревзойденный метеоролог. Миллионы лет она отрабатывала и совершенствовала свои творения. В течение этого времени они развивались, разнообразились и приспосабливались к изменениям окружающей среды. В результате естественного отбора безжалостно отвергалось все, что не могло приспособиться к условиям существования и закреплялось то, что позволило выжить. Так произошло со многими существами, в том числе и с птицами.
Корреспондент 1: Как вы узнаете сегодня, некоторые их способности уникальны, а их органы можно назвать «биоинженерными системами», которые функционируют точно, надёжно и экономично.
Корреспондент 2: Птицы радуют нас красивым пением, стремительным лёгким полетом, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к их соседству, привыкли видеть, слышать их. Возможно, поэтому множество поверий, примет, поговорок так или иначе связаны с ними.
Ведущая рубрики: «Пословицы, поговорки, поверья...»:
Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
Мал соловей, да голосом велик.
Только кукушка своего гнезда не вьёт.
Счастье - вольная птица, где захотела, там и села.
Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает и др.
-
У меня вопросы к вам, дорогие
юные друзья природы, а почему
бытуют и появляются некоторые
поговорки, выражения? Вот,
-
Как с гуся вода? Вышел сухим
из воды? (отв. Гусь выходит
сухим из воды, т.к. его плотно
прилегающие перья смазаны
- Заладил как дятел? (отв. Если дятел долбит, работает, то так усердно, что не остановишь, даже близко к нему подойти можно)
Учитель: Мнение научного сотрудника (сегодня мы пригласим специалиста по дятлам), который много времени посвятил дятлам, изучил особенности строения, поведения, образа жизни.
Специалист по дятлам: А ведь о дятлах можно многое сказать: дятел - мастер, отец- кормилец, распределитель квартир, санитар леса. «Почему мастер?» - спросите вы. А вот почему: работает он без передыху и качественно. В старину у мастерового люда, тех, кто шил обувь, одежду, плотничал, была одежда одинакового фасона и шапочка черная, иногда красная. Догадываетесь, у какого нашего лесного «мастера» такая шапочка? Мастеров тех почитали, уважали, т.к. дело свое они хорошо знали. Отец-кормилец он потому, что в лихие времена, особенно зимой, птички от него кормятся. Отвернет он своим мощным клювом кору на дереве, под которой личинки насекомых, а синицы, поползни, пищухи тут как тут. Квартирами дятла - дуплами многие птицы пользуются, т.к. он каждый год себе новое дупло делает. И санитар он что ни на есть настоящий. Ведь старые, больные деревья его чаще всего интересуют, он их от многочисленных личинок и короедов освобождает.
Новая страница журнала, посвященная звуковым сигналам птиц.
Звучит музыка П.И.Чайковского из серии «Времена года», песня «Восточный соловей».
Учитель:
Да, удивителен мир птиц. Ведь благодаря
им мы научились слушать музыку,
петь. Вот сейчас звучит произведение
Петра Ильича Чайковского, это музыка
свидетельствует о приходе
Знаток голосов птиц: Да, у них существует сложная система сигнализации, позволяющая им общаться в разные сезоны года. Знаете ли вы, что изучая голоса птиц, ученые выявили, что у одного вида птиц может быть до 20-25 различных сигналов, что все эти сигналы разделены на 4 группы:
А) призывные;
Б) выражающие комфорт;
В) выражающие дискомфорт;
Г) защитные.
Учитель: Вы правы - у птиц имеются и не голосовые сигналы: удары клюва, движение крыльев и т.д. Аисты, например, лишены голоса, но свое состояние они выражают громким хлопаньем клюва, их весенняя песня напоминает быстрые удары кастаньет. Хлопают крыльями куриные: глухарь, тетерев, дикуша, сочетают, токуя, песню с громким «фырканьем» коротких круглых крыльев. Шумят крыльями: фазан, козодой, болотные птицы, даже голуби. Всем известные бекасы токуют в воздухе, а когда они, описав круги, снижаются, то из-за вибрирующих упругих перьев хвоста возникают гудящие, жужжащие и даже блеющие звуки, за что бекаса люди прозвали «лесной барашек».
Учитель: Скажите, а кроме приятного пения, могут ли звуковые сигналы птиц быть полезны, в том числе и человеку?
Специалист по звуковым сигналам: Да, несомненно! В последние годы большое развитие получила в орнитологии новая наука - биоакустика птиц. Эта интересная наука помогает человеку, т. к. позволяет открыть путь к созданию автоматизированных биотехнических систем на фермах и птичниках. «Что это такое?» - спросите вы. А вот что. Ученые обратили внимание, что птица откладывает яйца в разное время, а птенцы вылупляются почти одновременно. Оказалось, что звуки, которые наседка издает во время кладки, насиживания яиц служат одним из стимуляторов развития эмбриона и причиной синхронного созревания и вылупления птенцов. Ученые расшифровали эти сигналы, а инженеры создали «искусственную звуковую наседку, применив ее в инкубаторах, добились ускоренного развития эмбрионов. А если закладываются миллионы яиц? Представляете, какие прибыли можно получить!
Учитель: Что вам известно о говорящих птицах?
Учащиеся: Одни из лучших говорунов попугаи, этот отряд включает 328 ныне живущих и 19 ископаемых видов. Их называют императорами человеческой речи.
Учитель: Какие попугаи говорят?
Учащиеся: Волнистые, серый или жако, ожереловый, корелла или нимфа, королевский, кубинский амазон и др. амазоны, какаду, ара, лори). Вот, наглядный пример: в Москве у семьи Акаванцевых живет попугай - бирюзовый волнистый Саша. Он попал в семью случайно - прилетел на балкон, сел на спину хозяйке дома и проговорил: «Саша - хорошая птичка». Через некоторое время он поведал о своих прежних хозяевах: «Леша опять пришел домой пьяный», «Миша курит», «Дай выпить». А однажды он всех поразил одной фразой, произнесенной, когда хозяйка дома - врач по профессии - говорила с сыном своей подруги о вреде токсикомании. Когда все замолчали, попугайчик изрек: «Будешь нюхать - подохнешь».
Учитель: Что вам известно о других говорящих птицах?
Учащиеся: Хорошо имитировать человеческую речь могут многие представители врановых: вороны, галки, сойки, сороки, из других отрядов - скворцы, майны, лирохвосты, птицы-шалашники. У знаменитого Дурова В.Л. был ворон Карп. Он кричал низким гортанным голосом: « Кто там, кто там?» Дуров рассказывал, что однажды к ним в конюшню забрались воры. Когда они с награбленным добром шли мимо ворона, тот закричал: «Кто там, кто там?» Воры испугались, побросали награбленное и убежали.
Информация о работе Охрана природы в школьном курсе биологии