Межпредметные связи с информатикой и ИКТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:52, реферат

Краткое описание

Навыки работы со средствами ИКТ необходимые для формирования информационной культуры учащиеся могут получить на уроках информатики с использованием межпредметных заданий.

Анализ содержания курса информатики и информационных технологий в школе позволяет выделить восемь линий наиболее значимых для включения в структуру межпредметных связей и соответствующие им умения, владение которыми позволит учащимся получить навыки использования ИКТ в различных предметных областях:

Файлы: 1 файл

Актуальные вопросы преподавания информатики и ИКТ.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

«Актуальные вопросы  преподавания информатики и ИКТ» 
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ С ИНФОРМАТИКОЙ И ИКТ 
Доклад 
Выполнили:  
 
Н.А. Крестинина, Н.В. Лошкарева, 
 
учителя информатики МОУ СОШ №2  
 
им. А.И. Рензаева р.п. Земетчино 
ПЕНЗА, 2009

 

 
 
Межпредметные связи с информатикой и ИКТ 
Н.А. Крестинина, Н.В. Лошкарева, 
 
учителя информатики МОУ СОШ №2 им. А.И. Рензаева р.п. Земетчино 
Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы в различных предметных областях, сформировать у него информационную культуру. 
 
Навыки работы со средствами ИКТ необходимые для формирования информационной культуры учащиеся могут получить на уроках информатики с использованием межпредметных заданий. 
 
Анализ содержания курса информатики и информационных технологий в школе позволяет выделить восемь линий наиболее значимых для включения в структуру межпредметных связей и соответствующие им умения, владение которыми позволит учащимся получить навыки использования ИКТ в различных предметных областях: 
 
1. Информация. Кодирование информации. 
 
Иметь представление о понятии «информация»  в живой и неживой природе (физика, кибернетика, техника), о кодировании различной информации (биология – генетическая, музыка – звуковая, изобразительное искусство – графическая, математика – числовая). 
 
2. Алгоритмизация и программирование.  
 
Уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования (тесты по всем предметам, приложения – простейший графический и текстовый редактор, калькулятор). 
 
3. Моделирование и формализация. 
 
Уметь строить и исследовать информационные модели на компьютере (все предметы). Межпредметная интеграция достигается за счет использования задач с экономическим, математическим, физическим и т.д. содержанием.  
 
4. Технология обработки текстовой информации. 
 
Уметь создавать, редактировать и форматировать тексты. Иметь представление о настольных издательских системах. 
 
5. Технология обработки графической информации. 
 
Уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений и уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации. 
 
6. Технология обработки числовой информации. 
 
Уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики. 
 
Уметь применять электронные таблицы для построения и исследования компьютерных моделей. 
 
7. Технология хранения, поиска и сортировки информации. 
 
Уметь применять табличные базы данных для построения и исследования компьютерных моделей. 
 
8. Коммуникационные технологии. 
 
Уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты. 
 
Межпредметные связи школьных предметов с информатикой начинаются с применения на уроках электронной аппаратуры (персонального компьютера, проектора, сканера, средства связи с Интернет, видео- и фотоаппаратуры и т.д.) и использования офисных программ (Word, Excel, Access).  
 
На уроках информатики практически все темы изучаются на базе знаний других школьных предметов: истории, экономики, русского языка, литературы, ИЗО и МХК, географии и т.д. Например, мы предлагаем, при изучении темы «Списки в Word, выбор маркера, автозамена» использовать данные по биологии. При изучении Excel моделировать задачи по экономике, физике, математике. Изучение Access проводить на базе данных, взятых из литературы, экономики. Знакомство с приемами создания презентации в среде Power Point осуществлять при использовании материала по истории или географии и т.д. Обязательной итоговой практической работой учеников по теме из курса информационных технологий является самостоятельная работа (в среде Power Point, HTML, Access, Word) на любую тему из курса школьной программы. 
 
Очевидно, информационное моделирование предоставляет наиболее широкие возможности для использования межпредметных задач. 
 
Для разработки системы межпредметных заданий мы предлагаем использовать следующую схему (удобней рассматривать в рамках одного класса): 
 
1.     выделить в каждом предмете (каждой теме) основные виды деятельности, для овладения которыми необходимо использовать ИТ;  
 
2.     обозначить умения в области информатики и ИТ, которыми должен овладеть учащийся;  
 
3.     подготовить систему задач из данной предметной области;  
 
4.     включить подготовленные задачи в курс информатики в том же (идеальный редко достижимый вариант) или более позднем временном промежутке.  
 
Очевидно, для проведения этой работы недостаточно усилий только учителя информатики. Целесообразно привлечь к этой работе учителей предметников. 
 
Выполнение на занятиях по информатике заданий с применением системы межпредметных задач является достаточно эффективным средством активизации учебного процесса, усиления его обучающего и развивающего эффекта.  
 
Подготовка и реализация межпредметных проектов способствует не только повышению эффективности процесса обучения, активизации творческой деятельности, но и расширению кругозора школьников, что весьма важно в системе подготовки любого человека. Обогащение учебной и трудовой деятельности учащихся на основе межпредметных связей происходит особенно интенсивно при использовании ИКТ. 
 
Активные методы обучения, к которым относится метод проектов, позволяет увлечь учащихся наукой и способами ее овладения. 
 
Задача проекта предъявляет более высокий уровень требований к исполнителю работы, ее завершенности, качеству представления конечных результатов. В процессе проектирования у учащихся происходит рост самосознания, накопление опыта самореализации. Работа над проектом требует проявления в процессе творческой умственной активности и позволяет  расширить полученные в школе знания. Это умственный труд не только на себя, но и на решение социально значимых проблем, что стимулирует образовательную активность с одновременным развитием самостоятельности.  
 
Исследовательская работа по созданию межпредметного проекта позволяет учащимся использовать современные источники информации (Интернет), язык разметки гипертекста HTML, что повышает интерес к изучению предметов. 
 
Приведем примеры созданных и применяемых на практике межпредметных проектов по информатике с другими предметами: «Изотопы», «Атомная энергия «за» и «против», «Строение Вселенной», «Исследование функций», «Построение сечения» и др.  
 
После корректировки межпредметные проекты используются учителями - предметниками на уроках при объяснении, закреплении и повторении изученного материала, что является хорошим современным образовательным ресурсом для проведения урока. Межпредметные проекты позволяют учителю использовать готовый образовательный продукт для углубления изучаемого материала  в профильных физико-математических, гуманитарных классах. 
 
Интегрированные или бинарные уроки – пример реализации межпредметных связей. Большой интерес у учащихся вызывают интегрированные уроки математика – информатика: «Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft  Excel» (9 класс), «Циклические алгоритмы. Построение графиков тригонометрических функций»  (10 класс).  
 
На бинарном уроке (информатика – ИЗО, 7 класс) «Изображение предметного мира средствами компьютерного дизайна» знакомятся с понятием композиция и создают натюрморт в среде графического редактора Paint. 
 
Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. 
 
Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.  
 
Главная цель интеграции – создание у учащихся целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. Исходя из этого, на современном этапе развития школьного образования весьма актуальными становятся межпредметные связи, которые создают благоприятную почву для интеграции знаний. Основной задачей интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе является подготовка школьников к жизни во «взрослом мире», показ многообразия духовной сферы, удовлетворения познавательных и нравственных потребностей на основе координации содержания, конкретизации задач через комплексное взаимодействие предметов. 
 
Такой опыт организации учебного процесса позволяет говорить о высокой степени эффективности использования современных информационных технологий, предполагающих познание через деятельность. 
 
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор, принимать решение, которые формируют  личностные качества лидера и его информационную культуру. 
Литература 
 
1. Воронина Г.А. "Подходы к отбору содержания естественно - научного образования для профильных классов" - "Профильная школа", №5, 2004. 
 
2. Стандарт среднего (полного) образования по информатике и ИКТ 
 
3. Хуторской А.В., Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы. Народное образование №2, 2003. 
 
4. Хуторской А.В., Ключевые компетенции. Технология конструирования, Народное образование №5, 2003.  
 
5. Говорухин В. Н., Цибулин В. Г. Компьютер в математическом исследовании. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2001. 
 
6. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Части 1, 2, 3/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007.

 

МИНЕЕВА  РАЗИМА  АНАСОВНА

учитель начальных классов   

МБОУ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №100 им. С.Е.Цветкова»

г. Новокузнецк Кемеровская область

 

Информационно-коммуникационные технологии и межпредметные связи

(Слайд 1)         

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках.  А между тем, спешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому.

(Слайд 2)

Мы все  отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

Все в мире цепью связано нетленной, 

Все включено в один круговорот: 

Сорвешь цветок, 

А где-то во Вселенной  

В тот миг звезда взорвется и умрет… 

                                 Л. Куклин (поэт)

(Слайд 3)

  1. «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.»  

 

                             Я. А. Коменский

  1. И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов начальной школы, отмечал опасность их разрыва.

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Каждый учебный предмет по сути своей несет в себе интеграцию разных  областей знаний. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.

Как известно, метод обучения грамоте, созданный К.Д. Ушинским посредством интеграции письма и чтения, оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.

(Слайд 4)

В программе «Школа-2100» интеграция чтения и письма заложена в основу, урок обучения грамоте проводится парой, на протяжении которой  письмо и чтение чередуются и  дополняют друг друга. Но, кроме этих близких областей знаний, на уроках обучения грамоте в 1 классе интегрируются и материалы по ИЗО, окружающему миру, истории.

(Слайд 5)

Литературное  чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению; возможно интегрирование с русским языком, ИЗО и технологией.

(Слайд 6)

На интегрированных уроках русского языка и природоведения в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений. Возможно сочетание русского языка с ИЗО, музыкой.

(Слайд 7)         

Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы.

Возможно сочетание с историей, окружающим миром.

(Слайд 8)

Окружающий мир включает сведения из географии, биологии, ботаники, астрономии и физики. Я интегрирую уроки окружающего мира с экологией и краеведением, ОБЖ, историей, ИЗО, музыкой, технологией.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что на всех слайдах одной из составляющих является ИКТ.

(Слайд 9)

“Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад.”( Анатолий Гин - вице-президент Международной общественной Ассоциации профессиональных преподавателей, разработчиков и пользователей теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) по вопросам образования)

Современные школьники, которые с детства играют с компьютерными приставками, электронными игрушками, компьютер воспринимают так же естественно, как простейшие бытовые предметы. Он привлекателен для детей, как любая новая игрушка, и именно так они в большинстве случаев смотрят на него. Поэтому у младших школьников практически нет психологического барьера перед этой техникой. Учителю необходимо соответствовать современному ученику. Поэтому сегодня учитель всё шире использует в своей педагогической деятельности компьютерные технологии 

            Я  пришла к выводу, что компьютер, как инструмент, вполне доступен и даже необходим обычному учителю. Его применение достаточно эффективно при различных видах учебной деятельности. Он высвобождает время учителя, разнообразит учебный процесс.

В своей работе я использую компьютер, как средство обучения на всех уроках. Использую, как созданные мной лично, так и готовые презентации, но адаптированные под мой класс. Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.          Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки наиболее интересными, в процесс восприятия учебного материала  включается не только зрение, но и слух, воображение,  всё это помогает учащимся лучше усвоить изучаемый материал. Мультимедийным средствам обучения отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых моментов урока. Использование в презентациях анимационных изображений героев мультфильмов, сказок, рассказов создает обстановку психологического комфорта на уроке. Наряду с изображением в презентациях содержатся и видео, и звук, что еще более усиливает эмоциональное воздействие слова.  

Использование компьютерных технологий  способствует эффективному развитию всех видов восприятия у учеников: зрительного, слухового, чувственного;  задействованию  всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, образной, ассоциативной и др., способствует расширению межпредметных связей.

В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, во время устного счёта, на минутке чистописания,  при контроле знаний.

На уроках русского языка – это могут быть рисунки, иллюстрирующие лексическое значение слов; обучающие сочинения по картине; обучающие изложения; картинные и словарные диктанты; тренажеры; минутки чистописания; зрительные диктанты; тестовые работы.

На уроках литературного чтения – это портреты писателей; картины природы; иллюстративный материал; скороговорки, пословицы и загадки; ребусы; видеоматериал по произведениям, мультфильмы, аудиозаписи; план пересказа произведения.

На уроках математики – это материал для устного счета, геометрический материал; игровой материал; схемы к задачам; исторический материал, тестовые задания; тренажер; кроссворды.

У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы, например, по теме “Водоросли”. Мало, кто из детей имеет возможность увидеть их воочию во всём многообразии.

А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику по всем темам. Уроки окружающего мира – это богатейшее поле для использования ИКТ: видеофильмы, аудиозаписи со звуками природы, энциклопедические  сведения, тестовые работы, кроссворды, краеведческий материал.

Уроки ИЗО и технологии вообще немыслимо проводить без использования компьютера. К примеру, тема «Дымковская игрушка»: богатство изделий дымковских мастеров нужно обязательно увидеть : барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов; затем иллюстрируются этапы работы мастеров, различные виды росписи игрушек по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы; пошаговая роспись изделия.

Портреты художников, репродукции картин, технологические карты выполнения изделий – это неполный перечень того, что можно продемонстрировать  детям с помощью презентаций к урокам ИЗО и технологии.

И, наконец, используя компьютер, можно провести физминутки, гимнастику для глаз.

(Слайд 10)

«Ребенок по своей природе – пытливый  исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.»  ( В. Сухомлинский)

Проведение уроков с использованием компьютерных технологий требует от учителя начальных классов огромной подготовительной работы, но все затраты окупаются высокими результатами – улучшается  качество обучения, повышается  мотивация обучающихся.

Сайты для учителей

Методисты http://metodisty.ru

Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/

Про Школу http://www.proshkolu.ru

Педсовет http://pedsovet.su/load/100

Все для детей http://allforchildren.ru

Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru

На Урок.ру http://nayrok.ru/index.php

Интерактивная доска http://interaktiveboard.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru

Завуч. Инфо http://www.zavuch.info

Азбука безопасности http://azbez.com

Край, в котором мы живем http://krai.myschool44.edu.ru/

 

"Межпредметные связи на уроках информатики"            

 В течение последних лет  современная школа переживает  период совершенствования образования.  За это время изменилось содержание  школьной информатики. Очень остро  встал вопрос о межпредметных  связях. Школе необходимо подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.        

 Применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.            

  В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики, физики и информатики в другие отрасли знания. Связь между учебными предметами является прежде всего отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей. Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.            

 Межпредметные связи следует  рассматривать как отражение  в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания. При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:

Информация о работе Межпредметные связи с информатикой и ИКТ