Межпредметные связи с информатикой и ИКТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:52, реферат

Краткое описание

Навыки работы со средствами ИКТ необходимые для формирования информационной культуры учащиеся могут получить на уроках информатики с использованием межпредметных заданий.

Анализ содержания курса информатики и информационных технологий в школе позволяет выделить восемь линий наиболее значимых для включения в структуру межпредметных связей и соответствующие им умения, владение которыми позволит учащимся получить навыки использования ИКТ в различных предметных областях:

Файлы: 1 файл

Актуальные вопросы преподавания информатики и ИКТ.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

1. Комплексное  изучение разными науками одного  и тоже объекта.

2. Использование  методов одной науки для изучения  разных объектов в других науках.

3. Привлечение  различными науками одних и  тех же теорий и законов  для изучения разных объектов.           

 В современных  условиях возникает необходимость  формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности. В настоящее время в связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию особо важное значение приобретает изучение роли межпредметных связей в активизации познавательной деятельности учащихся.            

 Особо  следует выделить роль учителя  и ученика в организации межпредметных  связей. Учитель преподает учащимся  знания, выявляет логические связи  между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих связей для приобретения новых знаний. Ученик же усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Процесс познания учащимися протекает под руководством учителя. Итак, рассмотрим ситуацию, при которой межпредметные связи в преподавании используются успешно. Какова при этом деятельность учащихся? Многообразие их видов деятельности можно в этом случае объединить в три группы:

1. Учащиеся  умеют привлекать и привлекают понятия и факты из родственных дисциплин для расширения поля применимости теории, изучаемой в данном предмете;

2. Учащиеся  умеют привлекать и привлекают  теории, изученные на уроках других  предметов, для объяснения фактов, рассматриваемых в данной учебной дисциплине;

3. Учащиеся  умеют привлекать и привлекают  практические умения и навыки, полученные на уроках родственных  дисциплин, для получения новых  экспериментальных данных.            

 Разумеется, перечень действий учащихся этим  не ограничивается, но они являются важнейшими. Успешная деятельность учителя по реализации межпредметных связей требует специальных условий. К ним можно отнести координацию учебных планов и программ, координацию учебников и методических пособий, а также разработанную и экспериментально проверенную методику обучения учащихся переносу необходимой информации из одной дисциплины в другую и эффективные способы проверки этого важного умения.          

 Принципиально  методику обучения учащихся использованию  межпредметных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трех ступеней.   

v На первой  ступени основная цель учителя  приучить учащихся использовать  знания, полученные в естественнонаучных  дисциплинах. Первая ступень формирования  умения учащихся переносить межпредметные знания может быть использована в большей мере в младших классах. Но поскольку на этой ступени могут быть решены первые две задачи использования межпредметных связей (изучение понятий собственного предмета, а также родственных для смежных курсов понятий), то и в старших классах учитель может его использовать, но в сочетании с более высокими ступенями.   

v Вторая ступень посвящена обучению  учащихся переносу знаний из  предмета в предмет. Если на  первой ступени учитель требовал  от учащихся воспроизведения знаний того материала смежной дисциплины, который он привлекал в процессе объяснения, то теперь основное внимание уделяется самостоятельному применению школьниками сведений из родственных курсов. Поэтому вторую ступень можно назвать ступенью использования знаний.   

v Третья ступень обучения учащихся  использованию межпредметных связей  также состоит из нескольких  последовательных этапов. Основная  цель третьей ступени заключается  в том, чтобы обучить учащихся  применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений, изучаемых на уроках естественно-научного цикла. В связи с целями, стоящими перед данной ступенью, ее можно условно назвать обобщающей.            

 В практической работе учителя  ступени обучения учащихся переносу  знаний из предмета в предмет  могут в значительной мере  варьироваться. Основная цель  использования ступеней и этапов  состоит, во-первых, в упорядочении  работы учителей по реализации межпредметных связей в преподавании, во-вторых, они позволяют судить достигнутых в работе результатах обучения, в-третьих, дают возможность оценить степень овладения учащимися умением переносить и использовать знания, полученные на занятиях смежных дисциплин.            

 Выявление и последующее  осуществление необходимых и  важных для раскрытия ведущих  положений учебных тем межпредметных  связей позволяет: а) снизить  вероятность субъективного подхода  в определении межпредметной  емкости учебных тем;

б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных  предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;

в) осуществлять поэтапную организацию  работы по установлению межпредметных  связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;

г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;

д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;

е) изучать важнейшие мировоззренческие  проблемы и вопросы современности  средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.           

 В этом находит свое выражение  главная линия межпредметных  связей. Однако эти связи между  отдельными предметами имеют  свою специфику, которая накладывает  отпечаток на преподавание. Например, при изложении математики следует обратить внимание на совершенствование тех разделов учебного курса, которые находят широкое применение в курсе информатики. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам. Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.               

 Тема межпредметных связей  интересует меня давно. Я окончила  Московский Институт Управления им. С. Орджоникидзе по специальности инженер-экономист, поэтому я с уверенностью могу сказать, что при изучении технических дисциплин нельзя отделять одну науку от другой. Происходит интеграция двух-трех, а то и более предметов. Физика, математика, английский язык – это те науки, без знания которых изучить информатику очень сложно. Знания, полученные на уроках информатики и ИКТ позволяют учащимся применить их и при изучении других предметов, делая процесс обучения более творческим и разнообразным.             

 Межпредметная  связь возможна также между  науками гуманитарного и естественно-математического  цикла. Учащиеся выполняли работы  по литературе «Сергей Есенин»  в виде проектов с использованием  мультимедийного оборудования. Изучая  тему «Герб России» на уроках истории, дети приготовили интересные проекты так же используя мультимедийное оборудование. В моем опыте работы чаще присутствуют межпредметные связи между математикой и информатикой и ИКТ, физикой и информатикой и ИКТ. Но в будущем планирую разрабатывать уроки с интеграцией литературы и информатики и ИКТ, русского языка и информатики и ИКТ.            

 Очень интересен видеурок  в 9 классе «Решение квадратных  уравнений в Exсel», в котором  использованы межпредметные связи  информатика и ИКТ + математика. Тема «Квадратные уравнения» И «Квадратичные функции» изучается параллельно на уроке математики. Учащиеся имеют базовые знания по решению квадратных уравнений и по построению квадратичных функций, полученные на уроках математики.            

  Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними. Это делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов. Это же дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников школы.            

 С помощью многосторонних  межпредметных связей не только  на качественно новом уровне  решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.  

 

БИБЛИОГРАФИЯ  
1.Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 1983.  
2. Минченков Е.Е. Роль учителя в организации межпредметных связей. / Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе. - Челябинский педагогический институт, 1982.

ЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В  ШКОЛЬНОМ КУРСЕ INTERNET-ТЕХНОЛОГИЙ

Нестерова Л.В.

Гимназия N3 , Астрахань

 

Аннотация

В докладе намечены пути реализации межпредметных связей на занятиях по телекоммуникационным технологиям.

Текст доклада

Особенностью информатики как школьного предмета является формирование у учащихся представлений о единой информационной картине мира. При этом она не может достичь этой сложнейшей цели «в одиночку», обособленно от других учебных предметов, не опираясь на них, без тесного взаимодействия с ними. Более того, только опираясь на межпредметные связи, можно добиться высокого качества знаний учеников не только по информатике, но и по другим дисциплинам [1].

Курс «Компьютерные телекоммуникации», реализуемый в старших классах гимназии, пожалуй, как никакой другой, открывает огромное количество «точек соприкосновения» различных школьных дисциплин с информатикой, весь он в целом и каждая его тема в отдельности предоставляют исключительно богатые возможности для реализации обширных межпредметных связей. Электронная переписка становится одним из средств обмена информацией в ходе деловой игры, урока – практикума, проведенного в рамках любой школьной дисциплины, будь то физика, химия, биология или русский язык. Общение в чате или он-лайновой конференции находит применение на уроках и спецкурсах по экологии, иностранному языку, страноведению. Полезна такая работа еще и тем, что позволяет психологически подготовить школьников к участию в сетевом общении со своими сверстниками за рубежом уже в рамках различных телекоммуникационных проектов. На занятиях по Web-дизайну старшеклассникам предлагается создание тематических сайтов, посвященных экологическим проблемам, деятельности замечательных ученых, творчеству поэтов и писателей прошлого и современности, городам России и т.п. Довольно интересной для школьников оказывается и деятельность, направленная на создание гипертекстовых обучающих программ по различным предметам: физике, химии, биологии, математике и др., которые могут затем быть использованы в ходе интегрированных уроков.

На занятиях по Internet-технологиям, проводимых в старших классах гимназии №3 г. Астрахани для формирования практических навыков работы с различными сервисами Internet учащиеся используют локальную сеть, при этом удаленного партнера имитирует гипертекстовая распределенная база данных, размещенная на сервере локальной сети [2]. Мы стремимся, чтобы материалы, участвующие в ее формировании касались различных областей знания, содержали интересные и полезные для школьников сведения. Это информация о знаменитых музеях, галереях, памятниках архитектуры, творчестве известных художников, поэтов, писателей, композиторов, культуре и истории древних цивилизаций, истории замечательных научных открытий, российской и зарубежной системах образования, популярных спортивных играх и пр. В состав гипертекстовой базы данных включены также и сайты, подготовленные на английском и немецком языках, такие, например, как «Тур по Великобритании» (на русском и английском языках), «Brooklyn Museum of Art», «Das Goethe-Institut» и др. Все это позволяет школьникам не только приобрести умения, необходимые им для самостоятельной и продуктивной работы в Internet, но и осознать, что глобальная сеть – это не только один из способов проведения свободного времени, но и огромная помощь в учебном процессе и научно-исследовательской работе.

Информация о работе Межпредметные связи с информатикой и ИКТ