Межпредметные связи в школьном курсе информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

задачи:
* Изучить теоретический материал. Определить роль и возможности межпредметных связей в преподавании школьного курса «Информатика и ИКТ».
* Разработать планы-конспекты уроков по предмету «Информатика и ИКТ» с применением межпредметных связей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 5
1.2. ФУНКЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 9
1.3. ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 11
1.4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 14
1.5. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 17
ГЛАВА 2. КОНСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И МАТЕМАТИКЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

ИСПРАВЛЕННЫЙ_МЕЖПРЕД_СВЯЗИ.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

     Межпредметные связи выполняют в обучении ряд  функций.

     Методологическая  функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

     Образовательная функция межпредметных связей состоит  в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость.

     Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

     Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении информатике. Учитель информатики, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

     Конструктивная  функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов [8].

     Межпредметные связи в обучении рассматриваются  как дидактический принцип и  как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.

     Межпредметные связи позволяют вычленить главные  элементы содержания образования, предусмотреть  развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей.

     Формирование  общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей.

     Таким образом, межпредметность - это современный  принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса [6].

 

      1.3. Примеры реализации межпредметных связей

    Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики  могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, историей, биологией. При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей (например, использование словарей, устройства передачи информации и др.). Основой при объяснении устройства ЭВМ являются сведения из курса физики. Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в физике и математике. Знания о системах счисления должны формироваться в курсе математики [4].

    Рассмотрим, как осуществляется связь информатики  с процессом преподавания других предметов:

    - Компьютерные презентации как  улучшение форм подачи материала  в любом предмете, ведь они  комбинируют возможности аудио,  визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.

    - Решение математических задач  с помощью численных методов  в языке программирования и  табличном процессоре. Переборные  алгоритмы как элемент комбинаторики.

    - Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.

    - Телекоммуникационные ресурсы как  инструмент изучения иностранных  языков.

    - Редактор формул как элемент  закрепления наиболее трудных  для учащихся формул математики, химии, физики.

    - Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора и языка программирования.

    - Базы данных как средство поддержки  изучения экономики и географии.

    - При изучении темы «Графический  редактор» учащиеся должны создавать  и редактировать изображения  в расчете на субъективное восприятие зрителя. Кроме сухих понятий компьютерной графики полезно рассказать об особенностях художественного восприятия человека. Золотое сечение – симметрия всего живого на земле. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.

    А теперь наоборот, как осуществляется взаимосвязь других учебных предметов  и информатики:

    • Математические методы при решении  задач информатики;

    • Физика – представление о кодировании сигналов;

    • Физика, математика – системы координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графике;

    • Физика – физические принципы работы устройств персонального компьютера;

    • Биология - генетические и муравьиные алгоритмы в программировании;

    • История – возникновение и  развитие устройств и способов обработки  информации;

    • ИЗО – цветовые модели в компьютерной графике;

    • Английский язык – понимание синтаксиса языков программирования, овладение  компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы.

    Технологичность становится сегодня одной из характеристик  деятельности педагога и означает переход  на более высокую ступень организации  образовательного процесса, при этом обучая школьников следующему:

    1. алгоритмическому мышлению во  всех областях жизни,

    2. самостоятельной постановке задач, 

    3. выбору эффективных инструментов,

    4. оценке качества собственной  работы,

    5. умению работать с литературой  и вообще навыкам самообразования,

    6. умению работать в коллективе [1].

    Таким образом, межпредметные связи, осуществляясь  в различных формах организации  обучения и во внеклассной работе, призваны не разрушать, а укреплять  предметную систему обучения. Использование связей между предметами в их различных видах показывает, как можно гибко варьировать содержание и методы предметного обучения, сохраняя при этом специфику отдельных учебных предметов.

 

      1.4. Межпредметные связи как средство активизации познавательной деятельности учащихся

     Особая  роль в решении вопроса по проблемам  реализации межпредметных связей принадлежит  формированию общих понятий на межпредметной  основе.

     Рассмотрев  выше ситуации, при которых межпредметные связи в преподавании используются успешно, многообразие видов деятельности учащихся можно объединить в три группы:

  1. Привлечение понятий и фактов из родственных дисциплин для расширения области практического применения теории, изучаемой в данном предмете.
  2. Привлечение теорий, изученных на других предметах, для объяснения фактов, рассматриваемых в данной учебной дисциплине.
  3. Привлечение практических умений и навыков, полученных на уроках родственных дисциплин, для получения новых экспериментальных данных.

     Успешная  деятельность учителя по реализации межпредметных связей требует специальных условий. К ним можно отнести координацию учебных планов и программ, координацию учебников и методических пособий, а также разработанную и экспериментально проверенную методику обучения учащихся переносу необходимой информации из одной дисциплины в другую и эффективные способы проверки этого важного умения.

     Принципиально методику обучения учащихся, основанную на использовании межпредметных  связей в учебной деятельности можно  представить состоящей из трех ступеней, которые представлены в таблице 2 [5].

 

      Таблица 2

     Этапы обучения на основе использования межпредметных  связей 

Первая  ступень – воспроизводящая

Цель  – приучить учащихся использовать полученные знания

1 этап

Учащиеся повторяют необходимые сведения из соответствующих дисциплин.

2 этап

Учитель объясняет новый учебный материал, используя факты и понятия  из одного учебного предмета, на примерах из другого.

3 этап

Учитель излагает новый материал, привлекая  теорию из смежной дисциплины для объяснения рассматриваемых явлений.

Вторая  ступень – использование знаний

Цель  – перенос знаний из предмета в  предмет

4 этап

Учащиеся  должны самостоятельно воспроизводить отдельные знания фактического или  теоретического характера из смежной дисциплины.

5 этап

Учащиеся  должны привлекать факты и понятия, усвоенные ими на уроках одной  дисциплины, для подтверждения вновь  усваиваемых знаний на уроках другой.

6 этап

Учащиеся  должны самостоятельно привлекать теорию, изученную на уроках одного предмета, для объяснения изучаемых явлений в курсе другого.

Третья  ступень – обобщающая

Цель  – обучить учащихся применять  понятия, факты, законы и теории для  иллюстрации единства мира, а также  использовать общие законы диалектики для объяснения явлений.

7 этап

Учитель объясняет проявление в изучаемых на уроках данной дисциплины явлениях общих законов диалектики.

8 этап

Учитель объясняет место

изучаемых явлений в общей картине мира.

9 этап

Учащиеся  воспроизводят

общие законы диалектики при объяснении явлений, изучаемых на уроках данной дисциплины.

 

     Выделенные  ступени и этапы довольно условны. В практической работе учителя этапы  обучения учащихся переносу знаний из предмета в предмет могут в  значительной мере варьироваться. Основная цель использования ступеней и этапов состоит, во-первых, в упорядочении работы учителей по реализации межпредметных связей в преподавании, во-вторых, они позволяют судить о достигнутых в работе результатах обучения, в-третьих, дают возможность оценить степень овладения учащимися умением переносить и использовать знания, полученные на занятиях смежных дисциплин. Всё это, безусловно, повышает уровень познавательной деятельности учащихся.

     Таким образом, рассмотрев ступени и этапы  использования межпредметных связей, следует отметить, для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо упорядочить работу педагога, создать специальные условия для его успешной деятельности.

 

      1.5. Планирование  межпредметных связей

     Содержание, объем, время и способы использования  знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов.

     В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей - сетевое, курсовое, тематическое и поурочное [9].

     Сетевое планирование.

     Осуществляется завучем или председателем методической или предметной комиссии по определенному циклу, группе предметов. Сетевое планирование имеет форму графика или плана-карты, которые выявляют основные связи разных учебных тем смежных курсов, показывают узловые темы с наибольшим числом связей с другими предметами. Сетевой график представляет собой модель учебного процесса, которая отражает содержание и объем учебной деятельности учащихся в определенные отрезки времени и с учетом межпредметных связей.

     Сетевое планирование дает общую канву межпредметных связей в цикле учебных предметов, но недостаточно организует активную познавательную деятельность учащихся. Необходимо планирование методов и форм организации обучения при осуществлении межпредметных связей. Этому способствуют другие способы планирования.

Информация о работе Межпредметные связи в школьном курсе информатики