Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 09:57, курсовая работа
На основании письма Министерства образования Российской Федерации № 03-93 ин/13-03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятности в содержание математического образования основной школы», в российских школах, начиная с 7-х классов (в дальнейшем с 5-х классов) в школьном курсе математики рассматриваются простейшие комбинаторные и вероятностно-статистические понятия
Для внедрения указанного содержания в практику основной школы разработаны учебно-методические материалы. Ряд учебников, таких как линия учебников Алимова, Дорофеева, Потапова, содержат указанный материал как органическую часть курса. Также к основным школьным учебникам математики (Теляковский, Мордкович и другие) подготовлены специальные вкладыши с подробным теоретическим материалом и подбором задач.
Введение 3
Глава 1. Особенности изучения комбинаторики в школьном курсе математики средней школы 4
1.1. Целесообразность изучения элементов комбинаторики в начальной школе 4
1.2. Актуальность изучения комбинаторики в курсе математики средней школы 7
Глава 2. Методика изучения раздела «Комбинаторика» в курсе математики средней школы 10
2.1. Сравнительный анализ изучения раздела комбинаторики в учебной литературе 10
2.2. Содержание раздела «Комбинаторика» в курсе средней школы 16
2.3. Формирование критического мышления при использовании элементов комбинаторики в обучении 18
Заключение 26
Список литературы 28
Содержание
На основании письма Министерства образования Российской Федерации № 03-93 ин/13-03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятности в содержание математического образования основной школы», в российских школах, начиная с 7-х классов (в дальнейшем с 5-х классов) в школьном курсе математики рассматриваются простейшие комбинаторные и вероятностно-статистические понятия
Для внедрения указанного содержания в практику основной школы разработаны учебно-методические материалы. Ряд учебников, таких как линия учебников Алимова, Дорофеева, Потапова, содержат указанный материал как органическую часть курса. Также к основным школьным учебникам математики (Теляковский, Мордкович и другие) подготовлены специальные вкладыши с подробным теоретическим материалом и подбором задач.
Однако неразработанной остается методика введения основных комбинаторных понятий. При этом в курс основной школы включает лишь небольшую часть обширного материала, который является очень полезным как для формирования необходимых комбинаторных навыков, так и для развития мышления школьников в общем.
Таким образом, рассмотрение методики введения раздела комбинаторики в школьный курс математики основной школы является востребованным и актуальным.
Вопрос о модернизации школьного математического образования в отечественной школе был поставлен еще в начале 60-х годов выдающимися математиками Б.В. Гнеденко, А.Н. Колмогоровым, А.Я. Хинчиным. Обращаясь к широкому кругу читателей – математиков, педагогов и методистов, - Б.В. Гнеденко писал: «Сейчас крайне назрела потребность введение в школьное обучение элементов теории вероятностей… В этом нуждаются и методологическое воспитание школьников, и последующая практическая деятельность их, и межпредметные связи».
В связи с реформой школьного математического образования, проводимой в 60-е годы, появился целый ряд работ ученых методистов, которые ставили своей целью разработать методику преподавания теории вероятности как отдельной темы школьного курса школьной математики. Однако в 70-х годах из обязательных программ были исключены даже самые начальные сведения по комбинаторике и теории вероятности в силу неподготовленности школы к их восприятию. Реформами 80-х годов элементы комбинаторики, теории вероятности и математической статистики были включены в программы профильных классов, в частности, физико-математического и естественнонаучного.
Несмотря на то, что идея введения стохастической линии в школьный курс математики разрабатывается уже почти 40 лет и встречает практически полную поддержку в среде математиков и педагогов-практиков, в практику школы раздел комбинаторики и теории вероятностей введен лишь номинально. Основными причинами такого положения дел является нетрадиционность, новизна этого материала для самой математики, отсутствие прочных методических традиций преподавания ее школьникам, неподготовленность части учителей к изложению материала в духе прикладной, а не чистой математики.
Но самое главное – социально-экономическое состояние общества, при котором умение грамотно анализировать имеющуюся информацию, делать научно-обоснованные прогнозы, предвидеть последствия принимаемых решений, - а все это призвана формировать вероятностно-статистическая линия курса математики, - осталось невостребованным.
В настоящее время принципиально изменилась ситуация в обществе, и это позволяет предположить, что формируемые комбинаторно-вероятностным материалом умения и знания окажутся необходимыми широкому кругу людей и станут наравне с компьютерной грамотностью, неотъемлемой составляющей общекультурной подготовки современного человека.
На основании письма Министерства образования Российской Федерации № 03-93 ин/13-03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятности в содержание математического образования основной школы», в российских школах, начиная с 7-х классов (в дальнейшем с 5-х классов) в школьном курсе математики рассматриваются простейшие комбинаторные и вероятностно-статистические понятия
В журнале «Математика в школе» есть статья, выпущенная Министерства Образования РФ, в которой говорится о том, что одним из важнейших аспектов модернизации содержания математического образования состоит во включении в программы элементов статистики и теории вероятностей. Изучение элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в основной и старшей школе станет обязательным после утверждения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Но в связи с тем, что внедрение в практику этого нового материала требует несколько лет и накопления методического опыта, Министерство образования РФ рекомендовало образовательным учреждениям начинать его преподавание в основной школе уже в 2003-2004 учебном году перечислен примерный круг вопросов, на которые следует ориентироваться учителям при введении комбинаторики, статистики и теории вероятностей в основной и старшей школе. Причем рекомендуется начинать изучение этих вопросов уже в 5 классе, т.к., по мнению психологов, дети этого возраста способны усвоить комбинаторный и статистический материал наиболее продуктивно. Кроме этого, в статье приведён достаточно большой список литературы по данной теме (включая учебники, вкладыши к ним, дополнительную литературу по данной теме и материалы для организации подготовки учителей).
Для внедрения указанного содержания в практику основной школы разработаны учебно-методические материалы. Ряд учебников, таких как линия учебников Алимова, Дорофеева, Потапова, содержат указанный материал как органическую часть курса. Также к основным школьным учебникам математики (Теляковский, Мордкович и другие) подготовлены специальные вкладыши с подробным теоретическим материалом и подбором задач. Однако неразработанной остается методика введения основных комбинаторных понятий. При этом в курс основной школы включает лишь небольшую часть обширного материала, который является очень полезным как для формирования необходимых навыков, так и для развития мышления школьников в общем.
Таким образом, рассмотение методики введения раздела комбинаторики в школьный курс математики основной школы является востребованным и актуальным.
В связи с модернизацией образования, в большинство перспективных государственных образовательных документов последних лет содержат в курсе математики 5-9 классов наравне с такими привычными линиями, как «Числа», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры», была введена вероятностно-статистическая линия. Продолжение изучения этой линии предполагается в старших классах.
Современные стандарты и программы математического образования в основной школе предполагают пропедевтику основных комбинаторных и вероятностно-статистических понятий, знакомство на наглядном, интуитивном уровне с вероятностно-статистическими закономерностями в 5-6 классах, определение основных понятий, построение и изучение базовых комбинаторных и вероятностно-статистических моделей в 7-9 классах.
Первая линия учебников, в которых последовательно с 5 по 9 класс проводится вероятностно-статистическая линия, органично и системно связанная с другими темами курса - это новый учебный комплект «Математика 5-6» по ред. Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина, «Математика 7-9» под ред. Г.В. Дорофеева.
В указанных учебных комплектах принят статистический подход к понятию вероятности, который методически и психологически соответствует возрастным особенностям учеников основной школы.
В работе (реф) проведен сравнительный анализ обучения школьников основной школы решению комбинаторных задач, обучающихся с помощью учебника С.М. Никольского и с помощью учебника Г.В. Дорофеева. Дети, наученные составлять дерево возможных вариантов, более осмысленно решали предложенные задачи, отсекая, если нужно, повторяющиеся комбинации. Так, решение задачи, с применением специальных методов, привело к правильному ответу на 37% учащихся больше, чем решение простым перебором.
Сохранение интереса к изучению математики при использовании новых комплектов учебников обеспечивается не только через дополнительные темы, но и через достаточное количество занимательных задач.
Занимательные задачи — инструмент для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности школьника. К таким задачам относятся задачи «на соображение», «на догадку», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи.
Информация о работе Элементы комбинаторики в школьном курсе математики