Роль межпредметных связей в обучении биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить роль межпредметных связей в обучении биологией.
Объект исследования: виды обучения биологии.
Предмет исследования: межпредметные связи
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научную и специальную литературу, публикации и статьи по проблеме исследования.
Рассмотреть основные виды и функции межпредметных связей;
Выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные (из других предметов) знания, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам.

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ.doc

— 6.61 Мб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

 «Московский  государственный гуманитарный университет  имени М.А. Шолохова»

 

 

Факультет экологии и естественных наук

 

Кафедра биологии и биотехнологии

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Роль межпредметных связей в обучении биологии»

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

студентка 4 курса 

заочной формы обучения

по специальности «Биология»

Балышева Ю.Н.

 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

ассистент Шарикова В.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствую лучшему  формированию отдельных понятий  внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины (понятия о строении материи, различных процессах, видах энергии). [ 7]

            Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики и физики в другие отрасли знания.

Связь между учебными предметами является прежде всего отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей.

Необходимость связи  между учебными предметами диктуется  также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.

Межпредметные связи  в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке  и в жизни общества. Эти связи  играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения учащихся средних общеобразовательных школ. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания. [9]

При всем многообразии видов  межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:

1. Комплексное изучение  разными науками одного и тоже  объекта.

2. Использование методов  одной науки для изучения разных  объектов в других науках.

3. Привлечение различными  науками одних и тех же теорий  и законов для изучения разных объектов. [4]

  Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач. В связи с актуальностью данной проблемы, нами была выбрана тему курсовой работы «Роль межпредметных связей в обучении биологии».

Цель исследования: определить роль  межпредметных связей в обучении биологией.

          Объект исследования: виды обучения биологии.

Предмет исследования: межпредметные связи

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать научную и специальную литературу, публикации и статьи по проблеме исследования.
  2. Рассмотреть основные виды и функции межпредметных связей;
  3. Выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные (из других предметов) знания, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам.
  4. Подготовить практическую разработку урока биологии

 

 Методы исследования: анализ научной и методической литературы, практическая разработка.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Межпредметные связи в обуении биологи 

 

I.1 Функции межпредметных связей 

Межпредметные связи - важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников.

Таким образом, межпредметные  связи выполняют в обучении ряду функций.  
        Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.[11]

Методологическая  функция МПС проявляется в важнейших направлениях усовершенствования процесса обучения, которые отвечают социальным требованиям развития личности школьника. Межпредметные связи позволяют строить познавательную деятельность учащихся на основе общенаучных идей и методов. Они формируют общие способности учиться и раскрывают общие принципы построения науки (Е. Н. Кабанова-Меллер). Межпредметные связи - это особенно значимый в современных условиях научной интеграции фактор формирования содержания и структуры учебного предмета, а сама структура учебного предмета служит одним из объективных источников многообразия их видов и функций.

Образовательная функция МПС состоит в том, что с их помощью учитель биологии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития биологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция МПС определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы, Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Исследователи проблем умственного развития учащихся видят в межпредметных связях не только средство формирования гибкой и продуктивной системы знаний (Ю. А. Самарин), но и обобщенных способов действий (Б. Н. Кабанова-Мелник). [ 10 ]

         Воспитывающая функция МПС выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении биологии. Учитель биологии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию, повышает идейно-воспитательную и политехническую направленность обучения.[11] Очевидно, как отмечает Э. И. Моносзон, что интегрирование и координация содержания учебных предметов закладывают прочный фундамент научного миропонимания. Широкие философские обобщения - материальное единство и познаваемость мира, законы развития и взаимосвязь явлений природы и общества - основываются на фундаментальных законах естествознания и обществознания. Поэтому формирование мировоззрения базируется на осуществлении особенно важных связей между циклами предметов.

         Конструктивная функция МПС состоит в том, что с их помощью учитель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями различных предметов комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Межпредметные связи должны естественно включаться в изложение учебного материала учителя, не дублируя, а развивая опорные знания учащихся. [ 11 ]

 

I.2 Виды межпредметных связей в содержании обучения биологии 

 

      Чтобы овладеть методикой реализации межпредметных связей, учителю важно не только понимать их значение в обучении, но, прежде всего, необходимо изучить содержание смежных предметов. Этому может способствовать умение различать отдельные виды знаний и виды межпредметных связей.

          Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель биологии осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи биологии с физикой, химией) и межцикловые (связи биологии с историей, трудовым обучением). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации) : содержательно-информационные и организационно-методические. [14]

Содержательно - информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах биологических курсов, на фактические, понятийные, теоретические, философские.

Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы. Так, в обучении биологии и химии учителя могут использовать данные о химическом составе человеческого тела.

Понятийные межпредметные  связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий и  формирование понятий, общих для  родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ - тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия - явление, процесс, энергия и др. Эти понятия широко используются при изучении процессов ассимиляции и диссимиляции. При этом они углубляются, конкретизируются на биологическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный характер. [15]

Ряд общебиологических  понятий отражает такие сложные  процессы живой природы, которые невозможно раскрыть даже на первом этапе их введения без привлечения физико-химических понятий. Так, понятие фотосинтеза сложилось в науке в результате изучения этого процесса физиологией растений и пограничными науками - биофизикой и биохимией.

Теоретические межпредметные связи - это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия используются для объяснения биологических функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни живых организмов. [ 4]

 

 

 

 

              ГЛАВА II. Межпредметные связи в курсе биологии    

 

               II.1Межпредметные связи на уроках ботаники

          

         С изучения  растений  начинается в биологии последовательное формирование естественнонаучной картины  мира.  Растительный  мир изучается как  составная часть природы на клеточном,  организменном, видовом, биогеоценотическом и биосферном уровнях организации жизни. Мировоззренческие  идеи эволюции и уровней организации живой материи могут получить более глубокое развитие  при  изучении растений с помощью межпредметных связей.

         Растительная клетка изучается как мельчайшая частица  строения организма  растения,  и  одновременно  у учащихся формируются первичные представления  о  клетке  как  элементарной   структурно-функциональной единице жизни.  Понять строение и процессы жизнедеятельности клетки и научно объяснить их учащиеся  могут  лишь тогда, когда  учитель  раскрывает  закономерные  связи строения и функций клетки,  ее жизнедеятельности и  внешней  среды.  Понятия внешней среды и условий жизни учащиеся усваивают в курсе природоведения 5 класса.  Эти понятия целесообразно повторить, опираясь на знания учащихся из курса природоведения,  при освещении вопроса "Растительный мир как составная часть природы".[15]

          Под углом зрения этих понятий важно раскрыть и процессы жизнедеятельности клетки.  Учитель  подчеркивает,  что  питание и дыхание

клеток могут происходить  лишь тогда,  когда во внешней  среде есть необходимые для этого условия:  вода, воздух, минеральные вещества, свет и тепло.  Из воздуха и почвы поступают внутрь клетки необходимые для питания и дыхания вещества:  вода,  минеральные вещества, кислород, углекислый газ и др. С этими понятиями учащиеся также знакомы из курса природоведения .  Они знают,  что все тела природы состоят из веществ.  Введение уже при изучении клетки понятий об  органических  и  минеральных веществах позволяет избежать неопределенности понятия "питательные вещества" и  определить  их как органические  и  минеральные  вещества,  которые  поступают в клетку и образуются в ней в процессе питания. Для объяснения  вопроса о поступлении веществ в клетку важно использовать известные учащимся из курса природоведения понятия о растворимых веществах, растворении и  растворах.  Учитель  биологии  предлагает учащимся вспомнить, какие вещества называются растворимыми,  какие нерастворимыми.  Учитель ставит проблемный вопрос:  какие, растворимые или нерастворимые в воде,  вещества поступают в клетку? На основании опыта,  демонстрирующего поступление веществ в клетку, учащиеся делают выводы о том, что твердые вещества поступают в клетку только в растворенном виде, а вода растворяет минеральные соли;  вода с растворенными в ней веществами (соли, сахар) поступает в цитоплазму и образует клеточный сок, заполняющий вакуоли. Говоря о движении цитоплазмы, целесообразно подчеркнуть, что движение  присуще всей живой и неживой природе,  и предложить учащимся привести известные им из  курса  природоведения  примеры движения тел (движения тела человека,  небесных тел, Земли вокруг Солнца, воздуха, воды, растений и животных). [9 ]

Информация о работе Роль межпредметных связей в обучении биологии