Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 03:43, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима), во второй половине дня на прогулке и в помещении. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.
Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие и психофизических качеств, таких, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.
Цель работы: рассмотреть влияние занятий по гимнастике на детей дошкольного возраста в п. Дровянная.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по проблеме исследования;

Рассмотреть уровень физической подготовленности детей из детских садов "Уголек" и "Рассвет" п. Дровянная;
Разработать методику проведения занятий по гимнастике;
Экспериментально доказать ее эффективность.

Оглавление

Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Виды гимнастики и их характеристика
1.3 Методика проведения упражнений по гимнастике в детском саду
1.4 Особенности развития детей 3-4 лет
1.5 Особенности развития детей 4-5 лет
1.6. Особенности развития детей 5-6 лет
1.7 Основные методы исследования в области физической культуры и спорта
Глава 2. Организация и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

гимнастика.docx

— 68.67 Кб (Скачать)

Координа 10,5 10,5 11,2 10,7 2,01<р  3,6>р 2,07<р

ционные        

Скоростно 105,8 105,8 108,5 125,1 7,6>р  П,8>р 2,06<р

-силовые        

Гибкость 5,5 5,5 8,3 5,6 3,2>р  4,5>р 1,9<р

Скорост- 6,25 6,25 6,14 6,25 0,63 <р  0,48<р 1,6<р

ные        

 

 

По данным эксперимента видно, что гимнастика влияет на физическую подготовленность дошкольников.

 

Результаты исследования показали, что занятия гимнастикой  способствуют развитию координационных  способностей. Это видно из показателей  физических качеств детей в экспериментальной  и контрольной группах, так как  в экспериментальной группе показатели не только изменились, они увеличились  с 2,01 до 3,6, а в контрольной группе показатели мало изменились. Результат  тестирования в экспериментальной  группе выше, чем в контрольной  на 0,9. Это говорит о том, что  дети могут выполнять упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны, комбинируя двигательные навыки. Например, сочетая ходьбу с  прыжками, бег и ловлю предметов, выполняя упражнение по сигналу или  за ограниченный промежуток времени.

 

Занятия по гимнастике способствуют развитию и скоростно-силовых качеств  и гибкости. По результатам тестирования скоростно-силовые показатели в  экспериментальной группе изменились с 2,06 до 11,8 и эти результаты намного  выше и лучше, чем в контрольной  группе на 8,8. По данным показателям  видно, что занятия по гимнастике положительно влияют на скоростно-силовые качества детей. Это говорит о том, что у детей развита быстрота реакции, быстрота движений, силовые способности.

 

В экспериментальной группе результаты тестирования на гибкость изменились с 1,2 до 4,5, что лучше чем  в контрольной группе на 1,6. Все  это способствует гармоничному развитию ребенка как личности.

 

В меньшей степени под  влиянием гимнастики развиваются скоростные способности дошкольников. Но показатели физических качеств у детей в  экспериментальной группе выше, чем  в контрольной, они изменились с

 

Выводы 

1.  Анализ литературных  источников, позволил изучить психологические  и физиологические особенности  детей дошкольного возраста и  сделать вывод, что занятия  по гимнастике влияют на физические  способности детей;

 

2.  В начале эксперимента  были взяты группы, у которых  физические показатели были одинаковы,  об этом свидетельствует первое  тестирование, которое было проведено  в начале эксперимента.

 

3.  Сравнивая динамику  показателей уровня физической  подготовленности детей из детских  садов "Уголек" и "Рассвет"  п. Дровянная. По показателям  видно, что у группы детского  сада "Уголек", занимающейся гимнастикой  наряду с физкультурой средние  физические показатели превышают  показатели группы детского сада "Рассвет", занимающейся просто  физкультурой. Это свидетельствует  о том, что дети, занимающиеся  гимнастикой, лучше подготовлены  физически к школе.

 

4.  Результаты работы  свидетельствуют об эффективности  занятий гимнастикой, которую  целесообразно применять для  повышения уровня физического здоровья и двигательной активности, а также формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей дошкольного возраста.

 

Список литературы

1. Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная  работа в дошкольном учреждении: Метод, пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 144 с.

 

2. Гавердовский, Ю.К. Техника  гимнастических упражнений: Попул.  учеб. пособие. - М.: Тера - Спорт, 2002. - 512 с.

 

3. Гимнастика: Учеб. для студентов  вузов / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Академия, 2001. - 448 с.

 

4. Глазырина, Л.Д. Методика  физического воспитания детей  дошкольного возраста. - М.: Владос, 1999. - 175 с.

 

5. Глазырина, Л.Д. Физическая  культура дошкольникам: Младший  возраст: Пособие для педагогов  дошк. учреждений. - М.: Владос, 1999. - 272 с.

 

6. Железняк, Ю.Д. Основы  научно-методической деятельности  в физической культуре и спорте/ Ю.Д. Жедезняк, П.К. Петров - М.: Академия, 2001. - 264 с.

 

7 Здоровьеформирующее физическое  развитие. Развивающие двигательные  программы для детей 5-6 лет  / Науч. ред.М. М Безруких. - М.: Владос, 2001. - 336 с.

 

8. Зимонина, В.Н. Воспитание  ребенка-дошкольника: Развитого,  организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникабельного,  аккуратного. Расту здоровым: Програм. - метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений/ В.Н. Зимонина. - М.: Владос, 2003. - 304 с.

 

9. Кенеман, А. Теория  и методика физического воспитания  детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.

 

10. Кожухова, Н.Н. Воспитатели  по физической культуре в дошкольных  учреждениях. - М.: Академия, 2002. - 316 с.

 

11. Кожухова, Н.Н. Теория  и методика физического воспитания  детей дошкольного возраста: Схемы  и таблицы/ Н.Н. Кожухова, Л.А.  Рыжкова, М.М. Борисова. - М.: Владос, 2003. - 192 с.

 

12. Куцакова, Л.В. Воспитание  ребенка-дошкольника: Развитого,  образованного, самостоятельного, инициативного,  неповторимого, культурного, активно-творческого:  В мире прекрасного: Программно-метод.  посбие/ Л.В. Куцакова, СИ. Мерзлякова. - М.: Владос, 2003. - 368 с: ил.

 

13. Маланов, СВ. Развитие  умение и способностей у детей  дошкольного возраста. Теоретич. и  метод, материалы: Учеб. - метод,  пособие/ СВ. Маланов. - Рос. Акад. образования. Москов. психолого-социальный  ин-т. - Воронеж: Модэк; М.: МПСИ, 2001. - 160 с.

 

14. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная  гимнастика для детей дошкольного  возраста (3-7 лет). - М.: Владос, 2001. - 128 с.

 

15. Пензулаева, Л.И. Физкультурыне  занятия с детьми 3-4 лет. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.

 

16. Пензулаева, Л.И. Физкультурыне  занятия с детьми 4-4 лет. - М: Просвещение, 1986. - 112 с.

 

17. Пензулаева, Л.И. Физкультурыне  занятия с детьми 5-6 лет. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.

 

18. Петров, П.К. Курсовые  и выпускные квалификационные  работы по физической культуре. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 112 с.

 

19. Смирнова, Е.О. Особенности  общения с дошкольниками: Учеб. Пособие для студентов сред. пед.  учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 160 с.

 

20. Физическое воспитание  детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада: Из  опыта работы/ В.А. Андерсон. - М.: Просвещение, 1991. - 63 с.

 

21. Формирование нравственного  здоровья дошкольников: Занятия,  игры, упражнения/ Под ред. Л.В.  Кузнецовой, М.А. Панфиловой. - М.: Сфера, 2002. - 64 с.

 

22. Фриш, Г.Л. Устав дошкольного  образовательного учреждения. - М.: Перспектива, 2001. - 56 с.

 

 

Доклад

 

Глубокие социально-экономические  преобразования, происходящие в современном  обществе, предъявляют к здоровью людей, особенно детей, повышенные требования. Прежде всего, это проявляется в  необходимости преодоления негативных явлений - это компьютеризация обучения, увеличение нервно-психологического напряжения и т.д.

 

Физическая культура, особенно ее новые, нетрадиционные формы, воспитывают  устойчивый интерес и привычку к  систематическим занятиям физическими  упражнениями. К новым формам относится  наиболее популярная ритмическая гимнастики и ее многочисленные разновидности.

 

При правильном построении занятий по физической культуре некоторые  недостатки, мешающие формированию здорового  образа жизни, могут быть устранены (отсутствие валеологического подхода, принципа индивидуализации, учета интереса занимающихся, низкая плотность занятий  и др.). Еще П.Ф. Лесгафт (1951) говорил  о том, что физическое образование  не должно ограничиваться только оздоровлением  и формированием спортивных навыков, а его надо связывать с задачами умственного, нравственного, трудового  и эстетического воспитания. Однако эти возможности учтены до сих  пор очень слабо и, следовательно, недостаточно используются в практике физического воспитания.

 

Для решения задачи приобщения молодого поколения к здоровому  образу жизни наиболее эффективными могут быть средства и методы нетрадиционных видов физических упражнений, и в  частности занятия ритмической  гимнастикой и ее разновидностями. В сочетании с умело подобранным  музыкальным сопровождением, словесным  воздействием педагога они способствуют укреплению здоровья, повышению физической и умственной работоспособности, нравственной воспитанности, развитию двигательных способностей.

 

Формирование здорового  образа жизни у населения, особенно детей, остается важной задачей и  требует своего решения. Исследования показывают, что возможности физической культуры для решения этой задачи используются далеко не полностью. Это  затрудняет результативность их практической реализации в преодолении научно необоснованных, традиционных подходов к использованию средств и методов физического воспитания.

 

Таким образом, решение данной проблемы становится актуальной и требует  поиска, разработки и применения новых, более эффективных средств и  методов физического воспитания, позволяющих повысить интерес к  занятиям физическими упражнениями, создать положительный эмоциональный  фон, не только активизировать двигательную деятельность, но и сообщить теоретические  сведения, включающие формирование определенного  мировоззрения, убежденности и осознанного  отношения человека к освоению ценностей  физической культуры, развитию мотивационно-потребностной  сферы.

 

Исходя из проблемы целью  моего исследования является влияние  занятий по гимнастике на детей дошкольного  возраста.

 

Объектом исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре ДОУ.

 

Предмет исследования: Методика проведения занятий по гимнастике у  детей дошкольного возраста.

 

Чтобы решить цель исследования мы поставили задачи:

 

1) проанализировать литературу  по проблеме;

 

2) рассмотреть уровень  физической подготовленности детей  детских садов "Уголек", "Рассвет";

 

3) разработать методику  и внедрить ее;

 

4) сравнить динамику показателей  уровня физической подготовленности  детей.

 

Из всего многообразия средств и методов физического  воспитания более действенными могут  быть упражнения ритмической гимнастики, которые в настоящее время, являются распространенными и пользуются наибольшей популярностью. Специально подобранные упражнения, музыкальное  сопровождение занятий, словесные  воздействия педагога, условия, в  которых проводятся занятия, их социальная окраска (назначение) - комплексное  и эффективное средство педагогического  воздействия на занимающихся. С помощью  упражнений ритмической гимнастики можно оценить и развивать  способности занимающихся к овладению  двигательными действиями, их музыкальность, чувство ритма, художественный вкус.

 

Содержание гимнастики составляют основные движения, общеразвивающие  и строевые упражнения.

 

Учитывая особенности  и характер занятий ритмической  гимнастикой можно предположить, что они оказывают положительное  воздействие на здоровье занимающихся, вызывают положительный интерес  к занятиям и воспитывают многие личностные качества, такие как трудолюбие, настойчивость, организованность, столь  необходимые при формировании здорового  образа жизни.

 

Начинать занятия ритмической  гимнастикой можно и нужно  в дошкольном возрасте. Однако предварительно следует выполнить цикл упражнений по укреплению свода стопы (профилактика плоскостопия), о чем выше уже  говорилось. Затем элементы аэробики включаются в комплекс физкультурных занятий детей старшего и даже среднего дошкольного (4 года) возраста. Длительность таких "включений"-5-7 минут с постепенным увеличением до 15-20.

 

Интересна методика, предложенная для совместных занятий мам и  дочек с 5-летнего возраста. (Кстати, опыт показал, что и мальчики этого  возраста также с увлечением выполняют  упражнения из танцевальной гимнастики.) Поскольку этот комплекс опубликован  в периодическом издании, привожу  некоторые упражнения из него. Перед  их разучиванием ребенку напоминается содержание сказки "Белоснежка и  семь гномов". Подбирается музыкальное  сопровождение преимущественно  с быстрыми ритмами. Кроме того, перед  занятием комнату необходимо проветрить, температура воздуха не должна превышать 16-17°С.

 

Упражнения выполняются  танцевально в такт музыке, с веселым  настроением и активным движением.

 

1.  "Ходьба гномов". Ребенок идет на слегка согнутых  в коленях ногах, попеременно  ставя их носками наружу и  внутрь, и как бы несет на  плече "мешок с тяжелым грузом".

 

2.  "Танец гномов". Ноги согнуты в коленях, руки  на бедрах. Наклоны туловища в  стороны с кивками головой.

 

3. "Белоснежна стирает". Покачивания в стороны - двойные  и одинарные. "Белье" трут  кулачками при двойном покачивании,  при одинарном - "полоскают".

 

4.  "Гномы приветствуют  Белоснежку". Ноги согнуты в  коленях, спина прямая. Хлопки  по бедрам, подъемы рук вверх  и прыжки.

 

5.  "Тюлененок". Лежа  животом на коврике, руки согнуты  в локтях, подъемы головы и  плеч с одновременным подтягиванием  корпуса вверх. Затем скольжение  ногами по коврику с подъемом  и опусканием таза.

Информация о работе Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста