Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 03:43, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима), во второй половине дня на прогулке и в помещении. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.
Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие и психофизических качеств, таких, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.
Цель работы: рассмотреть влияние занятий по гимнастике на детей дошкольного возраста в п. Дровянная.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по проблеме исследования;

Рассмотреть уровень физической подготовленности детей из детских садов "Уголек" и "Рассвет" п. Дровянная;
Разработать методику проведения занятий по гимнастике;
Экспериментально доказать ее эффективность.

Оглавление

Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Виды гимнастики и их характеристика
1.3 Методика проведения упражнений по гимнастике в детском саду
1.4 Особенности развития детей 3-4 лет
1.5 Особенности развития детей 4-5 лет
1.6. Особенности развития детей 5-6 лет
1.7 Основные методы исследования в области физической культуры и спорта
Глава 2. Организация и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

гимнастика.docx

— 68.67 Кб (Скачать)

 

Характеристикой функционального  созревания мышц служит мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у детей  среднего дошкольного возраста наибольшее по сравнению с другими возрастами. За счет роста диаметра мышечных волокон  и увеличения их числа возрастает мышечная сила.

 

Подбор и чередование  основных видов движений на физкультурном  занятии имеют немаловажное значение для успешного овладения детьми необходимыми двигательными навыками. В средней группе детского сада в  занятие по гимнастике включают не менее двух основных видов движений.

 

Желательно использовать следующую систему повторности  основных видов движений: на первой неделе каждого месяца обучать в  равновесии и упражнять в прыжках, на второй - обучать прыжкам и  упражнять в метании, на третьей - обучать метанию и упражнять  в лазанье, на четвертой - обучать  лазанью и упражнять в равновесии.

 

При подборе первого основного  вида движений используется очередность (аналогичная для всех возрастных групп), изложенная в "Программе воспитания и обучения в детском саду": упражнения в равновесии, прыжках, метании, лазанье. [15]

 

Второй вид движений выступает  в роли дополнительного к первому  и может служить для увеличения или уменьшений физической нагрузки, а также для переключения ребенка  с одной двигательной деятельности на другую. Этот вид движений должен быть обязательно знаком детям, так  как используется с целью повторения и закрепления пройденного.

 

Такой принцип подбора  основных видов движений на протяжении всего периода обучения детей  в средней группе позволит осуществить  гармоничное воспитание различных  двигательный качеств в соответствии с основном педагогическим принципом - от простого к сложному.

 

В средней группе детского сада занятия по гимнастике проводятся продолжительностью 20-25 мин. Помещение, где должны заниматься дети, необходимо подготовить в соответствии с  гигиеническими требованиями (сделать влажную уборку, проветрить), заранее подобрать необходимый инвентарь.

 

Во время занятий гимнастикой  в зале дети должны быть в физкультурной  форме (футболка, трусы, носки, кеды или  полукеды). Для занятий на участке  дети специально не переодеваются, но во время занятий одежда облегченная.

 

Все три физкультурных  занятия в средней группе проводят по общепринятой структуре, состоящей  из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых, имея конкретные задачи, подчинена единой цели - всестороннему  и гармоничному развитию различных  двигательных навыков и умений.

 

Вводная часть (3-4 мин) подготавливает организм ребенка к предстоящей  более интенсивной нагрузке. В  ней используются упражнения в ходьбе, беге, различные несложные задания  с предметами, упражнения, укрепляющие  мышцы ног, стопы, формирующие правильную осанку.

 

При проведении упражнений в ходьбе и беге необходимо соблюдать  их целесообразное чередование, не увлекаясь  упражнениями в ходьбе. Длительная ходьба утомляет детей и неблагоприятно сказывается на их осанке.

 

Продолжительность бега для  детей 4-5 лет на занятиях различна. В  начале года дети бегают 20-30 с по 2-3 раза в чередовании с ходьбой, к  середине года продолжительность увеличивается  до 30-40 с также 2-3 раза, чередуясь  с ходьбой. [16]

 

Основная часть (12-15 мин) направлена на решение главных задач занятия - обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее  пройденного материала, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, воспитание физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости и т.д. В содержание основной части занятия входят общеразвивающие упражнения, упражнения в основных видах движений и подвижная игра.

 

Общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, кубики, кегли, косички, палки и т.д.) и без  предметов проводятся в определенной последовательности: для мышц плечевого  пояса, мышц спины и косых мышц живота (наклоны, повороты) и ног. В  средней группе всего 5-6 упражнений, каждое из них повторяется 5-7 раз. При  проведении общеразвивающих упражнений в средней группе используют различные  построения - в круг, около предметов, заранее разложенных врассыпную или в шахматном порядке, в  две или три колонны.

 

Тренеру необходимо проследить, чтобы перед выполнением каждого  упражнения дети заняли соответствующее  правильное исходное положение, чтобы  физическая нагрузка распределялась равномерно на все группы мышц.

 

Исходные положения различны: стоя ноги на ширине ступни, стоя ноги на ширине плеч, сидя ноги врозь, стоя на коленях, лежа на спине и животе и  т.д. Следует обращать внимание на последовательный переход от одного исходного положения  к другому.

 

В этой части занятия проводят обучение основным видам движений - прыжкам, равновесию, метанию, лазанью. На одном занятии, как правило, два  основных вида движений (не считая упражнений, используемых в подвижной игре). Если дети хорошо физически подготовлены, то воспитатель по своему усмотрению может включить дополнительно тот  или иной вид упражнений

 

Заключительная часть (3-4 мин) должна обеспечить ребенку постепенный  переход от напряженного и возбужденного  состояния, вызванного упражнениями основной части занятия к относительно спокойному. Это дает детям возможность  легко переключиться на другую деятельность. [17]

 

 

1.6. Особенности развития  детей 5-6 лет 

Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом "первого  вытяжения", когда за один год  ребенок может вырасти на 7-10 см.

 

Развитие опорно-двигательной системы ребенка к пяти-шести  годам еще не завершено.

 

Эти особенности тренер должен учитывать при проведении гимнастических упражнений, так как даже самые  легкие ушибы в области носа и  уха могут привести к травмам. Наибольшая вероятность травм возникает  при выполнении упражнений, связанных  с уменьшением площади опоры - ходьба по скамейке, рейке, при спрыгивании, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом - у ребенка  достаточно силы, чтобы добросить  его до партнера, но несовершенная  координация может исказить направление  полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо; поэтому детям  нужно давать точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в  руки партнеру.

 

У детей 5-7 лет наблюдается  незавершенность строения стопы, поэтому  нужно предупреждать появление  и закрепление плоскостопия.

 

К шести годам у ребенка  хорошо развиты крупные мышцы, особенно конечностей рук, но еще слабы  мелкие мышцы, поэтому возникают  трудности при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

 

В целом в старшей группе детям по-прежнему легче удаются  упражнения, где имеется большая  площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, требующие опоры на одну ногу, например в играх: "Сделай фигуру", "Не оставайся на полу" и др.

 

У детей шестилетнего возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно  по сравнению с предыдущим возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает. [18]

 

Занятия по гимнастике в  старшей группе детского сада проводятся продолжительностью в 30 мин. Структура  занятий по гимнастике общепринятая с вводной частью (4-6 мин), основной (18-20 мин) и заключительной (3-4 мин). В  первой части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые  задания. Воспитателю следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие  утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным  последствиям (нарушению осанки, уплощению  стопы и т.д.). Во второй части занятия  обучают упражнениям общеразвивающего характера, основным видам движений, проводится подвижная игра. В заключительной части используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания.

 

Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные мышечные группы и суставы, а также способствуют улучшению координации движении, ориентировке в пространстве, положительно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную функций организма. Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений имеет исходное положение. Используют различные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе. Изменяя исходное положение, воспитатель может усложнить или облегчить двигательную задачу.

 

При обучении упражнениям  общеразвивающего характера в старшей  группе тренер применяет мелкий (флажки, кубики, скакалки, косички, палки, кегли  и т.д.) и крупный (рейки, обручи большого диаметра, веревка) физкультурный инвентарь.

 

В зависимости от того, какой  инвентарь будет использован  на занятии, воспитатель продумывает  и планирует построение; например, в упражнениях с палками, флажками целесообразно построение в колоннах и на достаточном расстоянии друг от друга, так как построение в  шеренгах не позволит достигнуть необходимой  амплитуды движений и, кроме того, может привести к травмам. [19]

 

В старшей группе при выполнении общеразвивающих упражнений перед  детьми ставятся более сложные задачи: четко принимать различные исходные положения, выполнять упражнения с  разной амплитудой (большой, малой), соблюдать  направление движения и т.д.

 

По указанию тренера дети самостоятельно берут флажки, палки, кубики и т.д., а по окончании упражнений кладут их на место. При перестановке и переноске крупного инвентаря  тренер привлекает детей. При этом необходимо учитывать, что излишняя нагрузка вредна для ребенка-дошкольника и может  привести к нежелательным последствиям: образованию пупочных и паховых  грыж, нарушению осанки.

 

Обучение основным видам  движений является определяющим. Упражнения подбираются в соответствии с  требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду". В целях гармоничного физического  развития детей в течение года предусматривается примерно одинаковое количество упражнений по каждому виду движений.

 

На каждом занятии даются три основных вида движений. Их повторяют  в определенной последовательности, усложняя и варьируя через сравнительно небольшие интервалы времени. При  этом важна не только сочетаемость движений, но и задачи обучения для  каждого вида на разных этапах: при  разучивании упражнений, при повторении и закреплении.

 

В первую неделю каждого  месяца следует разучивать с детьми упражнения в равновесии, повторять  упражнений в прыжках и закреплять упражнения в метании; во вторую - для  обучения используют упражнения в прыжках, а повторяют и закрепляют умения в метании и лазанье; в третью - разучивают упражнения в метании, а повторяют и закрепляют лазанье  и равновесие; в четвертую - обучают  лазанью, а упражняют в равновесии и прыжках. Заключительная часть  обеспечивает ребенку постепенный  переход от возбужденного состояния  к относительно спокойному, дает возможность  переключиться на другую деятельность. [20]

 

1.7 Основные методы исследования  в области физической культуры  и спорта 

Область физического воспитания и спорта, в том числе и гимнастика, относится к педагогическим наукам, ее развитие во многом зависит от уровня развития таких наук, как педагогика, психология, социология, физиология, биология, математика, информатика и др. В  связи с этим в исследованиях, проводимых по физическому воспитанию и спорту, находят широкое применение различные методы научного познания из других областей науки и техники. С одной стороны, это явление можно считать положительным, так как оно дает возможность изучить исследуемые вопросы комплексно, рассмотреть многообразие связей и отношений. С другой - обилие всевозможных методов в какой-то мере затрудняет выбор соответствующих конкретному исследованию.

 

Говоря о возможностях применения в области физического  воспитания и спорта методов и  приемов научного познания из других областей знаний, следует подчеркнуть, что по своему характеру эти исследования определяются не фактом использования  тех или иных методов, а задачами учебно-тренировочного процесса. Так, например, в физиологических и  психологических исследованиях  условия жизни, включая обучение и воспитание, изучаются в целях  объяснения физиологических и психологических  явлений, в целях раскрытия законов  жизнедеятельности, включая и законы психики. В педагогических исследованиях  физиологическая и психологическая  деятельность изучается в целях  раскрытия закономерного характера  учебно-воспитательного процесса, в  целях объяснения эффективности  педагогических воздействий, в целях  придания конкретности и достоверности  изучаемым педагогическим явлениям. Поэтому при подобной постановке вопроса в любом педагогическом исследовании, в том числе ив области  физического воспитания и спорта, ведущими методами являются методы педагогических исследований, а другие методы рассматриваются  в качестве подчиненных в решении  педагогических закономерностей.

 

В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики гимнастики, наибольшее распространение получили следующие  методы:

 

1. Анализ научно-методической  литературы, документальных и архивных  материалов.

 

2. Педагогическое наблюдение.4. Контрольные испытания.

 

7.  Педагогический эксперимент.

 

8.  Математико-статистические  методы.

 

В дипломной работе был  применен педагогический эксперимент.

 

Информация о работе Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста