Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 03:43, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима), во второй половине дня на прогулке и в помещении. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.
Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие и психофизических качеств, таких, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.
Цель работы: рассмотреть влияние занятий по гимнастике на детей дошкольного возраста в п. Дровянная.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по проблеме исследования;

Рассмотреть уровень физической подготовленности детей из детских садов "Уголек" и "Рассвет" п. Дровянная;
Разработать методику проведения занятий по гимнастике;
Экспериментально доказать ее эффективность.

Оглавление

Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Виды гимнастики и их характеристика
1.3 Методика проведения упражнений по гимнастике в детском саду
1.4 Особенности развития детей 3-4 лет
1.5 Особенности развития детей 4-5 лет
1.6. Особенности развития детей 5-6 лет
1.7 Основные методы исследования в области физической культуры и спорта
Глава 2. Организация и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

гимнастика.docx

— 68.67 Кб (Скачать)

 

На земле, на полу, проводят черту, на ковре кладут шнур длиной 2-3 м. Ребенок стоит у черты (шнура), касаясь ее носкам. Ему предлагают прыгнуть как можно дальше. При  этом перед ребенком обязательно  ставят цель: допрыгнуть до другой отметки, что обеспечивает наилучшие результаты в прыжке.

 

При выполнении прыжка учитывают  расстояние от черты (шнура) до пятки  ребенка в момент приземления. Приземление  должно совершаться на мягкий грунт  или мат. Результат прыжка измеряют сантиметровой лентой или указкой (двухметровой планкой с сантиметровой  разметкой). Ребенок выполняет три  попытки подряд.

 

Записываются все результаты, учитывают лучший.

 

Наклон вперед.

 

Цель: определить уровень  развития гибкости.

 

Место проведения: групповая  комната, спортивный зал.

 

Оборудование: измерительная  лента.

 

Исходное положение: сидя на полу, ноги прямые, слегка разведены  в стороны на ширину 10 см, коленные суставы прижаты к полу. Ноги - на измерительной ленте, пятки - на уровне нулевой отметки. Сидеть так, чтобы  минусовые деления шли к туловищу, а плюсовые - от пяток вперед.

 

Подняв руки вверх дети медленно делают три наклона вперед. При выполнении упражнения нужно  вытянуть руки как можно дальше. Воспитатель, стоя справа от ребенка  и положив на его спину кисть  левой руки, помогает выполнить ему низкий наклон, слегка надавливая на спину ребенка, а правой рукой прижимая его колени к полу.

 

Если у ребенка низкий результат, воспитатель проверяет  рельеф его спины для определения  осанки.

 

 

1.4 Особенности развития  детей 3-4 лет 

Свои особенности есть и у детей четвертого года жизни. Показателями физического развития детей являются рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной  и мышечной систем, внутренних органов, а также уровень развития моторики.

 

Быстрота роста на четвертом  году жизни несколько замедляется  относительно предыдущего периода - первых трех лет.

 

Рост детей четвертого года жизни находится в определенной (положительной) взаимосвязи с основными  видами движений - прыжками, бегом, метанием, равновесием. Дети высокого роста по сравнению со сверстниками быстро бегают, а невысокого роста делают относительно мелкие шаги, но дополняют их высоким  темпом передвижения. Способность к  бегу определяется также и другими  индивидуальными различиями и координационными возможностями, которые в данной возрастной группе еще не велики.

 

В возрасте от трех до шести  лет годовые увеличения в весе также примерно одинаковы для  детей обоего пола.

 

Общей закономерностью развития опорно-двигательного аппарата в  ранние периоды детства является его гибкость и эластичность.

 

Физические упражнения должны подбираться с таким расчетом, чтобы нагрузка распределялась равномерно на все части тела. При проведении упражнений общеразвивающего характера  следует использовать различные  исходные положения - лежа, сидя, на спине, животе и т.д.

 

Утомляет ребенка и  отрицательно сказывается на состоянии  и развитии опорно-двигательного  аппарата длительное пребывание в статической  позе. Если воспитатель перед упражнением  долго выравнивает детей, многословно  объясняя задание, затрачивая 1,5-2 мин, то это не только снижает двигательную активность, но и отрицательно сказывается  на осанке детей, их внимании и последующем  выполнении упражнений.

 

Продолжительность объяснений не должна превышать 30-35 сек. К трем годам у ребенка значительно  развита способность к анализу, синтезу и дифференциации (различению) раздражений окружающей среды. В  этих процессах значительная роль принадлежит  непосредственным восприятиям и  речи, с помощью которой у ребенка  обобщаются и уточняются получаемые впечатления. [9]

 

Внимание у детей 3-4 лет  еще неустойчиво, оно легко нарушается при изменении окружающей обстановки, под влиянием возникающего на эти  изменения ориентировочного рефлекса. Воспитателю необходимо умело переключить  внимание детей на учебное задание  с минимальной потерей времени.

 

При проведении упражнений следует учитывать, что двигательные умения, вновь формируемые у детей, непрочны и требуют многократных повторений, даже если упражнения несложны по своей структуре.

 

Процессы возбуждения  и торможения в коре головного  мозга легко распространяются. Внешне это выражается в том, что дети делают много лишних движений, становятся суетливыми, много говорят или, наоборот, замолкают. Состояние оптимальной  возбудимости часто нарушается в  сторону повышения. Все это приводит к лёгкой утомляемости детей.

 

При обучении основным видам  движений - равновесию, прыжкам - желательно использовать поточный метод организации  детей. В упражнениях с мячами (катание, перебрасывание, бросание и  ловля мяча) обычно используют фронтальный  способ организации, что повышает двигательную активность детей и увеличивает  моторную плотность занятий в  целом.

 

Необходимо соблюдать  также и точную дозировку физических упражнений. Количество упражнений общеразвивающего характера не должно превышать 4-5, повторяется  каждое 5-6 раз. Темп проведения упражнений зависит от подготовленности детей  каждой конкретной группы.[10]

 

Рост и развитие костей в большей мере связан с работой  мышц. Мышечный тонус (упругость) у ребенка  еще недостаточный.

 

Крупная мускулатура в  своем развитии преобладает над  мелкой. Поэтому детям легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машинку, каталку и т.д.). Но постепенно в строительных дидактических играх, в изодеятельности совершенствуются движения кистью, пальцами. Дети осваивают  складывание башенок, кубиков, пирамидок  и т.д.

 

Упражнения в поднимании рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания, повороты, приседания воспитывают навык  владений телом. Однако для правильного  воздействий на ту или иную группу мышц необходимы определенные исходные положения. В этом возрасте дети способны понять поставленную перед ними задачу - стать, ноги на ширину стопы или на ширине плеч и т.д.

 

Тренер выполняет упражнение вместе с детьми, показывая и поясняя  его. Наклоны и приседания тренер делает 2-3 раза и тем задает темп выполнения упражнений. Далее дети действуют самостоятельно, прислушиваясь  к указаниям воспитателя по ходу движения.

 

Занятия по гимнастике во второй младшей группе проводятся продолжительностью в 15-20 мин. Помещение (зал, групповая  комната) проветривается, проводится влажная  уборка. Дети занимаются в облегченной  одежде. Если в помещении слишком  прохладно, упражнения в положении  лежа лучше заменить другими.

 

В начале года, если группа вновь  организована или дети ранее занимались в групповой комнате, желательно познакомить их с залом: показать пособия, оборудование, место его  хранения. Малышам можно показать фрагмент физкультурного занятия в  средней или старшей группе, чтобы  они увидели, как красиво и  правильно дети выполняют различные  упражнения.

 

Гимнастика в младшей  группе построена по обычной структурной  схеме, т.е. состоит из вводной, основной и заключительной частей. Для каждой из них характерны свои задачи: [11]

 

1. Вводная часть (2-3 мин). Упражнения этой части занятия  мобилизуют внимание детей, подготавливают  их организм к выполнению предстоящей  двигательной нагрузки. Это упражнения  в ходьбе и беге, построения  и перестроения, различные задания  с предметами (флажками, погремушками, кубиками) выполняются по указанию  воспитателя, иногда с музыкальным  сопровождением. Например, дети идут в колонне по одному с кубиками в руках, педагог предлагает остановиться и постучать кубиками перед собой, над головой, о пол и т.д. Аналогичны действия и с другими предметами: погремушками - погреметь, флажками - помахать.

 

Упражнения в ходьбе и  беге необходимо чередовать: сначала  дети идут (неполный круг), а затем  бегут (полный круг); задания повторяются 2 раза.

 

Построения и перестроения развивают ориентировку детей в  пространстве, помогают осмысливать  свои двигательные действия и выполняемые  сверстниками.

 

На первых занятиях еще  нет какого-либо организованного  построения, вначале дети лишь упражняются  в совместных действиях небольшими группами или всей группой в игровой  форме, например "Пошли в гости  к кукле (мишке)". После несколько  занятий применяются наиболее простые  построения - в шеренгу, в колонну  по одному. Воспитатель сам строит детей в колонну по одному небольшими группами в форме игры типа "Поезд", "Трамвай".

 

Следует помнить, что малыши еще плохо справляются с заданием: забегают вперед, отстают друг от друга, не могут запомнить своё место  в колонне.

 

Для обучения ходьбе и бегу в колонне по одному воспитатель  может использовать веревку или  шнур, (дети берутся одной рукой), но этот прием не всегда оправдывает  себя, так как движения детей становятся неестественными. В свободном передвижении они легче усваивают задание.

 

Построение в круг проводится по ориентирам (предметам). Заранее  разложенные кубики, погремушки, флажки, мячи и т.д. В пары дети строятся вначале с помощью воспитателя: он предлагает детям встать в шеренгу, затем в колонну по одному, каждого ребенка, стоящего вторым в колонне, ставит к первому и предлагает взяться за руки. Ходьба парами проводится в среднем темпе (бег парами еще труден для малышей). [12]

 

2. Основная часть (10-15 мин)  включает: гимнастические упражнения  общеразвивающего характера с  различными предметами и без  них, основные движения (упражнения  в равновесии, лазанье, прыжках,  метании), подвижную игру.

 

Общеразвивающие упражнения. При их выполнении дети становятся в круг или врассыпную около предметов (кубиков, погремушек, кеглей). Построение в круг целесообразно давать в  начале года, когда малыши еще не научились быстро и организованно  передвигаться. В дальнейшем желательно использовать разнообразные построения: в две шеренги (два полукруга), в виде буквы П, врассыпную около  предметов, в шахматном порядке  около стульев и т.д.

 

Тренер следит за тем, чтобы  дети заняли правильное исходное положение, так как это определяет, общую  нагрузку на организм и на отдельные  группы мышц.

 

Исходные положения самые  разнообразные: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине, животе. Переход от одного исходного положения к другому  должен быть последовательным; Так, если детей нужно перевести из положения  стоя в положение лежа, им предлагают сначала поставить ноги поближе  друг к другу и, плавно опускаясь, сесть, а лишь затем лечь (если дети хорошо подготовлены, то можно предложить скрестить ноги, а потом сесть). Для перехода из положения стоя в  положение стоя на коленях требуется, чтобы дети сначала присели и затем плавно опустились (не ударяя колен).

 

При проведении общеразвивающих  упражнений в положении стоя для  малышей, как правило, используют две  позиции ног: на ширине ступни и на ширине плеч.

 

Наклоны и повороты тренер выполняет с детьми только 1-2 раза. Далее малыши продолжают упражнение самостоятельно по указанию педагога.

 

Почти все упражнения тренер показывает сам. Но некоторые из них  может показать ребенок. С ним  это упражнение заранее разучено. После показа и объяснений дети самостоятельно выполняют прыжки. Лучшему усвоению ритма прыжков помогает музыкальное  сопровождение. Кроме этого, можно  использовать бубен. В такт ударам бубна  тренер произносит слова "выше, выше" или "легче, легче". [13]

 

В течение одной недели каждого месяца желательно проводить  общеразвивающие упражнения без  предметов. В остальных занятиях используются разнообразные пособия. Это делает упражнения более интересными  и позволяет варьировать одни и те же движения.

 

При подборе предметов  надо учитывать принцип экономной  организации занятий. Так, если занятие  включает прокатывание или перебрасывание мячей, то и общеразвивающие упражнения следует провести с мячами.

1.5 Особенности развития  детей 4-5 лет 

В развитии детей 4-5 лет происходит дальнейшее изменение и совершенствование  структур и функций систем организма. Темп физического развития остается таким же, как и в предыдущий год. При нормальной двигательной активности рост усиливается, а при гиподинамии  ребенок может иметь избыточный вес, но недостаточный для своего возраста рост.

 

При оценке физического развития детей учитываются не только абсолютные показатели, но и пропорциональное их соотношение: веса - росту, объёма головы - объему грудной клетки и др. С  возрастом, естественно, меняются и  эти показатели.

 

Опорно-двигательный аппарат  скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения  еще незакончен. В связи с особенностями  развития и строения скелета детям 4-5 лет не рекомендуется на физкультурных  занятиях и в свободной деятельности предлагать силовые упражнения. Необходимо при этом постоянно следить за правильностью занимаемых детьми поз.

 

Продолжительное сохранение статичной позы может вызвать  перенапряжение мускулатуры и в  конечном итоге привести к нарушениям осанки. Поэтому на занятиях, связанных  с сохранением определенной позы, используются разнообразные формы  физкультурных пауз.

 

В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются неравномерно. Так, масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается  интенсивнее, чем масса верхних  конечностей. [14]

Информация о работе Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста