Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 03:43, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима), во второй половине дня на прогулке и в помещении. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.
Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие и психофизических качеств, таких, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.
Цель работы: рассмотреть влияние занятий по гимнастике на детей дошкольного возраста в п. Дровянная.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по проблеме исследования;

Рассмотреть уровень физической подготовленности детей из детских садов "Уголек" и "Рассвет" п. Дровянная;
Разработать методику проведения занятий по гимнастике;
Экспериментально доказать ее эффективность.

Оглавление

Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Виды гимнастики и их характеристика
1.3 Методика проведения упражнений по гимнастике в детском саду
1.4 Особенности развития детей 3-4 лет
1.5 Особенности развития детей 4-5 лет
1.6. Особенности развития детей 5-6 лет
1.7 Основные методы исследования в области физической культуры и спорта
Глава 2. Организация и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

гимнастика.docx

— 68.67 Кб (Скачать)

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности  применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже  существует в практике, эксперимент  всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение. Педагогическая наука широко использует эксперимент. Совершенствуется и получает дальнейшее развитие методика его проведения, приобретают новое содержание применяемые  методы. Для большей объективности  выражения результатов педагогического  эксперимента в последние годы при  обработке его показателей стали  широко использоваться некоторые математические методы, и прежде всего методы математической статистики и теории вероятностей. Проведение педагогического эксперимента представляет большую сложность, и, что особенно существенно, его содержание, используемые методы ни в коем случае не должны противоречить общим принципам. Каковы бы ни были результаты эксперимента, знания занимающихся, приобретаемые  навыки и умения, уровень здоровья не должны в итоге исследований снижаться  или ухудшаться. Поэтому одним  из основных мотивов педагогического эксперимента всегда является введение каких-то усовершенствований в учебно-тренировочный процесс, повышающих его качество.

 

Необходимость проведения педагогического  эксперимента может возникнуть в  следующих случаях:

 

когда учеными выдвигаются  новые идеи или предположения, требующие  проверки;

 

-  когда необходимо  научно проверить интересный  опыт, педагогические находки практиков,  подмеченные и выделенные исследователями,  дать им обоснованную оценку;

 

-  когда нужно проверить  разные точки зрения или суждения  по поводу одного и того  же педагогического явления, уже  подвергшегося проверке;

 

-  когда необходимо  найти рациональный и эффективный  путь внедрения в практику  обязательного и признанного  положения.

 

Независимый эксперимент  проводится на основе изучения линейной цепи ряда экспериментальный групп, без сравнения их с контрольными, путем накопления и сопоставления  данных в области проверки поставленной гипотезы.

 

В случае, когда в одной  группе работа (обучение, тренировка) проводится с применением новой методики, а в другой - по общепринятой или  иной, чем в экспериментальной  группе, и ставится задача выявления  наибольшей эффективности различных  методик, можно говорить о сравнительном  эксперименте. Такой эксперимент  всегда проводится на основе сравнения  двух сходных параллельных групп, классов, потоков - экспериментальных и контрольных.

 

Уравниваемыми условиями  проведения эксперимента называются условия, обеспечивающие сходства и не изменчивость протекания эксперимента в контрольных  и экспериментальных группах. Сравниваемые группы требуют выполнения некоторых  условий идентичности:

 

-  они должны иметь  полное равенства начальных данных (состав испытуемых в экспериментальных  и контрольных группах примерно  одинаковый по количеству, подготовке, разряду, возрасту, полу и т.п.);

 

-  иметь равенства условий  работы (одна и та же смена,  использование одинакового, стандартного  инвентаря, типовых залов, стадионов,  бассейнов и т.д.);

 

быть независимыми от личности преподавателя, тренера. При этом допускается, что в экспериментальных и  контрольных группах занятия  может вести один и тот же преподаватель  или разные.

 

Варьируемыми условиями  называются точно определяемые и  сопоставимые условия, подлежащие изменению  с целью экспериментального сравнения  с аналогичными условиями в контрольных  группах. Следовательно, это то, что  подлежит экспериментальной проверке и сравнении. В перекрестном эксперименте отпадает необходимость в создании специальных контрольных групп, так как каждая из пары групп поочередно бывает то контрольной, то экспериментальной, что повышает достоверность получаемых результатов, снижает возможность  влияния случайных факторов. При  необходимости сравнения не двух вариантов, а трех-четырех и более  применяют построение эксперимента по схеме латинского квадрата. Объясним это на конкретном примере.

 

В зависимости от условий  проведения педагогические эксперименты можно подразделить на естественные и лабораторные. При этом проведение эксперимента без нарушения хода учебно-тренировочного процесса в обычных  для занимающихся условиях, с обычным  контингентом занимающихся и т.п. можно  назвать естественным, т.е. все происходит в естественных, в обыденных условиях. В лабораторном эксперименте допускается  искусственная изоляция одного или  нескольких спортсменов, учеников от основной массы, постановка их в особые, специально создаваемые условия, значительно  отличающиеся от обычных.

 

Методика проведения педагогического  эксперимента. Организация педагогического  эксперимента связана с планированием  его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное  исследование. Сюда входит подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения, выбор экспериментальных  и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т.д.

 

Одной из труднейших задач  при про ведении эксперимента является подведение его итогов. Выводы по эксперименту прежде всего должны быть ориентированы на выдвинутую с  самого начала общую гипотезу и разработанные  затем при составлении программы  эксперимента частные гипотезы. Они  должны подтверждать гипотезу или противоречить  ей. В первом случае следует кратко воспроизвести основные данные, свидетельствующие  в ее пользу, во втором случае - дать объяснение, попытаться выяснить причины  возникающих расхождений и в  случае принятия объективных данных, опровергающих гипотезу, изменить ее в соответствии с ними. Второе, что очень важно учесть при подведении итогов, - требование о том, чтобы выводы были соизмеримыми с экспериментальной базой и собранными данными, т.е. чтобы они не были "глобальными", выходящими за пределы поставленных задач и области конкретных исследований. Однако исследователь может высказать некоторые предположения о связи проведенных исследований с пограничными проблемами и вопросами необходимости проведения дальнейших исследований с целью выяснения их влияния на изучаемые факторы. Если результаты эксперимента свидетельствуют о том, что следует ставить вопрос о необходимости внедрения в учебно-тренировочный процесс тех или иных проверявшихся средств, методов и приемов его совершенствования, студент, завершая свое исследование, может наметить некоторые пути осуществления этого внедрения. Под внедрением результатов исследования может пониматься информирование через возможные каналы (студенческие научные конференции, заседания кафедры, конференции учителей, методические семинары учителей и тренеров, педагогическую печать и т.д.). О полученных результатах учителей, тренеров, спортсменов, преподавателей и студентов; создание методических рекомендаций и инструкций; комплексов специальных физических упражнений; предписаний алгоритмического типа для обучения какому-либо гимнастическому элементу; тренажёрных устройств и технических средств обучения и тренировки, баз данных для компьютеров, обучающих и контролирующих программ с использованием компьютеров и т.п.

 

Результаты педагогического  эксперимента подсчитываются с помощью  формул по тесту Стьюдента:

 

Вначале высчитывается X групп  экспериментальной и контрольной, то есть Хэ и Хк. X высчитывается так: Х= Σ/N, где Σ - сумма, N - число количества испытуемых.

 

Затем высчитывается стандартное  отклонение по t-критерию:

 

δ = Xmax-Xmin/n,

 

где n - табличное значение по количеству испытуемых в одной  группе.

 

Далее высчитывается стандартная  ошибка:

 

m = δ/к, 

 

где к - табличное значение по степени свободы. Степень свободы f =NЭ+NК-2.

 

После чего высчитывается t-критерий:

 

t=Xэ-Xк/Vm3+mK.

 

Полученные результаты сравниваются с граничным значением р при 0,05 уровне значимости. Если результаты меньше или равен этому значению, то изменения не произошли, а если результаты равен или больше этого  значения, то это указывает на влияние  занятий на физические способности.

 

В целом при подведении итогов педагогического эксперимента необходимо учитывать следующее:

 

-  соотнесение вывода  и результатов с общей и  частной гипотезой;

 

-  четкое ограничение  области, на которую могут быть  распространены полученные выводы;

 

-  высказывание предположений  о возможности их распространения  на некоторые пограничные области  и указание основных направлений  дальнейших исследований в этой  и смежных областях;

 

-  оценку степени надежности  выводов в зависимости от чистоты  условий эксперимента;

 

-  оценку роли и места  эксперимента в системе других  применявшихся в данном исследовании  методов;

 

-  практические предложения  о внедрении в практику результатов  проведенного исследования.

 

Глава 2. Организация и  методы исследования

В детских садах п. Дровяная Читинской области "Уголек" и "Рассвет" с сентября 2003 по май 2004 годов проводился эксперимент. Эксперимент состоял  в том, что в детском саду "Уголек" в подготовительной группе велись занятия  по гимнастике, а в детском саду "Рассвет" преподавалась просто физическая культура. Возраст детей 7 лет.

 

Исследования проводились  по следующим качествам: Физические способности Контрольные упражнения (тест)

Скоростные Бег, 30 м

Координационные Челночный бег 3x10 м, с

Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см

Гибкость Наклон вперед из положения сидя, см

 

 

Данные качества были выбраны  потому, что основная программа в  области физической культуры и спорта базируется на этих стандартных тестах, которые просты в выполнении и  информативны. Граничные значения по тесту Стьюдента для р при 0,05 зависит от количества участников, то есть р=2,08.

 

Этапы исследования:

 

1  этап: Работа по теме  началась в апреле 2004 года с  просмотра и анализа литературных  источников по теме работы.

 

2  этап: В связи с  тем, что был поставлен эксперимент,  то было сделано тестирование  в сентябре 2003 года детей старших  групп детских садов.

 

В сентябре 2003 года были получены следующие результаты:Физические способности Средняя величина Стандартное отклонение Стандартная ошибка р

Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная 

Координационные 10,5 10,5 0,36 0,36 0,10 0,10 2,01<р

Скоростно- 105,8 105,8 3,3 3,3 0,95 0,95 2,06<р

силовые       

Гибкость 5,5 5,5 1,6 1,6 0,4 0,4 1,2<р

Скоростные 6,25 6,25 0,65 0,65 0,18 0,18 0,63<р

 

 

По данным этой таблицы  видно, что физические качества детей  обоих детских садов одинаковые, то есть, приступая к эксперименту мы брали детей, у которых физическая подготовленность была одинакова. После чего начались занятия по гимнастике с экспериментальной группой.

 

3 этап: Когда эксперимент  был завершен, то было проведено  повторное тестирование по окончанию  эксперимента в контрольной и  экспериментальной группах.

 

По окончанию эксперимента в мае 2004 года получены следующие  результаты:Физические способности Средняя величина Стандартное отклонение Стандартная ошибка р

Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная 

Координационные 11,2 10,7 0,56 0,36 0,07 0,16 3,6>р

Скоростно- 108,5 125,1 3,8 3,4 1,09 0,98 11,8>р

силовые       

Гибкость 8,3 5,6 2 1,7 0,5 0,4 4,5>р

Скоростные 6,34 6,25 0,68 0,66 0, 19 0,18 2,48>р

 

 

По окончанию эксперимента видно, что физические показатели детей, занимающихся гимнастикой в детском  саду "Уголек" выше, чем у детей, детского сада "Рассвет", где велись просто физкультурные занятия, то есть показатели физических качеств у  детей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

 

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение  Начало эксперимента Завершение эксперимента Достоверность различий

Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная Начало эксперимента Окончание эксперимента

Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная

Информация о работе Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста