Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 03:43, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима), во второй половине дня на прогулке и в помещении. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.
Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие и психофизических качеств, таких, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.
Цель работы: рассмотреть влияние занятий по гимнастике на детей дошкольного возраста в п. Дровянная.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по проблеме исследования;

Рассмотреть уровень физической подготовленности детей из детских садов "Уголек" и "Рассвет" п. Дровянная;
Разработать методику проведения занятий по гимнастике;
Экспериментально доказать ее эффективность.

Оглавление

Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Виды гимнастики и их характеристика
1.3 Методика проведения упражнений по гимнастике в детском саду
1.4 Особенности развития детей 3-4 лет
1.5 Особенности развития детей 4-5 лет
1.6. Особенности развития детей 5-6 лет
1.7 Основные методы исследования в области физической культуры и спорта
Глава 2. Организация и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

гимнастика.docx

— 68.67 Кб (Скачать)

 

Последовательность циклов, связанная с чередованием движений и соответствующими мышечными ощущениями при повторении их, вырабатывает ритм данного движения.

 

Движения ациклического  типа не имеют повторных циклов. Такие движения заключают в себе строгую последовательность двигательных фаз, имеют определенный ритм выполнения отдельных фаз. К ациклическим движениям  относят метание, прыжки. Они характеризуются сложной координацией движений, сосредоточенностью и волевым усилием.

 

Основные движения формируются  постепенно с первых месяцев жизни  ребенка. Последовательность их построения характеризуется выдвинутым Н.А. Бернштейном  положением о том, что процесс  развития последовательности основных движений повторяет путь, которым  прошло человечество в ходе эволюции. [5]

 

Построение движений направлено на то, чтобы каждое предшествующее основное движение подготавливало кору больших полушарий головного  мозга и опорно-двигательный аппарат  к возникновению последующего.

 

Одними из первых основных движений у ребенка являются схватывание, хватание, бросание, позднее перерастающие  в различные манипуляции с  мячом, метанием и ловлей. Манипуляции  с погремушкой, мячом в значительной степени влияют на развитие психики, моторики ребенка.

1.2 Виды гимнастики и  их характеристика 

В системе физического  воспитания ребенка дошкольного  возраста выделяются различные виды гимнастики: общеразвивающая (к ней  относятся - основная гимнастика, гигиеническая  и др.), гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные  детям и направленные на повышение  их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.), прикладная, или лечебная.

 

Основная гимнастика. Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной). [6]

 

В содержание основной гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении), общеразвивающие  и основные движения.

 

Выполнение физических упражнений проводится на гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влиянием основной гимнастики улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется  нервно-мышечный аппарат. Отечественные  ученые считают гимнастику важным фактором повышения работоспособности, лучшим средством отдыха.

 

Гимнастика позволяет  подобрать упражнения, избирательно влияющие на развитие любых групп  мышц, суставов, органов и их систем. Занятия гимнастикой содействуют  образованию навыков различной  сложности и тем самым предъявляют  высокие требования к нервной  системе и функциям анализаторов. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом движений, особенностями  исходных положений.

 

Гимнастические упражнения могут быть:

 

а) динамичными (направленными  на более полное использование всех движущих сил при выполнении физических упражнений и одновременное уменьшение сил тормозящих);

 

б) статическими (они связаны  с неподвижным сохранением какого- либо положения тела и его позы).

 

Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэробный характер (т.е. упражнения, выполняемые  при минимальном или максимальном потреблении кислорода). [7]

 

Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование  функциональных систем организма. Средствами гигиенической гимнастики являются общеразвивающие упражнения в сочетании  с закаливающими: водными, воздушными и солнечными процедурами; массажем и самомассажем. Гигиеническая гимнастика рекомендуется для всех возрастных групп детей.

 

Гимнастика со спортивной направленностью имеет целью  повышение общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного  возраста можно применять только ее элементы.

 

Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без предметов или  с предметами, а также упражнения с неопорными прыжками. Отличительной  особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и  элементами танца, эмоциональная выразительность  движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастики стали доступными детям, а их движения гармоничными, естественными и грациозными. Сочетание  движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру.

 

Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т.д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц.

 

В художественной гимнастике широко используется художественное движение - система физических упражнений преимущественно  танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью движений. Они органично  связаны с музыкой, развивают  способность к импровизации. В  художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом создаются композиции, сочетающиеся с определенной музыкой. В дошкольных учреждениях можно использовать доступные элементы художественного  движения при проведении разных форм организации двигательной деятельности.

 

К спортивным видам гимнастики относится акробатика (от греч. - "подымающийся вверх"). В дошкольных учреждениях  используются отдельные элементы акробатики, в основном это подводящие к акробатическим упражнениям движения, которые подготавливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте. В раннем возрасте акробатические движения выполняются  вместе со взрослыми (мамой, папой, воспитателем).

 

Ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая  гимнастика способствует развитию у  детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности  движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма. [8]

 

Ритмическая гимнастика в  дошкольных учреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнастику, в вводную  часть физкультурных занятий  или как ритмические блоки  в основную их часть и другие виды деятельности.

 

Прикладная гимнастика. К  прикладной гимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направленная на восстановление здоровья. Она используется для улучшения  состояния нервной системы, повышения  тонуса организма, снятия отрицательных  эмоций, улучшения телосложения, исправления  осанки.

1.3 Методика проведения  упражнений по гимнастике в  детском саду 

Бег на 30 м.

 

Цель: определить развитие физического  качества - быстроты

 

Место проведения: спортивная площадка (ровная прямая беговая дорожка  длиной не менее 40 м.).

 

Оборудование: секундомер. Исходное положение: высокий старт.

 

В начале дорожки обозначают стартовую черту, а через 30 м - финишную. За линией финиша (на 7-8 м от нее) ставят флажок на высокой подставке или  любой другой хорошо видный и яркий  предмет. Ребенок получает задание  пробежать мимо финиша как можно  быстрее до этого ориентира, чтобы  предотвратить замедление перед  финишем.

 

Перед началом бега подаются подготовительные команды:

 

"На старт!" - ребенок  подходит к черте и занимает  удобную для начала бега позу: становится лицом по направлению  бега, выставив одну ногу несколько  вперед носком к стартовой линии, другую - назад, туловище выпрямлено, руки свободно опущены вдоль тела, голова держится прямо.

 

"Внимание!" - ребенок  слегка сгибает обе ноги, подается  вперед, несколько сгибает руки (может  держать их свободно опущенными  вниз), смотрит вперед (на 4-5 м)

 

"Марш" - срывается с  места и бежит в полную силу  до обозначенного места за  финишем.

 

Подающий команду к  бегу стоит за линией старта. Одновременно с командой "Внимание!" он поднимает  флажок вверх, а затем вместе с  командой "Марш" резко опускает его вниз, включает секундомер и  выключает его в момент, когда  ребенок пересекает финишную линию  грудью.

 

Результат фиксируется с  точностью до 0,1 сек, громко объявляется  и заносится в протокол. Если дистанцию  пробегают одновременно двое, то результаты фиксируются двумя секундомерами.

 

Пробежав дистанцию, ребенок  возвращается к линии старта спокойным  шагом. Повторный пробег им дистанции  проводится через 3-4 забега.

 

Челночный бег (3 на 10 м.)

 

Цель: определить уровень  развития ловкости, координацию движений.

 

Место проведения: спортивная площадка на участке или спортивный зал детского сада.

 

Оборудование: секундомер, зрительные ориентиры (кубики). Исходное положение: высокий старт.

 

Челночный бег - бег по 10-метровой прямой с двумя возвращениями (общая  дистанция 30 м). На одном конце площадки кладут два кубика, на другой ставят стул или скамейку. С учетом особенностей дошкольника можно предложить игровое  задание: взяв один кубик, ребенок бежит  на другой конец площадки, кладет кубик, бежит за вторым, переносит его  и останавливается. Показатель ловкости - время, затраченное на выполнение задания. Результат фиксируется  с точностью 0,1 сек.

 

Бег на выносливость

 

5 лет - 90 м, 6 лет - 120 м, 7 лет - 150 м.

 

Цель: определить способность  длительно выполнять двигательную деятельность без снижения ее эффективности.

 

Место проведения: спортивная площадка (ровная прямая беговая дорожка).

 

Оборудование: секундомер.

 

Исходное положение: высокий  старт.

 

Контрольные испытания проводятся на воздухе. Дети бегут на перегонки  парами (подобрать пары, равные по уровню физической подготовленности и скорости бега). Каждый ребенок бежит в  силу своих возможностей. Дается одна попытка. Желательно, чтобы старт  и финиш находились в одном  месте.

 

Бросок набивного мяча из-за головы.

 

Цель: определить развитие скоростно-силовых  качеств (развитие силы

 

мышц плечевого пояса  и умение приложить необходимое  усилие в движении).

 

Место проведения: спортивная площадка на участке или спортивный зал детского сада.

 

Оборудование: стоя, слегка расставив ноги.

 

Ребенок, стоя у линии, начерченной  на полу (земле), бросает мяч двумя  руками из-за головы как можно дальше. Для большей результативности перед  ребенком следует поставить цель: начертить линию, куда надо добросить  мяч. Качество броска: соблюдение направления  при броске (вперед, вниз, вверх). Тест можно использовать для детей 4-7 лет.

 

Метание мешочка одной  рукой на дальность.

 

Цель: определить развитие скоростно-силовых  качеств.

 

Место проведения: спортивная площадка на участке или спортивный зал детского сада.

 

Оборудование: мешочки с  песком массой 15-200 г., рулетка.

 

Исходное положение: левая  нога впереди, (правая сзади при метании  правой рукой) и наоборот. Мешочек  с песком держат в правой (левой) руке, опущенной вниз.

 

Ребенок стоит у линии, начерченной на полу или земле. Воспитатель  должен объяснить и показать задание. Ребенок, приняв исходное положение, метает мешочек от плеча (выполняет три  броска вначале одной, а затем  другой рукой в произвольном темпе).

 

Для удобства измерения дальности  броска дорожку шириной примерно 3-5 м. Длинной 10-15 м размечают поперечными  линиями на расстоянии 0,5-1 м одна от другой. На каждой линии указывают  число, соответствующее расстоянию в метрах от исходной черты.

 

Измерив расстояние от ближайшей  к месту падения мешочка линии, определяют дальность броска. Замер  делают с точностью до 1 см, используя  рулетку.

 

Прыжки в длину с  места.

 

Цель: определить развитие скоростно-силовых  качеств.

 

Место проведения: спортивная площадка на участке или спортивный зал дет. сада.

 

Оборудование: рулетка.

 

Исходное положение: узкая  стойка, ноги врозь. Техника движения: полуприсед и мах руками назад, затем  резко вперед; тяжесть тела слегка перенести на переднюю часть стопы. Энергично оттолкнуться ногами, руки вперед вверх, в полет надо согнуть  ноги, подать туловище вперед и прыгнуть как можно дальше с мягким приземлением на обе ноги и остаться на месте, не отрывая ноги от пола.

Информация о работе Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста