Использование мифов и легенд в обучении музыке

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования: проанализировать возможности использования мифов и легенд в обучении музыке.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
 раскрыть основные подходы к обновлению содержания музыкального воспитания;
 рассмотреть особенности использования фольклора, мифов и легенд на уроках музыки;
 проанализировать практические аспекты использования мифов и легенд о музыке, музыкальных инструментах в процессе обучения музыке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В ШКОЛЕ 6
1.1. Обновление содержания современного музыкального воспитания 6
1.2. Музыкальный фольклор, мифы и легенды на уроках музыки 8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИФОВ И ЛЕГЕНД В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ 13
2.1. Мифы и легенды о музыке 13
2.2. Мифы о музыке и музыкантах 15
2.3. Мифы и легенды о возникновении музыки 17
2.4. Мифы и легенды о музыкальных инструментах 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

!!КУРСОВАЯ Педагогика.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Считается, что Сальери оклеветали музыканты австрийской школы, чтобы подорвать сильные позиции итальянских соперников при венском дворе. Однако в массовой культуре, благодаря трагедии А.С. Пушкина и фильму Милоша Формана, прочно закрепился стереотип о «гении и злодействе».

В XX веке конъюнктурные соображения не раз давали пищу для мифотворчества в музыкальной индустрии. Шлейф слухов и разоблачений, сопутствующий музыке, служит показателем интереса к этой сфере общественной жизни и потому имеет право на существование.

 

2.3. Мифы и легенды о возникновении музыки

Увертюра.

Музыка (греч. musa — муза). Музыка — вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам. Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании [24].

Музыка . Великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека, с древнейших времен и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня — в век радио и телевидения, век грам- аудио- и видеозаписи, когда так доступны концерты, и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте.

Да, звучит очень много музыки, музыки самой разной — старинной и современной, так называемой «классической» и «легкой», исполняемой профессиональными артистами и любителями. Как разобраться, сориентироваться в этом безбрежном звуковом море? Как научиться отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки, содержательную музыкальную пьесу от популярного, но пустого шлягера? Как почувствовать красоту серьезного произведения, которое поначалу может показаться скучным и неинтересным, а на самом деле глубоко по образному смыслу и истинно красиво?

Совет один: стараться больше знать о музыкальном искусстве, его истории, особенностях языка, законах, по которым строится музыкальное творчество (разумеется, постоянно слушая много хорошей серьезной музыки).

Кто изобрел музыку?

Нареда сидел однажды погруженный в раздумья, как вдруг звуки, извлекаемые легким дуновением ветерка, прельстили его слух; они все продолжали расти, становясь все прекраснее и разнообразнее .»

Так древнее индийское стихотворение рисует тот изначальный момент, когда вдруг из «ничего», от легкого дуновения ветерка возникла первая музыка. Бога Нареду древние индусы и считали главным богом музыки, который подарил человечеству это великое искусство. По другой легенде, первым, кто познал музыку, был бог Брахма. Он поделился своим открытием с мудрецом Брахатой, а тот уже рассказал людям о красоте и силе воздействия музыки [25].

Предположим, что Нареда и Брахма действительно были первооткрывателями музыки. Но как же в таком случае быть с греческими богами Аполлоном и Артемидой? Ведь, согласно одному из широко известных мифов, Артемида, выстрелив однажды из лука, первой обнаружила, что свист пущенной тетивы очень красив. Открытие Артемиды так понравилось Аполлону, что он и сам стал извлекать из «мужеубийственного» оружия, как гласит миф, очаровательные звуки.

Впрочем, эта версия о происхождении музыки опровергается самими же греками. Аполлодор в своей «Мифологической библиотеке» — одном из авторитетнейших источников греческих мифов — утверждает, что сначала на свет появились музы, а потом уже их сводные брат и сестра — Аполлон и Артемида.

По преданию, муз было девять, причем пять имели непосредственное отношение к музыке: Эвтерпа считалась покровительницей всего музыкального искусства, Мельпомена ведала пением и похоронной музыкой, Терпсихора — хоровым пением, Эрато — свадебными песнями, Полигимния — песнопениями в честь богов и героев. И хотя Аполлон обычно именуется предводителем муз или Аполлоном Мусагетом, как явствует из мифологии, музы проявили себя в искусстве звуков все же раньше, чем Аполлон.

Вероятно, у большинства народов есть легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и героях, открывших ее людям. Такое совпадение не удивительно.

С какими бы звуками природы ни сталкивался человек в древности, их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки эти издают некие существа, таинственные и невидимые. Например, как повествует немецкий эпос, не гром, а злой дух Тор, рассердившись на людей, посылает на землю свои раскаты-проклятья; в журчащих водах реки или водопада сидит ласковый и нежный Нек и поет русалкам свою размеренную песню; а в глубине шумящего леса смеется Пан или рычит Рюбецаль [22].

Поэтичны и разнообразны мифы, легенды и сказания древних народов о происхождении музыки. Но кто в наши дни поверит, что музыку людям ниспослали боги и духи?

В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы — пением птиц, ревом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окруженный этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им. Таким образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникала сознательно создаваемая им музыка.

Но были и другие, не менее важные источники.

Если внимательно присмотреться к первым, самым примитивным музыкальным инструментам (их можно увидеть сегодня в этнографических или музыкальных музеях), можно легко обнаружить, что они немногим отличаются от простых орудий труда. Такое сходство не случайно. Большинство из них имеет явно «рабочее» происхождение. Это заметно и по форме этих инструментов, и по манере игры за них. Обычная ступа, в которой толкли зерно, глиняный горшок или тыквенная бутыль обтягивались кожей, и инструменты - позднее их назовут ударными - можно было считать готовыми.

Струнные музыкальные инструменты тоже родились из орудий труда. Они представляли собой (и в этом греческие легенды не погрешили против истины) не что иное, как подражание луку.

Не были исключением и духовые. Чтобы передать сигнал на более далекое расстояние, первобытный музыкант усиливал звук своего голоса, крича в раковину или тростниковую трубку.

Так человек открывал музыку. Открывал в окружавшей его природе, а также в связи с трудовыми процессами, вне которых он не мог существовать.

Представим себе жизнь наших далеких предков. В большинстве их первостепенно важных занятий - охоте, рыбной ловле, валке деревьев - необходимым условием была коллективность труда. Залогом успеха в повседневных делах служила слаженность. Поэтому в основе совместных действий первобытных людей лежал ритм [11].

Возможно, что именно из ритмических покрикиваний, облегчавших совместную физическую работу, начали формироваться элементарные песнопения. Это лишь один из вероятных путей их зарождения. Другим мог быть хоровой танец, появившийся опять-таки благодаря трудовым занятиям человека древности.

Хоровой танец, очевидно, возник как подражание повадкам зверей во время охоты и самому процессу охоты. Он служил не только примитивной игрой, но и способствовал укреплению важнейшего условия первобытной жизни - коллективной сплоченности, согласованности действий. Простейшим «инструментом», обеспечивавшим ритмическую основу хорового танца, был человеческий голос. Есть основания предполагать, что таким образом - в хоре - и родилась мелодия [25].

 

2.4. Мифы и легенды о музыкальных инструментах

С незапамятных времен человека сопровождают музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты: от тетивы лука до скрипки Страдивари, от «музыкальных» камней палеолита до современных синтезаторов. В древности музыкальное искусство глубоко почиталось. В Шумере и Вавилоне в честь музыкальных инструментов совершались жертвоприношения. В Древней Греции богов, как правило, изображали с музыкальными инструментами в руках. Волшебная сила музыки воспевалась в преданиях и мифах: вспомним хотя бы древнегреческого певца Орфея, который своим пением и игрой на кифаре сумел покорить не только диких зверей, но и обитателей подземного царства Аид; В Древней Руси родилась былина о новгородском певце-гусляре Садко, искусству которого подчинялась даже морская стихия. В Древней Руси музыку считали больше чем искусство. В старинной Российской «Книге о семи свободных мудростях» музыка входит в число наук, среди которых диалектика, грамматика, риторика и арифметика, геометрия и астрономия. Неизвестный автор пишет: «Внимательно смотрите, откройте уши, стремитесь духом, ибо когда я возглашу, пробудятся умы. Кроме трех (имеется в виду грамматика, диалектика и риторика) есть четвертая мудрость, всем необходимая, называемая музыкой; она наполнена весельем, украшена радостями, всегда во всем истинная и любезная, восхваляемая устами живущих на земле… Обладает же моя стихия, называемая музыкальной, всей красотой голоса, протяженностью слова и свойственной этой стихии дивной прелестью». Читая эти строчки из трактата XVII века, начинаешь понимать, какую важную роль играла «четвертая мудрость» в культуре Древней Руси. И еще. Древнерусская художественная культура поражает нерасторжимым единением своих сфер – архитектуры, литературы, живописи и музыки. И сегодня мы поговорим с вами и о культуре Древней Руси, и о музыкальных инструментах прошлого. Мы предлагаем вам ответить на несколько вопросов [24].

1. «Я охотник был играть да  во турий рог» – так говорит  о себе Василий Окульевич, герой одной из русских былин. У славян рога животных использовались как пастушеские музыкальные инструменты. Первое упоминание о рогах и трубах как о военных инструментах русских появляются в летописях в 11 веке. У многих народов рога с древних времен использовались как сигнальные, военные и ритуальные инструменты. Бычьи, буйволовы, козлиные рога, а затем и металлические трубы в форме рога применялись на охоте. Именно от такого примитивного рога произошел инструмент, который относиться к группе медных духовых инструментов и выделяется особенно певучим, бархатистым и теплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием. Название инструмента в переводе с немецкого означает «лесной рог». Отсюда первое впечатление от звучания этого инструмента связано у слушателя с безграничными далями, природой, лесами и полями. Но этому инструменту свойственны и мужественные, драматические краски, они напоминают о другой жизни старинного инструмента, которым в средние века подавали сигналы к началу рыцарских турниров. Назовите этот инструмент.

2. В 1158 году сын Юрия Долгорукого  князь Андрей Боголюбский сделал  своей столицей город Владимир  на Клязьме, основанный за полвека  до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой  горе над Клязьмой Андрей Боголюбский  начал строить храм, ставший главным храмом Северо-восточной, Залесской Руси – Успенский собор. Андрей Боголюбский задумал свой храм не только как главный храм владимирской епископии, но и как оплот новой, независимой от Киева митрополии – ведь стольный Владимир-град вступал с Киевом не только в политическое, но и в церковное соперничество. Белокаменные храмы, построенные при Андрее Боголюбском и его приемнике, Всеволоде Большое Гнездо, принадлежат к памятникам архитектуры мирового значения. Архитектура владимирского Успенского собора определила развитие зодчества Северо-восточной Руси на несколько столетий вперед. Из нее выросла и вся архитектура Московского государства. От стен Успенского собора берет начало и знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов. Именно на фасадах Успенского собора впервые появились резные белокаменные маски и композиции. Во всем древнерусском искусстве монументальная пластика получили полное развитие только во Владимиро-Суздальском княжестве. В основе этой пластики – древние традиции деревянной резьбы, восходящей к языческим временам. Народное начало, питавшее древнерусское искусство, тут проявилось особенно ярко в рельефе, сливающимся с архитектурой, дополняя ее и украшая. На стенах соборов – звери, птицы, растения в самом причудливом изображении; бытовые сюжеты, библейские и даже реальные герои. На стенах соборов можно встретить и изображения скоморохов и инструментов, на которых они играли. Среди них – древний народный инструмент славянского происхождения гудок-смык: долбленое деревянное корытце, покрытое плоской пластинкой, с тремя струнами и лунообразным смычком, стянутым на концах пучком волос из конского хвоста. Бродячие музыканты, странствуя из города в город, из страны в страну, играли на этих инструментах во время празднеств, игрищ и т.п. Этот инструмент стал одним из «дедушек», а может быть и «прадедушек» одного из главных инструментов симфонического оркестра. А вот какого инструмента?

3. В прошлом на этом инструменте  играли преимущественно женщины, исполняя величальные песни на свадьбах. Этот ударный инструмент представляет собой связку деревянных пластинок (до 20 штук), нанизанных на два параллельных шнура или ремешка. Для того, чтобы пластинки не прикасались одна к другой, между ними сделаны деревянные прокладки. При игре их растягивают веером за выведенные наружу концы ремешков и затем, манипулируя кистями рук, заставляют пластинки ударяться друг о друга то одновременно, то порознь. Назовите этот древнейший инструмент.

4. Давнейшими музыкальными инструментами  считаются ударные. Сейчас ударные – это очень большая группа инструментов, но мы поговорим о колоколах. Колокольный звон был неотъемлемой частью жизни каждого города Руси (большого и малого). Колокола «жили» на звонницах церквей (их еще называют колокольнями) и своим звоном призывали верующих на молитву, предупреждали об опасности, радовали веселыми перезвонами в дни праздников и великих событий. Были и особые колокола – такие, как вечевой колокол в древнем Новгороде – он собирал новгородцев на вече. Когда Иван Грозный разорил Новгород, не пожелавший добровольно подчиниться ему, он приказал привести вечевой колокол в Москву и «наказал» его. А вот какое «наказание» было определено Иваном Грозным для вечевого колокола Новгорода?

Ответы

1. Валторна.

2. Современная скрипка имеет много предшественников и среди них – гудок-смык.

3. Трещётка.

4. Он приказал повесить его  звонить с другими колоколами, тем самым принижая значимость  этого колокола. Говорят, колокольный  звон полезен для здоровья, поэтому  звонари живут долго. Сегодня в нашей стране все чаще слышится звон колоколов – может быть, они помогут и нам жить долго…

Одним из популярных инструментов в Древней Руси были гусли.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Область фольклора, использование мифов и легенд заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятие и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит важной и необходимой базой в целях воспитания подрастающего поколения, освоения культурных ценностей.

К началу 90-х годов использование мифов и легенд в обучении музыке приобрело новые формы, в основе которых лежит качественно новый этап развития общественного интереса к культурным традициям своего народа через осознанное отношение к содержательной стороне традиционной культуры (а собственно и фольклора), выяснение её художественной, этической, историко-культурной ценности.

Информация о работе Использование мифов и легенд в обучении музыке