Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 19:52, курсовая работа
Цель курсового исследования: проанализировать возможности использования мифов и легенд в обучении музыке.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
раскрыть основные подходы к обновлению содержания музыкального воспитания;
рассмотреть особенности использования фольклора, мифов и легенд на уроках музыки;
проанализировать практические аспекты использования мифов и легенд о музыке, музыкальных инструментах в процессе обучения музыке.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В ШКОЛЕ 6
1.1. Обновление содержания современного музыкального воспитания 6
1.2. Музыкальный фольклор, мифы и легенды на уроках музыки 8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИФОВ И ЛЕГЕНД В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ 13
2.1. Мифы и легенды о музыке 13
2.2. Мифы о музыке и музыкантах 15
2.3. Мифы и легенды о возникновении музыки 17
2.4. Мифы и легенды о музыкальных инструментах 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Считается, что Сальери оклеветали музыканты австрийской школы, чтобы подорвать сильные позиции итальянских соперников при венском дворе. Однако в массовой культуре, благодаря трагедии А.С. Пушкина и фильму Милоша Формана, прочно закрепился стереотип о «гении и злодействе».
В XX веке конъюнктурные соображения не раз давали пищу для мифотворчества в музыкальной индустрии. Шлейф слухов и разоблачений, сопутствующий музыке, служит показателем интереса к этой сфере общественной жизни и потому имеет право на существование.
2.3. Мифы и легенды о возникновении музыки
Увертюра.
Музыка (греч. musa — муза). Музыка — вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам. Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании [24].
Музыка . Великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека, с древнейших времен и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня — в век радио и телевидения, век грам- аудио- и видеозаписи, когда так доступны концерты, и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте.
Да, звучит очень много музыки, музыки самой разной — старинной и современной, так называемой «классической» и «легкой», исполняемой профессиональными артистами и любителями. Как разобраться, сориентироваться в этом безбрежном звуковом море? Как научиться отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки, содержательную музыкальную пьесу от популярного, но пустого шлягера? Как почувствовать красоту серьезного произведения, которое поначалу может показаться скучным и неинтересным, а на самом деле глубоко по образному смыслу и истинно красиво?
Совет один: стараться больше знать о музыкальном искусстве, его истории, особенностях языка, законах, по которым строится музыкальное творчество (разумеется, постоянно слушая много хорошей серьезной музыки).
Кто изобрел музыку?
Нареда сидел однажды погруженный в раздумья, как вдруг звуки, извлекаемые легким дуновением ветерка, прельстили его слух; они все продолжали расти, становясь все прекраснее и разнообразнее .»
Так древнее индийское стихотворение рисует тот изначальный момент, когда вдруг из «ничего», от легкого дуновения ветерка возникла первая музыка. Бога Нареду древние индусы и считали главным богом музыки, который подарил человечеству это великое искусство. По другой легенде, первым, кто познал музыку, был бог Брахма. Он поделился своим открытием с мудрецом Брахатой, а тот уже рассказал людям о красоте и силе воздействия музыки [25].
Предположим, что Нареда и Брахма действительно были первооткрывателями музыки. Но как же в таком случае быть с греческими богами Аполлоном и Артемидой? Ведь, согласно одному из широко известных мифов, Артемида, выстрелив однажды из лука, первой обнаружила, что свист пущенной тетивы очень красив. Открытие Артемиды так понравилось Аполлону, что он и сам стал извлекать из «мужеубийственного» оружия, как гласит миф, очаровательные звуки.
Впрочем, эта версия о происхождении музыки опровергается самими же греками. Аполлодор в своей «Мифологической библиотеке» — одном из авторитетнейших источников греческих мифов — утверждает, что сначала на свет появились музы, а потом уже их сводные брат и сестра — Аполлон и Артемида.
По преданию, муз было девять, причем пять имели непосредственное отношение к музыке: Эвтерпа считалась покровительницей всего музыкального искусства, Мельпомена ведала пением и похоронной музыкой, Терпсихора — хоровым пением, Эрато — свадебными песнями, Полигимния — песнопениями в честь богов и героев. И хотя Аполлон обычно именуется предводителем муз или Аполлоном Мусагетом, как явствует из мифологии, музы проявили себя в искусстве звуков все же раньше, чем Аполлон.
Вероятно, у большинства народов есть легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и героях, открывших ее людям. Такое совпадение не удивительно.
С какими бы звуками природы ни сталкивался человек в древности, их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки эти издают некие существа, таинственные и невидимые. Например, как повествует немецкий эпос, не гром, а злой дух Тор, рассердившись на людей, посылает на землю свои раскаты-проклятья; в журчащих водах реки или водопада сидит ласковый и нежный Нек и поет русалкам свою размеренную песню; а в глубине шумящего леса смеется Пан или рычит Рюбецаль [22].
Поэтичны и разнообразны мифы, легенды и сказания древних народов о происхождении музыки. Но кто в наши дни поверит, что музыку людям ниспослали боги и духи?
В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы — пением птиц, ревом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окруженный этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им. Таким образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникала сознательно создаваемая им музыка.
Но были и другие, не менее важные источники.
Если внимательно присмотреться к первым, самым примитивным музыкальным инструментам (их можно увидеть сегодня в этнографических или музыкальных музеях), можно легко обнаружить, что они немногим отличаются от простых орудий труда. Такое сходство не случайно. Большинство из них имеет явно «рабочее» происхождение. Это заметно и по форме этих инструментов, и по манере игры за них. Обычная ступа, в которой толкли зерно, глиняный горшок или тыквенная бутыль обтягивались кожей, и инструменты - позднее их назовут ударными - можно было считать готовыми.
Струнные музыкальные инструменты тоже родились из орудий труда. Они представляли собой (и в этом греческие легенды не погрешили против истины) не что иное, как подражание луку.
Не были исключением и духовые. Чтобы передать сигнал на более далекое расстояние, первобытный музыкант усиливал звук своего голоса, крича в раковину или тростниковую трубку.
Так человек открывал музыку. Открывал в окружавшей его природе, а также в связи с трудовыми процессами, вне которых он не мог существовать.
Представим себе жизнь наших далеких предков. В большинстве их первостепенно важных занятий - охоте, рыбной ловле, валке деревьев - необходимым условием была коллективность труда. Залогом успеха в повседневных делах служила слаженность. Поэтому в основе совместных действий первобытных людей лежал ритм [11].
Возможно, что именно из ритмических покрикиваний, облегчавших совместную физическую работу, начали формироваться элементарные песнопения. Это лишь один из вероятных путей их зарождения. Другим мог быть хоровой танец, появившийся опять-таки благодаря трудовым занятиям человека древности.
Хоровой танец, очевидно, возник как подражание повадкам зверей во время охоты и самому процессу охоты. Он служил не только примитивной игрой, но и способствовал укреплению важнейшего условия первобытной жизни - коллективной сплоченности, согласованности действий. Простейшим «инструментом», обеспечивавшим ритмическую основу хорового танца, был человеческий голос. Есть основания предполагать, что таким образом - в хоре - и родилась мелодия [25].
2.4. Мифы и легенды о музыкальных инструментах
С незапамятных времен человека сопровождают музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты: от тетивы лука до скрипки Страдивари, от «музыкальных» камней палеолита до современных синтезаторов. В древности музыкальное искусство глубоко почиталось. В Шумере и Вавилоне в честь музыкальных инструментов совершались жертвоприношения. В Древней Греции богов, как правило, изображали с музыкальными инструментами в руках. Волшебная сила музыки воспевалась в преданиях и мифах: вспомним хотя бы древнегреческого певца Орфея, который своим пением и игрой на кифаре сумел покорить не только диких зверей, но и обитателей подземного царства Аид; В Древней Руси родилась былина о новгородском певце-гусляре Садко, искусству которого подчинялась даже морская стихия. В Древней Руси музыку считали больше чем искусство. В старинной Российской «Книге о семи свободных мудростях» музыка входит в число наук, среди которых диалектика, грамматика, риторика и арифметика, геометрия и астрономия. Неизвестный автор пишет: «Внимательно смотрите, откройте уши, стремитесь духом, ибо когда я возглашу, пробудятся умы. Кроме трех (имеется в виду грамматика, диалектика и риторика) есть четвертая мудрость, всем необходимая, называемая музыкой; она наполнена весельем, украшена радостями, всегда во всем истинная и любезная, восхваляемая устами живущих на земле… Обладает же моя стихия, называемая музыкальной, всей красотой голоса, протяженностью слова и свойственной этой стихии дивной прелестью». Читая эти строчки из трактата XVII века, начинаешь понимать, какую важную роль играла «четвертая мудрость» в культуре Древней Руси. И еще. Древнерусская художественная культура поражает нерасторжимым единением своих сфер – архитектуры, литературы, живописи и музыки. И сегодня мы поговорим с вами и о культуре Древней Руси, и о музыкальных инструментах прошлого. Мы предлагаем вам ответить на несколько вопросов [24].
1. «Я охотник был играть да во турий рог» – так говорит о себе Василий Окульевич, герой одной из русских былин. У славян рога животных использовались как пастушеские музыкальные инструменты. Первое упоминание о рогах и трубах как о военных инструментах русских появляются в летописях в 11 веке. У многих народов рога с древних времен использовались как сигнальные, военные и ритуальные инструменты. Бычьи, буйволовы, козлиные рога, а затем и металлические трубы в форме рога применялись на охоте. Именно от такого примитивного рога произошел инструмент, который относиться к группе медных духовых инструментов и выделяется особенно певучим, бархатистым и теплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием. Название инструмента в переводе с немецкого означает «лесной рог». Отсюда первое впечатление от звучания этого инструмента связано у слушателя с безграничными далями, природой, лесами и полями. Но этому инструменту свойственны и мужественные, драматические краски, они напоминают о другой жизни старинного инструмента, которым в средние века подавали сигналы к началу рыцарских турниров. Назовите этот инструмент.
2. В 1158 году сын Юрия Долгорукого
князь Андрей Боголюбский
3. В прошлом на этом инструменте
играли преимущественно
4. Давнейшими музыкальными
Ответы
1. Валторна.
2. Современная скрипка имеет много предшественников и среди них – гудок-смык.
3. Трещётка.
4. Он приказал повесить его звонить с другими колоколами, тем самым принижая значимость этого колокола. Говорят, колокольный звон полезен для здоровья, поэтому звонари живут долго. Сегодня в нашей стране все чаще слышится звон колоколов – может быть, они помогут и нам жить долго…
Одним из популярных инструментов в Древней Руси были гусли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Область фольклора, использование мифов и легенд заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятие и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит важной и необходимой базой в целях воспитания подрастающего поколения, освоения культурных ценностей.
К началу 90-х годов использование мифов и легенд в обучении музыке приобрело новые формы, в основе которых лежит качественно новый этап развития общественного интереса к культурным традициям своего народа через осознанное отношение к содержательной стороне традиционной культуры (а собственно и фольклора), выяснение её художественной, этической, историко-культурной ценности.
Информация о работе Использование мифов и легенд в обучении музыке