Использование мифов и легенд в обучении музыке

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования: проанализировать возможности использования мифов и легенд в обучении музыке.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
 раскрыть основные подходы к обновлению содержания музыкального воспитания;
 рассмотреть особенности использования фольклора, мифов и легенд на уроках музыки;
 проанализировать практические аспекты использования мифов и легенд о музыке, музыкальных инструментах в процессе обучения музыке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В ШКОЛЕ 6
1.1. Обновление содержания современного музыкального воспитания 6
1.2. Музыкальный фольклор, мифы и легенды на уроках музыки 8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИФОВ И ЛЕГЕНД В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ 13
2.1. Мифы и легенды о музыке 13
2.2. Мифы о музыке и музыкантах 15
2.3. Мифы и легенды о возникновении музыки 17
2.4. Мифы и легенды о музыкальных инструментах 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

!!КУРСОВАЯ Педагогика.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.П. ЧЕХОВА»

 

 

 

 

К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

 

На тему: Использование мифов и легенд в обучении музыке

 

 

По дисциплине: Педагогика

 

 

 

 

Выполнил:________________________

 

Проверил: _________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таганрог 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1.  ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В ШКОЛЕ

6

1.1. Обновление содержания современного музыкального воспитания

6

1.2. Музыкальный фольклор, мифы и легенды на уроках музыки

8

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИФОВ И ЛЕГЕНД В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ

13

2.1. Мифы и легенды о музыке

13

2.2. Мифы о музыке и музыкантах

15

2.3. Мифы и легенды о возникновении музыки

17

2.4. Мифы и легенды о музыкальных инструментах

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

25

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

27


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Глубокие общественные преобразования в нашей стране актуализировали задачу воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. В свою очередь духовность общества немыслима, если человек не ощущает себя частью своего народа и его культуры. Решение этой задачи необходимо начинать в детстве. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в Международной конвенции о правах ребенка.

Вместе с тем эта гуманистическая общественная идея не может быть полностью реализована до тех пор, пока процесс воспитания ориентируется на авторскую педагогику, а принцип учета индивидуальности и творческого потенциала лишь декларируется. Не случайно, поэтому обращение деятелей просвещения, культуры, искусства к решению проблем, связанных с поиском наиболее эффективных путей развития индивидуальности ребенка, среди которых в первую очередь называется процесс приобщения подрастающего поколения к художественной культуре (Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Д.С. Лихачев, Л.А. Рапацкая, Г.С. Ригина, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая).

В связи с этим особенно усиливается роль образования и культуры в воспитательном процессе учебных заведений разных статусов. Одной из важнейших проблем педагогики становится преодоление излишнего рационализма, приводящего к тому, что занятия, связанные с формированием у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, образного мышления, творческих способностей, нередко сводятся к лишь к практицизму.

Одним из путей его преодоления является культуросообразность учебно-воспитательного процесса, предусматривающая гуманизацию и гармонизацию путей и методов познания, обучение умению добывать и применять знания. При этом немалая доля отводится искусству, в том числе музыкальному, которое, являясь частью художественной культуры и наиболее глубоко, чем другие виды искусств, эмоционально воздействуя на человека, вносит существенные изменения в сферу индивидуального сознания и духовную жизнедеятельность человека, создает предпосылку для активной творческой деятельности. Однако возможность посредством музыкальных образов духовно и практически познать окружающий мир и выражать отношение к нему остается нереализованной, если у ребенка не формируется умение осознавать процесс создания музыкально-художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира; если не развивается индивидуальная восприимчивость к окружающему искусству и художественному видению мира.

Многовековая отечественная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения человека. В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются отличительной особенностью русского характера, любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию многое другое остаются за гранью воспитательного и образовательного процессов.

В результате длительного и серьезного общения с искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства – эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.

Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей.

Последние два десятилетия ХХ века сопряжены с развитием народной педагогики, в том числе музыкальной и художественной. На формирование различных подходов к интерпретации русской народной педагогики оказали работы историка, философа и гуманиста Л.Н. Гумилева.

Особый интерес представляют работы, обращенные к раскрытию сущности и содержания традиций музыкального воспитания в национально-своеобразных условиях прошлого и настоящего: М.А. Набиевой, Н.Т. Халитовой, Н.П. Карвушиной, Э.Г. Скворцова, Л.М. Калачовой.

Объект исследования – процесс обучения музыке.

Предмет исследования – использование мифов и легенд в обучении музыке.

Цель курсового исследования: проанализировать возможности использования мифов и легенд в обучении музыке.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

  • раскрыть основные подходы к обновлению содержания музыкального воспитания;
  • рассмотреть особенности использования фольклора, мифов и легенд на уроках иузыки;
  • проанализировать практические аспекты использования мифов и легенд о музыке, музыкальных инструментах в процессе обучения музыке.

Структура работы. В соответствии с поставленными целью и задачами исследования была определена следующая структура курсовой работы: она состоит из введения, в которой обосновывается актуальность анализируемой темы, двух глав, раскрывающих поставленные задачи исследования, заключения, в котором формулируются основные выводы проведенного исследования,  списка использованной литературы.

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В ШКОЛЕ

 

1.1. Обновление содержания современного музыкального воспитания

Развитие теории и практики музыкального воспитания в школах России – это процесс постепенного освоения важнейших идей в музыковедении (ладовая теория Б. Яворского, энергетическая концепция искусства Э. Курта, интонационная теория Б. Асафьева). Новый этап развития музыкального воспитания в России связан с появлением в 70-е годы музыкально-педагогической концепции Д. Кабалевского, которая впитала в себя опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики и выдвинула в качестве цели школьного предмета “Музыка” формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части “их общей духовной культуры” [5].

Но противоречия современной жизни выдвигают новые требования к образованию, в том числе и музыкальному. Конечно, раньше было проще, потому что в единственной программе по музыке все было четко распределено по четвертям, темам, урокам. Зато теперь учитель имеет возможность сам строить свою работу, исходя из ориентиров, заданных программами, может двигаться разными путями, работать с новым музыкальным материалом, раскрывая при этом новые грани музыкальных произведений и предложенных тем.

Разумеется, в настоящее время существуют разнообразные новые программы с яркими красочными учебниками и индивидуальными тетрадями на печатной основе для детского творчества, но в силу определенных причин (дорогих учебников, отсутствия фонотеки и т.д.) учителю приходится задумываться над содержанием музыкального образования в общеобразовательной школе [8]. Таким образом, обновление содержания преподавания уроков музыки остается одной из важнейших проблем музыкального воспитания учащихся.

Работая над обновлением содержания преподавания уроков музыки, принципы моей музыкально-педагогической концепции остались те же:

  • связь с жизнью;
  • тематического построения;
  • целостности урока;
  • сходства и различия;
  • интереса и увлеченности [7].

Переосмысливая систему формирования музыкальной культуры школьников, музыкальное развитие ребенка рассматривается в настоящее время как духовное личностное его становление, как гармонизация его отношений с природой, людьми, искусством, самим собой.

Главное в обучении – метод: постижение музыки через интонацию, постижение музыки музыкой, музыки другими искусствами, жизнью природы и человека. Метод как “душа и понятие содержания” (Г. Гегель) – есть создаваемая педагогом ситуация, максимально отражающая законы искусства и психики ребенка. Методы на уроке музыки вытекают из звучащей музыки и эмоционального состояния ученика. Это:

  • проблемная ситуация;
  • метод ретроспективы (“забег” вперед и “возвращение” к пройденному);
  • музыкальное обобщение;
  • музыкальная драматургия;
  • размышления о музыке [5].

Каждый из методов может реализоваться через «палитру» приемов: интонирование поэтического текста разных стилей, интонирование музыки цветом, линией, движением и т.д.

Музыкальная культура как процесс не завершается в школе. На уроках закладывается лишь ее фундамент: интерес к жизни через увлеченность музыкой как первая ступень проявления потребности; эстетический вкус как качественная характеристика музыкальной культуры, творческое художественно-образное мышление как инструмент самовыражения ребенка в разнообразных видах музицирования, способность эстетического созерцания как установление своего отношения к миру [19].

Поэтому обновление содержания уроков музыки не меняет основных положений моей музыкально-педагогической концепции, принципов методов обучения. Напротив, на новом музыкальном материале происходит:

  • обогащение музыкально-слухового опыта учащихся в целом;
  • полифония видов деятельности на уроке (исполнение, слушание, игра на музыкальных инструментах, творчество учащихся, музыкально-ритмические движения);
  • целенаправленное накопление интонационного опыта и др.

Обновление содержания школьного предмета “Музыка” проводится в следующих направлениях:

  • Введение в уроки музыкального фольклора, мифов и легенд.
  • Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий и игр.
  • Обновление песенного материала.

 

1.2. Музыкальный фольклор, мифы и легенды на уроках музыки

Значение фольклора, мифов и легенд как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической культуры была уже выработана народная педагогика – система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной.

Для введения народного музыкального творчества, мифов и легенд на уроках музыки учителю необходимо знать основные признаки, свойства, позволяющие приблизиться к пониманию сущности фольклора.

Бифункциональность – неразрывное единство практической и духовной функций фольклорного произведения. В 1 классе при изучении темы “Колыбельная песня” можно рассказать учащимся о функциях песни: она поется, чтобы успокоить, усыпить дитя. Когда ребенок засыпает, песня прекращается – в ней больше нет необходимости. Так выражается практическая функция колыбельной. Желаемое достигнуто: малыш заснул – с ласковой интонацией, с завораживающей монотонностью тихо звучащего напева. Так проявляется эстетическая, духовная функция колыбельной песни. Все взаимосвязано в произведении: красоту нельзя отделить от пользы, пользу от красоты [19].

Полиэлементность. Среди множества художественно-образных элементов фольклора выделяют как основные словесный, музыкальный, танцевальный и мимический. Полиэлементность проявляется, например, на уроках, посвященных теме “Гори, гори ясно, чтобы не погасло”. При изучении хоровода-игры “Бояре” происходит движение “ряд на ряд”. В этой игре взаимодействуют все основные художественно-образные элементы: словесный и музыкальный проявляются в музыкально-поэтическом жанре песни, исполняемом одновременно с хореографическим движением (танцевальный элемент).

Информация о работе Использование мифов и легенд в обучении музыке