Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 19:52, курсовая работа
Цель курсового исследования: проанализировать возможности использования мифов и легенд в обучении музыке.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
раскрыть основные подходы к обновлению содержания музыкального воспитания;
рассмотреть особенности использования фольклора, мифов и легенд на уроках музыки;
проанализировать практические аспекты использования мифов и легенд о музыке, музыкальных инструментах в процессе обучения музыке.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В ШКОЛЕ 6
1.1. Обновление содержания современного музыкального воспитания 6
1.2. Музыкальный фольклор, мифы и легенды на уроках музыки 8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИФОВ И ЛЕГЕНД В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ 13
2.1. Мифы и легенды о музыке 13
2.2. Мифы о музыке и музыкантах 15
2.3. Мифы и легенды о возникновении музыки 17
2.4. Мифы и легенды о музыкальных инструментах 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Коллективность. Коллективность в фольклоре проявляется и в процессе создания произведения и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей. Спрашивать, кто сочинил народную песню, все равно, что спрашивать, кто сочинил язык, на котором мы говорим. На уроках музыки в начальной школе коллективность народного музыкального творчества обусловлена в исполнении фольклорных произведений. Ведь некоторые компоненты их форм, например, припев, предполагают обязательное включение в исполнение всех участников действия (“Во поле береза стояла”, р.н.п., “Солдатушки, бравы ребятушки”, р.н.п.).
Бесписьменность. Фольклор, в том числе музыкальный, творчество устно. Он живет в памяти людей и передается “из уст в уста”. С “устностью” связаны многообразные приемы повтора. Так при разучивании песни “А мы просо сеяли” регулярное повторение в составном припеве стихов песни усиливает их значимость в игровом или обрядовом действе:
Вариативность. Варьирование есть один из стимулов постоянного движения, “дыхания” фольклорного произведения, а каждое фольклорное произведение всегда как бы вариант самого себя. Фольклорный текст оказывается “незаконченным”, “открытым” для каждого следующего исполнителя. Например, в хороводной игре “Бояре” дети движутся везде “ряд на ряд”, а шаг может быть разным. В одних местах это обычный шаг с акцентом на последнем слоге каждой строки, в других – шаг с притопом на последних двух слогах, в третьих – это переменный шаг. Важно донести до сознания детей мысль, что в фольклорном произведении сосуществуют создание-исполнение и исполнение-создание [5].
Традиционность. Многообразие творческих проявлений в музыкальном фольклоре только внешне кажется стихийным. На протяжении длительного времени складывались объективные идеалы творчества. В каждой этнической традиции музыкального фольклора выработались ладоинтонационные и ритмоинтонационные стереотипы. Откуда берутся в песнях “ветры буйные”, “чисто полюшко”, “желты пески”, “люди добрые”?.. Их традиционной образной речи сказок, заговоров, плачей и т.д., которые слышит человек всю жизнь от окружающих людей.
На протяжении всей истории музыкального воспитания и образования вырабатывались методические принципы включения фольклора в учебный процесс.
Один – ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке, мифам и легендам. Это предполагает исполнение и слушание обработок народных песен и наигрышей, а также авторской музыки, основанной на фольклорном материале. Например, финал “Четвертой симфонии” П.И. Чайковского и русская народная песня “Во поле береза стояла”. Хор из оперы “Евгений Онегин” П.И. Чайковского и русская народная песня “Уж как по мосту мосточку”. Вариации на тему русской народной песни “Вниз по матушке по Волге” А Даргомыжского и русская народная песня “Вниз по матушке по Волге” [22].
Другой путь – непосредственное обращение к аутентичному фольклору. Но обращение к аутентичному фольклору в условиях современной школы требует особой осторожности, поскольку возникают неизбежные трудности, противоречия процесса обучения при попытке следования природе фольклора, устной форме бытования, его связи с практическими жизненными ситуациями. Для преодоления этих трудностей я использую следующие приемы [7]:
А) Эмоциональное воздействие на учащихся. Основная ошибка обучения состоит в том, что народная музыка не становится предметом любви, а превращается в учебный материал. Поэтому я стараюсь, чтобы ученики не только следили за построением и конструкцией песен, а воспринимали их как часть жизни, ощутили радость совместного пения.
Б) Знание контекста музыкального фольклорного произведения, без которого произведение будет лишено смысла и не понятно ученикам.
В) Познание музыкального фольклора как искусства синкретического (единство музыки, слова, движения). В вокальных произведениях определенное внимание уделяется слову, а вот движение выпадает из процесса обучения. Таким образом, текст синкретического произведения разрушается.
Г) Усвоение фольклора устно-слуховым, подражательным способом. Процесс работы над народной песней должен быть не столько разучиванием, сколько передачей с “голоса на голос”, от “сердца к сердцу”. Это напоминает обычную школьную практику усвоения любых песен не по нотам, а с голоса учителя. Конечно, для восприятия фольклорного произведения необходимы еще и впечатления от аутентичного пения как в непосредственном контакте с народными исполнителями (что в наших условиях очень сложно), так и посредством звукозаписей [7].
Разумеется, единых “рецептов” того, как вводить музыкальный фольклор, мифы и легендыне может быть дано. Важно, чтобы учитель всегда помнил и специфических его свойствах, искал ответы на возникающие в самом музыкальном фольклоре, в жизни общности людей, породнившей его.
Музыкальное воспитание в школе, как известно, наиболее эффективно осуществляется при сочетании урочной и внеклассной деятельности. Для музыкального фольклора, мифов и легенд это сочетание становится необходимым. С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человеческого опыта в форме материальной и духовной культуры. С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является все же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.
Для освоения очень многих жанров без ущерба для них достаточны условия урока. К таким жанрам относятся, например, потешки, прибаутки, колыбельные, мифы и легенды и т.д. При обращении к жанрам, связанным с активным движением, условия пространственной и временной ограниченности урока в классе вступают в противоречие с ними. Для проведения народных праздников и гуляний лучшей формой работы будет внеклассная деятельность, не столь жестко регламентированная временем и обязательным выполнением насыщенной программы урока.
Годы обучения в школе совпадают с тем возрастом, когда дети расстаются со своим детским фольклором, но, входя в большую жизнь, в современном обществе не получают, как правило, от взрослых эстафету фольклорного наследия предков. Школа может взять на себя миссию сохранения и передачи культурного наследия во всей его полноте, включая и традиционное музыкальное народное творчество, мифы и легенды.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИФОВ И ЛЕГЕНД В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ
2.1. Мифы и легенды о музыке
С древних времён с помощью музыки вводили в транс, передавали послания божествам, музыкой зажигали сердца на битву и благодаря гармонии нот устанавливали мир между враждующими сторонами, мелодией признавались в любви. Сказания и легенды о музыке донесли до нас из глубины веков много интересного. Мифы о музыке имеют довольно широкое распространение у древних греков, но поведаем вам из их мифологии только одну историю, историю про появление на Земле флейты [24].
Миф о Пане и его флейте
Однажды козлоногий бог лесов и полей Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний весёлого нравом, но страшного ликом лесного бога и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга взмолилась к реке, чтобы та её спрятала. Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту, которую в Греции называют именем наяды – Сирингой, а у нас этот музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель. И сейчас в лесах Греции вы можете услышать печальный звук тростниковой флейты, который иногда похож на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса.
Есть еще одна легенда о флейте и любви, эта история была частью традиции индейского народа племени Лакота, а теперь стала достоянием всего индийского фольклора.
Индийская легенда о флейте и любви
Индейские парни, даже если были бесстрашными воинами, могли стесняться подойти к девушке, чтобы признаться ей в своих чувствах, и вдобавок ко всему, на ухаживания не было времени и места: в типе с девушкой жила вся семья, а за поселением, влюбленных могли съесть животные или убить белые люди. Поэтому у юноши был в распоряжении только рассветный час, когда девушка шла по воду. В это время юноша мог выйти и заиграть на флейте-пимак, а его избранница в знак согласия могла только бросить смущенный взгляд и кивнуть. Потом в селении девушка имела возможность определить юношу по технике игры и выбрать своим мужем, поэтому этот инструмент еще называют флейтой любви.
Есть сказание, которое гласит, что однажды дятел научил охотника делать флейту-пимак, а ветер показал какие прекрасные мелодии можно извлекать из неё. Есть и другие легенды о музыке, которые рассказывают нам о передаче чувств без слов, например, казахское сказание о домбре.
Казахская легенда о музыке [25]
Жил злой и жестокий хан, которого боялись все. Этот тиран любил только своего сына и всячески его оберегал. А юноша очень любил охотиться, не смотря на все увещевания отца о том, что это очень опасное занятие. И однажды, отправившись на охоту без слуг, парень не возвратился. Опечаленный и расстроенный правитель послал своих слуг на поиски сына со словами о том, что зальет глотку расплавленным свинцом тому, кто принесет печальную весть. И ушли слуги в ужасе искать сына, и нашли его растерзанного диким вепрем под деревом. Но благодаря совету конюха, слуги взяли с собой мудрого пастуха, который сделал музыкальный инструмент и сыграл на нем хану печальную мелодию, в которой было понятно без слов о смерти сына. А правителю ничего не оставалось сделать, как залить расплавленным свинцом в отверстие деки этого инструмента.
Кто знает, быть может, некоторые мифы о музыке основаны на реальных событиях? Ведь стоит вспомнить легенды про арфистов, которые исцеляли своей музыкой смертельно больных правителей и нынешнее время, когда появилась такая отрасль в нетрадиционной медицине, как арфотерапия, благотворное действие которой подтверждено наукой. В любом случае – музыка одно из чудес человеческого бытия, которое достойно легенд.
2.2. Мифы о музыке и музыкантах
Невероятное эмоциональное воздействие, оказываемое музыкой, издревле заставляло задуматься о мистических источниках её происхождения. Интерес публики к избранным, отмеченным талантом сочинительства, порождал бесчисленные мифы о музыкантах.
С давних пор и до наших дней музыкальные мифы также рождались в борьбе политических и экономических интересов людей, вовлеченных в музыкальную индустрию.
Божественный дар или дьявольское искушение
В 1841 году малоизвестный композитор Джузеппе Верди, морально раздавленный провалом своих первых опер и трагической гибелью жены и двух детей, в отчаянии швыряет на пол рабочее либретто. Мистическим образом оно открывается на странице с хором иудейских пленных, и, потрясенный строками «О прекрасная утраченная родина! Дорогие, роковые воспоминания!», Верди начинает исступленно писать музыку…
Вмешательство Провидения разом изменило судьбу композитора: опера «Набукко» имела огромный успех и подарила ему встречу со второй женой, сопрано Джузеппиной Стреппони. А хор рабов настолько полюбился итальянцам, что стал вторым национальным гимном. И другие не только хоры, но и арии из опер Верди позже стали распеваться народом как родные итальянские песни.
Хтоническое начало в музыке нередко наводило на мысли о происках дьявола. Современники демонизировали гений Никколо Паганини, который ошеломлял слушателей безграничным талантом к импровизации и страстностью исполнения. Фигуру выдающегося скрипача окружали мрачные легенды: поговаривали, что он продал душу за волшебную скрипку и что в его инструменте заключена душа убитой им возлюбленной.
Когда Паганини умер в 1840 году, мифы о музыканте сыграли с ним злую шутку. Католические власти Италии запретили погребение на родине, и останки скрипача лишь через 56 лет обрели покой в Парме.
Роковая нумерология, или Проклятье девятой симфонии…
Запредельная мощь и героический пафос предсмертной Девятой симфонии Людвига ван Бетховена породили священный трепет в сердцах слушателей. Суеверный страх усилился после того, как Франц Шуберт, простудившийся на похоронах Бетховена, скончался, оставив после себя девять симфоний. А дальше «проклятие девятой», подкрепляемое нестрогими подсчетами, стало набирать обороты. «Жертвами» были объявлены Антон Брукнер, Антонин Дворжак, Густав Малер, Александр Глазунов и Альфред Шнитке.
Нумерологические изыскания привели к возникновению ещё одного фатального мифа о музыкантах, которых якобы подстерегает ранняя смерть в 27 лет. Суеверие распространилось после смерти Курта Кобейна, и сегодня в так называемый «Клуб-27» зачислены Брайан Джонс, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Эми Уайнхаус и еще около 40 человек.
Поможет ли Моцарт поумнеть?
Среди многочисленных легенд вокруг австрийского гения особый коммерческий успех имеет миф о музыке Вольфганга Амадея Моцарта как средстве увеличения IQ. Ажиотаж начался в 1993 году с выходом статьи психолога Фрэнсиса Раушера, утверждавшего, что прослушивание Моцарта ускоряет детское развитии. На волне сенсации записи стали расходиться миллионными тиражами по всему миру, и до сих пор, вероятно, в надежде на «эффект Моцарта», его мелодии звучат в магазинах, самолетах, на мобильных телефонах и телефонных линиях ожидания.
Последующие исследования Раушера, которые показали, что нейрофизиологические показатели у детей улучшают на самом деле занятия музыкой, уже никто так не популяризировал.
Музыкальные мифы как политическое орудие
О причинах смерти Моцарта не перестают спорить историки и музыковеды, однако версия, что его убил из зависти Антонио Сальери, — очередной миф. Официально историческую справедливость в отношении итальянца, который на самом деле был гораздо успешнее своих собратьев по музыкальному цеху, восстановил миланский суд в 1997 году.
Информация о работе Использование мифов и легенд в обучении музыке