Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:08, реферат
Одним из решающих факторов развития методической работы в ДОУ выступает организация в нём инновационной деятельности. Именно поэтому о дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, то они работают в «режиме развития». Философский энциклопедический словарь определяет «развитие» как изменения направленные, закономерны и необходимые. Следовательно, изменения в развивающем дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируют руководителем на основе ложившихся закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.
Педагоги с системно-моделирующим уровнем деятельности могут выступать в качестве «локомотивов/источников» нововведений и активизировать весь коллектив для инновационной, экспериментальной деятельности. А поддержат их, помогут дельным советом, в первую очередь, педагоги с локально-моделирующим уровнем деятельности.
Из педагогов-новаторов
может быть создана группа(«творческая/
Оставшиеся члены коллектива относятся к нейтральным (знак «=» – 40% выборки), а 20% педагогов из выборки (знак « – ») – к настороженно настроенным педагогам. Хочется надеяться, что они не являются людьми, не желающими принимать и использовать нововведения, а уж тем более – препятствовать их внедрению в деятельность ДОУ.
Составления администрацией/старшим воспитателем плана-программы работы по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива может включать в себя несколько блоков.
Блок 1. Организационно-педагогические мероприятия (методические объединения)
№ |
Мероприятия |
Цель |
Ответственный |
1 |
2 |
3 |
4 |
Педагогический совет на тему: «Повышение качества образования в ДОУ». Деловая игра: «Педагог будущего» (мозговой штурм) |
Повышение качества образования в ДОУ. Сравнительный анализ по результатам анкетирования: «Оценка инноваций и нововведений в ДОУ» (выводы и предложения) |
Заведующий детского сада, старший воспитатель. | |
Тренинг: «Потенциал вашей личности» |
Дальнейшее развитие, совершенствование личностных и творческих способностей педагогов, деловые качества; умение строить отношения с окружающими, а также о способах обретения внутренней гармонии. Использование психо-геометрического теста «Штрихи портрету Вашей личности» |
Педагог-психолог | |
Методические объединения |
Обсуждение достигнутых результатов, оценка степени усвоения группой нормы-образца для закрепления устойчивого образа профессиональной компетентности как коллективной ценности посредством расширения и применения имеющегося опыта в новых ситуациях, формирование творческой деятельности в процессе группового взаимодействия. Результатом становится устойчивое мотивационно-ценностное и эмоционально-оценочное отношение группы к достигнутому уровню профессиональной компетентности |
Старший воспитатель | |
Семинар: «Использование инновационного педагогического опыта в преемственности детского сада как важное условие для реализации индивидуальной траектории развития ребёнка» |
Реализация инновационного педагогического опыта (на занятиях, в индивидуальной работе с детьми) |
Старший воспитатель | |
Консультация: «Как развивать инновационный потенциал в себе» |
Формирование комплекса тем по самообразованию, которые способствуют овладению методами творческого мышления и воображения, саморегуляции психической деятельности и обобщения опыта работы с детьми и родителями, коллегами |
Педагоги | |
Педагогическая гостиная: «Наш коллектив – это сила» |
Оценка уровня развития педагогического коллектива ДОУ: способность педагогического коллектива ставить актуальные и реальные цели, вытекающие из социальных задач образования, способность строить и гибко изменять структуру взаимодействий, обеспечивающих достижение поставленных целей с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива с максимально возможной эффективностью |
Творческая группа | |
Проектная деятельность по годовой задаче детского сада |
Повышение профессиональной компетентности педегогов через реализацию проектной деятельности. Внедрение в педагогический процесс технологии проекта. Стимулирование развития интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей. Обеспечение контроля и коррекции внедрения метода проектов в образовательный процесс. Вовлечение в проектную деятельность всех участников педагогического процесса. Полученные результаты представить в виде мультимедийного проекта и продуктивной деятельности. |
Старший воспитатель, воспитатели групп | |
Обобщающий педагогический совет по теме: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования» |
Анализ показателей
совершенствования Повышение качества образования в условиях детского сада. |
Заведующий детского сада, старший воспитатель |
По ходу выполнения данной программы целесообразно использовать следующие методы организационной работы:
Особо эффективным для развития инновационного потенциала являются такие методы, как анализ процесса практической деятельности и обобщение, распространение педагогического опыта и проектной деятельности. Это ярко проявляется в процессе организации проведения тренинга «Потенциал вашей личности» и в педагогической гостиной «Наш коллектив – это сила».
Проектная деятельность помогает воспитателям не только создать хороший проект, но и активизировать работу «консерваторов», что в дальнейшем поможет развитию инновационных потенциалов у данных педагогов.
Блок 2. Повышение квалификации.
№ |
Мероприятия |
Ответственный |
1 |
Курсы повышение квалификации по заявленным темам педагогов и специалистов детского сада |
Старший воспитатель |
2 |
Поступление и обучение педагогических кадров в педагогические колледжи и вузы |
Воспитатели групп |
3 |
Переподготовка педагогических кадров на базе учреждений высшего педагогического и последипломного образования |
Старший воспитатель |
На данном этапе используются следующие методы работы с коллективом:
Необходимо чётко представлять возникающие на этом этапе объективные трудности. В частности, зачастую не все педагоги успевают пройти курсы повышения квалификации по той теме, которая их интересовала; некоторые педагоги, участвующие в экспериментальной работе по теме, не всегда имеют устойчивые навыки работы с современным мультимедийным оборудованием и др.
Блок 3. Работа диагностического центра
№ |
Мероприятия |
Ответственный |
1 |
Провести диагностику «Оценка инноваций в МДОУ», проанализировать результаты диагностики инновационного потенциала педагогов и специалистов (в начале учебного года) |
Старший воспитатель |
2 |
Разработать и провести опросник «Стратегия взаимодействия педагогического коллектива детского сада» |
Старший воспитатель |
3 |
Проведение опросника «Насколько сильна культура сотрудничества в вашем ДОУ» (апробация материала) |
Старший воспитатель |
4 |
Провести диагностику «Оценка инноваций в МДОУ», проанализировать результаты диагностики инновационного потенциала педагогов и специалистов (в конце учебного года) |
Старший воспитатель |
5 |
Составить сравнительный анализ в виде диаграмм и презентаций по раскрытию инновационного потенциала у педагогов в течение учебного года |
Старший воспитатель |
На данном этапе используются следующие методы работы:
Блок 4. Научно-методическое обеспечение
№ |
Мероприятия |
Ответственный |
1 |
Обеспечить методический кабинет необходимыми методическими материалами по реализации тем по самообразованию |
Старший воспитатель |
2 |
Совместно с творческой группой разработать серию статей по раскрытию потенциала у педагогов и коллективов ДОУ |
Творческая группа |
3 |
Внедрить в педагогический процесс инновационный опыт педагогов |
Педагоги детского сада |
На этом этапе используют следующие методы работы с коллективом:
При этом крайне важным условием работы педколлектива на данном этапе является обеспеченность дошкольного учреждения доступом Интернету. Это позволит расширить информационное поле деятельности педагогов, т.к. во время самоподготовки они смогут использовать не только методическую литературу в педагогическом кабинете, но и «всемирный опыт во всемирной паутине».
Еще одним важным
условием работы на данном этапе является
посещение в течение учебного
года мастер-классов педагогов-
После апробации данной программы целесообразно провести повторное анкетирование педагогов на предмет оценки инновационного потенциала коллектива.
Сравнительная оценка инноваций в МОУ дошкольного образования (примерный вариант)
Согласны ли Вы с утверждением, что в нашем дошкольном учреждении созданы условия для: |
Средний балл |
Динамика | |
Констати-рующий этап |
Контроль-ный этап | ||
1. Удовлетворения изменяющихся образовательных потребностей детей и их родителей |
4,4 |
4,6 |
+0,2 |
2. Периодического внесения изменений в цели развития ДОУ и его коллектива |
4,4 |
4,6 |
+0,2 |
3. Обеспечения высокого уровня развития ДОУ как системы |
4,4 |
4,6 |
+0,2 |
4. Непрерывности инновационной деятельности, развития педагогов и администрации |
4,6 |
4,8 |
+0,2 |
Коллективный средний балл |
4,45 |
4,6 |
+0,15 |
Примечание:
«+» – положительная динамика развития инновационного потенциала;
«–» – отрицательная динамика развития инновационного потенциала;
«=» – отсутствие динамики.
Как показывает
опыт, по основным параметрам оценки инновационного
потенциала педагогического коллектива
в процессе осуществления программы
в ДОУ наблюдается положительна
Доказательствами роста инновационного потенциала являются подтверждаемые результатами коллективной диагностики:
Все выше сказанное подтверждает эффективность предлагаемых в данном пособии технологий и материалов, т.к. их использование в практике работы ДОУ способствует росту положительных изменений в инновационной деятельности коллектива, развитию и самоорганизации методической работы в учреждении.
План-программа по развитию инновационных потенциалов коллектива относится к инновациям методической работы детского сада. При этом организация собственно методической работы ДОУ практически не меняется: акцент делается на её направленность. В то же время, в методической работе современных ДОУ есть инновации, которые требуют изменения подхода к её организации.
Одной из таких
инноваций выступает методическ
Информация о работе Инновационная деятельность детского сада как направление методической работы